Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание.






 

Упражнение 1. Укажите тип связи (согласование, управление, примыкание) в словосочетаниях.

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 

Согласование Управление Примыкание
     
     
     
     
     
     

 

Здание эл.__ватора, легкое пр__к__сновение, к.__сательная к окружности, __десь не курят, качественное прил__гательное, ра__пространенное пр__дл__жение, пр__гласить на танец, пр__дл__гать помощь, пр__спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост__новка, наш пр__подаватель, пр__клонныйвозр__ст, пр__клонить к__лена, пр__имущество в игре, пр__ехал пр__смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр__одолеть пр__пятствия, его сб__режения, бежал не огляд__ваясь.

 

1-жаттығ у Тө мендегі сө з тіркестерін аударың ыздар:

Дверь класса, мама Алтынай, дом Серика, окно аптеки, волосы девочки, ответ друга, тетрадь ученика, урок учителя, стена комнаты, ножка стула, у друга твоего отца, от дома моей мамы, из песни нашего дедушки, в книге его брата, тетрадь моего одноклассника, к дому твоего сына, возьми ручку, читай книгу, свои (твои) волосы расчеши, закрой окно, напиши письмо, подмети его пол, принеси его бумагу, вымой его тарелку, повесь её картину

 

Упражнение 2. Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2) глаголами

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3) прилагательными

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) существительными

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2-жаттығ у Тө мендегі сө зтіркестерін аударың ыздар:

Соленое озеро, высокое дерево, интересная книга, широкая улица, ровная дорога, деловой человек, болтливый человек, кислое яюлоко, ночная работа, зимние каникулы, низкий стол, теплая комната, горячая вода, холодная вода, чистая комната, нижний этаж, пресная вода, круглый стол, верхний этаж, одаренный человек.

Упражнение 3. Образуйте словосочетания с данными словами, вместо точек подберите зависимые слова.

Образец: верный товарищ, плыть далеко.

А) _____________________________ товарищ; _________________________________друг; ________________________________ брат; _________________________________берег;

_________________________________вода; __________________________________лес; __________________________________поле.

Б)Смотреть________________________; видеть_____________________________;

лезть______________________________; перебегать__________________________; плыть______________________________.

2-жаттығ у. Мына сө здердің қ айсысы тү бір, қ айсысы жаң а мағ ынағ а ие болғ ан туынды сө з екенін айтың дар:

Жер, жер серігі, бұ лт, кемпірқ осақ, кү н, кү н сә улесі, аспан, кө кжиек, жұ мыс, жұ мысшы, жұ рт, ағ айын-жұ рт, жер-кө к, тау-тас.

 

Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые.

 

Поймать, ёж ________________________________________________________________________________________________________;

слушаться, мать ________________________________________________________________________________________________________;

бояться, зверь ________________________________________________________________________________________________________;

приехать, три часа ________________________________________________________________________________________________________;

подарить, сестра ________________________________________________________________________________________________________;

махнуть, рука ________________________________________________________________________________________________________;

наполнить, вода ________________________________________________________________________________________________________;

возвращаться, лес ________________________________________________________________________________________________________;

вынуть, карман ________________________________________________________________________________________________________;

выстрелить, цель ________________________________________________________________________________________________________;

отойти, стол ________________________________________________________________________________________________________;
прыгнуть, крыша ________________________________________________________________________________________________________;

добежать, речка ________________________________________________________________________________________________________;

повернуть, лес ________________________________________________________________________________________________________;

войти, комната ________________________________________________________________________________________________________;

сесть, стол ________________________________________________________________________________________________________;

влезть, дерево ________________________________________________________________________________________________________;

поссориться, сосед ________________________________________________________________________________________________________;

следить, враг ________________________________________________________________________________________________________;

жить, город ________________________________________________________________________________________________________;

расстаться, три года ________________________________________________________________________________________________________;

ствол, берёза_ _______________________________________________________________________________________________________;

лаборатория, институт _______________________________________________________________________________________________________;

чемодан, кожа ________________________________________________________________________________________________________; ключи, библиотека ________________________________________________________________________________________________________;

суп, мясо ________________________________________________________________________________________________________;

капуста, огород ________________________________________________________________________________________________________;

человек, шинель _______________________________________________________________________________________________________;

глубокий, ущелье _______________________________________________________________________________________________________;

Наташин, шуба _______________________________________________________________________________________________________;

соболий, шапка ________________________________________________________________________________________________________;

мой, сочинение ________________________________________________________________________________________________________;

третий, бригада ________________________________________________________________________________________________________;

гордый, победа ________________________________________________________________________________________________________;

похожий, мать ________________________________________________________________________________________________________;

по-праздничному, нарядный ____________________________________________________;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.