Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жаттығу Сөйлемдерді көшіріп жазып, жалғаулық шылауларды табыңыздар






Биыл жайлауда жә не ауылдағ ы ағ амның ү йіне бардым. Қ орадан мал ұ рланыпты, сол ү шін Базарбайды қ атты соқ қ ығ а жық ты. Далада жел соғ ып тұ р, ә рі жаң быр жауып тұ р. Ол бө лмесіне кірді де, есікті жауып жатып алды. Биыл шө п қ алың шық ты, ө йткені жаң быр кө п жауды. Қ орық қ аны сонша – орнынан тұ ра алмай қ алды. Балалар біресе футбол ойнайды, біресе кө лге барып шомылады.

Упражнение 3. Вставьте подходящие по смыслу сочинительные союзы и недостающие знаки препинания.

 

1. Каждая весна праздник ____ та весна была особенно празднична. 2. Ночь уже ложилась на горы ____ туман начинал бродить по ущельям. 3. С земли еще не сошел снег ______ в душу уже просится весна. 4. ______ напрасно дули ветер _____ напрасно шла гроза. 5. Нина переводила глаза ______ на Любку ______ на Олю. 6. Волчата ничего не поняли ______ замахали хвостами. 7. Пошла бы и она в лес ______ детей не с кем оставить.

9. Жизнь пернатых начала замирать _________ стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. 10. ________ я не понимаю ________ же ты не хочешь меня понять.

 

Упражнение 4. Подберите к выделенным словам подходящие по смыслу антонимы. Объясните, какие смысловые отношения в сложносочиненных предложениях выражают противительные союзы.

1. Трус и в жизни мёртв, а _____________________ и мёртвый живёт. 2. Дерево скоро садят, да __________________________ от него плоды едят. Молод годами, да _____________________________ умом. 4. Стыдливый покраснеет, ___________________________ побледнеет. 5. Горьким лечат, а _____________________ калечат. 6. День долог, а век ________________. 7. Легко взять, да трудно ____________________________________

Слова для справок: нескоро, храбрый, сладкий, короток, стар, отдать, бесстыжий.

 

Упражнение 2. Составьте сложные предложения, используя соединительные, противительные и разделительные союзы.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-жаттығ у. Перепишите предложения и подчеркните союзы в сложных предложениях.

Биыл жайлауда жә не ауылдағ ы ағ амның ү йіне бардым.

Қ орадан мал ұ рланыпты, сол ү шін Базарбайды қ атты соқ қ ығ а жық ты.

Далада жел соғ ып тұ р, ә рі жаң быр жауып тұ р.

Ол бө лмесіне кірді де, есікті жауып жатып алды.

Биыл шө п қ алың шық ты, ө йткені жаң быр кө п жауды.

Қ орық қ аны сонша – орнынан тұ ра алмай қ алды.

Балалар біресе футбол ойнайды, біресе кө лге барып шомылады.

Упражнение 3. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное предложения.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.

2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2-жаттығ у. Переведите на русский язык.

Қ оң ырау соғ ылды, сабақ басталады. Сабақ бітті, студенттер ү йлеріне тарады. Ақ ан ә н салып еді, жұ рт тың дай қ алды. Қ ар жауып, кү н суытты. Кү н жалынса, қ ар ериді. Баяндамашы уақ ытында келмегендіктен, жиналыс кеш басталады. Биыл егін бітік болады, ө йткені жерде ылғ ал кө п. Сен бү гін киноғ а барсаң, мен де барайын. Демалыс кү ні паркке біз барайық, немесе сендер барындар. Мен оны шақ ырдым, бірақ ол келмеді.

 

Упражнение 4. Допишите незаконченные сложносочиненные предложения. Скажите, в каких предложениях явления происходит одновременно, в каких – следует одно за другим.

1. Взошло солнце, и вершины гор ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Наконец ливень прекратился, и на небе ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Снежная буря улеглась, и ветер тоже ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дни стояли теплые, и травы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Строительство дороги заканчивалось, также заканчивалось ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Солнце уже пригрело землю, и росистая трава ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-жаттығ у. Кө п нү ктелердің орнына тиісті шылауларды қ ойып, салаластың тү рлерін ажыратың ыздар:

 

Кө з алдай алады,.... ол ойнай алады,.... қ орқ ыта алады, яғ ни оның тұ рақ ты қ алпына сирек кездесесің. Оспан ө зінің берген уә десінде тұ ра алмады,... ө зінің ойлағ анындай шық пады.... айқ айлағ ан дауыс қ атты естілді,... ақ ырын естілді. Кешке ол жазуына кіріседі,... теледидар кө реді. Кө ктем келді, кү н жылынды, жер кө герді. Сабыр тү бі – сары алтын,... сарғ айғ ан жетер мұ ратқ а. Асығ ыс тү бі – ө кініш,... асық қ ан – қ алар ұ ятқ а (Абай). Ол сенен ү лкен,... сен оны қ ұ рметтеуің керек. Ә демі айтқ ан сө зі менің жү регімді тербетті,... сө здің мә н-мағ ынасы терең жатыр емес пе?!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.