Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архангельский Собор






Архангельский Собор был построен в 1505-1508 годы. Это второй по значению храм Московского государства.
Как и Успенский собор, он построен на месте древнего храма времен Ивана Калиты. Строил собор итальянский зодчий Алевиз Новый, приехавший в Россию из Венеции.
Итальянскому архитектору удалось органично соединить в архитектуре собора черты древнерусского зодчества с новшествами итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

 


Архангельский собор представляет собой большой шестистолпный крестово-купольный храм, увенчанный традиционным русским пятиглавием. Стены храма подчинены ордерным членениям. Профилированные карнизы делят фасады собора на два горизонтальных яруса, а пилястры, украшенные пышными капителями, задают им вертикальный ритм. Внешний облик храма сочетает в себе строгость ордерных членений с обилием декоративных деталей. Полукружия закомар заполнены огромными резными раковинами. Северный и западный входы обрамлены белокаменными резными порталами. Первоначально собор не был полностью побелен, как сегодня. Красный цвет кирпичных стен в сочетании с белокаменными архитектурными деталями придавал собору красочность и нарядность.
Кроме своего основного назначения соборной церкви св. Михаила Архангела, храм уже с XIV века выполняет и другую функцию: он становится местом упокоения московских князей – княжеской усыпальницей. Когда в начале XVI века было начато строительство нового храма, белокаменные княжеские гробы перенесли в церковь Иоанна Лествичника; но как только храм возвели до сводов, их торжественно вернули в собор, опустив в специально приготовленные под полом собора «склепы», выложенные кирпичом. Поверх склепов устроили надгробия, облицованные белокаменными плитами, украшенными резьбой. Всего в соборе 46 гробниц, расположенных по периметру храма. Южная сторона считалась более почетной для захоронения; вдоль нее стоят гробницы великих князей. Западная и северная стены были предназначены для размещения захоронений удельных князей. Великие князья Василий Васильевич Темный II, Иван Васильевич III и Василий Иванович III были погребены на солее храма, вблизи алтаря. Сын Василия III Иван Грозный, первый русский венчанный царь, приготовил для себя еще при жизни особую усыпальницу в юго-восточном предалтарии, диаконнике. Волею судеб первым в ней был погребен его старший сын Иван, а несколько позднее сам Иван Васильевич и его младший сын Федор. В начале XVII века на российский престол взошла новая династия – Романовы. Стремясь подчеркнуть законность перехода власти от Рюриковичей к Романовым, они также избрали Архангельский собор местом захоронения, располагая новые гробницы у юго-восточного и северо-восточного столбов. Кроме княжеских и царских гробниц, в соборе находятся две раки. Одна из них – рака с мощами святого князя Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть от татар. Еще недавно она находилась в недоступном для посетителей месте – в алтаре храма. Сегодня деревянная рака XVII века установлена в соборе у северной стены. На ее крышке помещено иконописное изображение князя Михаила. Вторая рака хранит мощи последнего Рюриковича, невинно убиенного младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия Угличского. В 1606 году, когда останки царевича привезли из Углича, раку поместили с внутренней стороны юго-восточного столба. В 1638 году над ней возвели белокаменную, украшенную резьбой сень и оградили литой решеткой. Мощи царственного младенца стали главной реликвией княжеского собора-усыпальницы.
Ежедневно в Архангельском соборе совершались заупокойные литургии и панихиды «по царским сродникам». В великокняжеской семье было принято перед особенно опасными предприятиями просить молитвенной помощи у своих умерших предков. Так, Дмитрий Донской молился у гробов своих прародителей перед походом на Куликово поле. Самодержцы посещали Архангельский собор также на Страстной и Пасхальной неделе, в дни памяти родных и на престольные праздники.

Впервые Архангельский собор был украшен росписью в царствование Ивана Грозного (1564-1565). В 1652 царские мастера Яков Казанец «со товарищи» получили указ сбить старую роспись, предварительно составив ее тщательное описание, и приступить к выполнению новой стенописи. Работа продолжалась с большими перерывами (из-за войны с Польшей) вплоть до 1660 года. На последнем этапе артель мастеров возглавлял царский жалованный изограф Симон Ушаков. Новая стенопись сохранила программу древней росписи. Фрески южной и северной стен собора посвящены архангелу Михаилу и повествуют о совершенных им на земле чудесах. Часть сводов и западная стена отданы композициям, иллюстрирующим одну из самых важных христианских молитв – Символ веры. На столбах храма помещены изображения святых русских князей, а в нижнем ярусе стен, над гробницами, «воображаемые» портреты погребенных в соборе князей. Росписью была украшена и лоджия западного фасада. Она рассказывает о легендарной истории крещения Руси князем Владимиром. Фрагменты древней живописи XVI века сохранились лишь в алтарной части собора. В центральной апсиде алтаря к XVI века принадлежит орнаментальная роспись, украшающая две ниши. В диаконнике собора, где расположены гробницы Ивана Грозного и его сыновей, к XVI веку относится роспись нижнего яруса. Одна из композиций этого яруса – Прощание с семьей – изображает Василия III, благословляющего перед смертью своего старшего сына Ивана и царицу Елену с младенцем Юрием на руках.
Иконостас Архангельского собора также создан в XVII веке (1679-1680). Деревянная конструкция иконостаса сплошь покрыта пышной вызолоченной резьбой с обилием растительных форм. Такую резьбу на Руси называли флемской, то есть фламандской. Подавляющее число икон четырехъярусного иконостаса также написано в конце XVII века. Стиль их живописи тяготеет к так называемой итало-критской школе.

В местный нижний ряд иконостаса кроме икон XVII века включены два более древних образа. Один из них – храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», написанная около 1399 гола. В среднике иконы изображен архангел Михаил в облике небесного воина, облаченного в доспехи и красный воинский плащ, а в окружающих средник клеймах – чудеса архангела Михаила. Дошедшая до наших дней легенда повествует, что икона была создана по заказу вдовы Дмитрия Донского, монахини Евдокии, в память о муже. Вторая древняя икона архангельского иконостаса – так называемое «Благовещение Устюжское». Она была написана во второй половине XVI веке при Иване Грозном, заказавшем для Архангельского собора копию древнего образа XII века.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.