Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Успенский Собор






Успенский Собор был построен в 1475-1479 годы под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. Перед итальянским зодчим была поставлена задача возвести собор по образцу древнего Успенского собора во Владимире.

 

 


Сохранив внешние особенности пятиглавого трехнефного православного храма, Фьораванти внес в его архитектуру ряд индивидуальных черт, объясняемых воздействием эстетики итальянского Ренессанса. Прежде всего, она ощущается в совершенной симметрии постройки. В плане храм делится на одинаковые квадратные ячейки, перекрытые крестовыми сводами.

Соответственно фасад здания составлен из одинаковых простенков прясел, разделенных вертикальными выступами-лопатками. Вытянутые узкие окна расположены точно по оси каждого прясла. Аркатурно-колончатый пояс, заимствованный из архитектурного декора Владимирского собора, проходит ровно по середине высоты стен храма. Апсиды собора архитектор сделал узкими как пеналы, но слабо выступающими из тела здания. Снаружи они скрыты дополнительными лопатками. Этот прием придал архитектуре храма, построенного из крупных блоков белого известняка, редкую цельность и строгость. В интерьере вместо привычных крещатых столбов использованы круглые колонны, которые наряду с равной высотой сводов создавали впечатление зального пространства, нового для русской архитектуры.
С момента своего основания Успенский собор служил местом, где проходили торжественные церемонии «вокняжения», венчания на царство, а с XVIII века – коронования императоров. Кроме того, храм имел статус митрополичьего собора, в соответствии с которым здесь же совершались ритуалы возведения в сан высших церковных иерархов.
Со строгим внешним обликом контрастирует богатство внутреннего убранства. Собор впервые был расписан в конце XV века. Известно, что в этой работе принимал участие знаменитый иконописец Дионисий. От этой древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части собора и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Эту живопись отличает нежность цвета, плавность контуров, утонченность пропорций. Существующая роспись появилась в соборе в 1642-1643 г.г. К работе над новой стенописью было привлечено множество (более 150) иконописцев из разных городов. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. На сводах Успенского собора размещены композиции на темы двунадесятых праздников. В верхней части северной и южной стен также иллюстрируются евангельские сюжеты – притчи. В третьем ярусе начинается повествование о земной жизни Богородицы. Во втором ярусе располагаются композиции на тему Акафиста Пресвятой Богородице – торжественных песнопений, посвященных Богоматери, а в самом нижнем ярусе – изображения семи вселенских соборов, на которых вырабатывалась догматика Православной церкви. На западной стене по традиции помещена грандиозная сцена Страшного суда.
Иконостас Успенского собора, полностью скрывающий от взглядов алтарную часть храма, был создан в 1653 по заказу патриарха Никона. Он состоит из пяти ярусов, в которых размещены шестьдесят девять икон, написанных шестнадцатью иконописцами. Деисусный чин (ярус) иконостаса включает изображения двенадцати апостолов. Такой тип, получивший название «апостольского деисуса» и воспроизводивший греческие образцы, был введен на Руси патриархом Никоном. Поля и фоны икон были покрыты тиснеными серебряными пластинами – басмой. Однако существующая басма выполнена по образцу древней в 1881-1883. Местный, самый нижний ряд иконостаса состоит из наиболее чтимых икон. Справа от Царских врат находится икона «Спас Златая Риза». По преданию образ Спаса был вывезен из Новгорода Иваном Грозным. Доска этой иконы датируется XI веком. Однако древней живописи на ней не сохранилось. В XVII веке царский иконописец Кирилл Уланов написал образ заново в соответствии с иконографией древнего подлинника. С этой иконой было связано предание о наказании Христом императора Мануила. В 1655 Никон, провозглашавший верховенство духовной власти над светской, поставил ее на почетное место справа от Царских врат. Рядом со «Спасом Златая Риза» находится храмовая икона собора – «Успение Богоматери», созданная около 1479. Над дверью, ведущей в Дмитровский северный придел, находится знаменитая икона «Спас Ярое око» (XIV век), написанная еще для собора времени Ивана Калиты и получившая свое название из-за сурового взгляда Спасителя. Слева от Царских врат располагается образ Владимирской Богоматери (1514), относимый по стилю живописи к кругу Дионисия. На месте этой иконы некогда стояла древняя чудотворная Владимирская, переданная в 1918 на хранение в Третьяковскую галерею.

Сегодня многочисленные иконы, исторически принадлежавшие Успенскому собору, располагаются, кроме иконостаса, в отдельных стеклянных витринах и в боковых пристенных иконостасах. Из них древнейшая икона «Святой Георгий» датируется концом XI веком. Эта икона также происходит из Новгорода, где она находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Одна из самых интересных икон на южной стене – «Митрополит Петр с житием», предположительно написанная Дионисием. Митрополит Петр, благословивший князя Ивана Калиту возвести первый белокаменный собор (Успенский собор), стал первым прославленным московским святым. На одном из клейм иконы изображена церемония закладки древнего Успенского собора, во время которой митрополит Петр указал место своего будущего захоронения в алтаре.

 

У южной стены собора вблизи иконостаса находится резное деревянное сооружение – так называемый Мономахов трон, или царское моленное место. Оно было сделано в 1551 для первого русского царя Ивана Грозного вскоре после его венчания на царство. Рельефы трона иллюстрируют легенду о походе Владимира Мономаха на Византию, закончившемся поражением греков. Император в знак признания победы русского князя прислал ему в дар царские инсигнии (символы власти) – шапку Мономаха и оплечье-бармы. Легенда использовалась первым русским царем для доказательства своего права на царскую корону. У северо-восточного столба стоит еще одно деревянное резное моленное место. Оно появилось в Успенском соборе в XVII веке. Его перенесли из домовой церкви цариц для первой жены Алексея Михайловича Романова – Марии Ильиничны из рода Милославских. До этого момента царицы не посещали служб в Успенском соборе. В сердцевидных кокошниках, венчающих сооружение, помещены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи. Они служили своеобразным молением о продолжении царского рода. К юго-восточному столбу примыкает каменное патриаршее место (первоначально митрополичье), созданное для главы русской церкви одновременно с собором.

В 1624 году в юго-западном углу Успенского собора был установлен медный ажурный шатер, отлитый русским мастером Дмитрием Сверчковым. Шатер предназначался для хранения плащаницы (шитого покрова с изображением Положения Христа во гроб, использовавшегося в богослужении Страстной седмицы). Здесь же хранилась драгоценная реликвия – частица Ризы (одежды) Христа, которая была подарена русскому царю иранским шахом Аббасом. В 1913 году в шатер поместили раку с мощами канонизированного в том же году патриарха Гермогена, который прославился непримиримым отношением к польским интервентам, захватившим Кремль в начале XVII века, и принял от них мученическую смерть.
Митрополичий Успенский собор изначально служил также местом погребения русских святителей, митрополитов и патриархов. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру храма. Белокаменные надгробницы указывают место захоронения. Сами захоронения находятся под полом собора. За иконостасом в Петропавловском приделе находится гробница митрополита Петра. В XV веке мощи митрополита находились в золотой раке, которая исчезла во время польско-шведской интервенции XVII века. Новую раку сделали из серебра, но и она была украдена в начале XIX века солдатами Наполеона. В настоящее время мощи святого митрополита Петра покоятся в серебряной раке под бронзовым балдахином, выполненными в 1819 года. Рака св. Ионы, первого русского митрополита, поставленного собором русских епископов, стоит в северо-западном углу храма. Она была создана в 1585 году по заказу сына Ивана Грозного, царя Федора. Медная сень над ней отлита в 1803 году. В юго-восточном углу собора находится сделанная из кипариса рака святого митрополита Филиппа (Колычева). Обличавший царя Ивана Грозного за его злодеяния митрополит Филипп был задушен по приказанию царя в Тверском монастыре. Мощи его привезли и тожественно поместили в Успенском соборе при патриархе Никоне в XVII веке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.