Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и формы игровой деятельности






 

В данной программе используется множество видов и форм игр, которые дополняют, переплетаются друг с другом. Дидактические игры совмещаются с подвижными и словесными: " Назови, фрукты" (ответить на вопросы, в эстафете на скорость отобрать их по цвету, форме, названию), " Мы едем в сад", " По сугробам мы шагаем" (движения в соответствии с текстом).

Словесные игры: " За окошком посмотри", " Назови ласково", " Проговори чистоговорку", " Один-много", " Где находится детеныш", " Закончи

 

Планируемые результаты

Результат усвоения УУД и ЗУН по внеурочной деятельности.

При помощи игровой деятельности детей мы можем прийти к определенным результатам.

УУД.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

ЗУН.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Общие планируемые результаты:

В результате прохождения внеурочнойпрограммыу обучающихся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

УУД и ЗУН сформированные в игровой деятельности:

1Метапредметные: - желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

2Обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окру-жующему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

-в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

 

Содержание программы.

  Тема     Цели и задачи   Материал   Название, содержание д/игр
«Овощи»   Обогащать словарный запас детей. Учить употреблять предлоги «в» и «на»; составлять сложноподчиненные предложения с противительным союзом «а». Рисовать акварелью овощи с натуры. Коллективная композиция. Привить эстетический вкус чувства цвета. Коммуникативность. Развивать физическую активность.   Овощи, корзины. Акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, большой лист бумаги.   «Назови овощи» На столе перед детьми 5 овощей (морковка, помидор, картошка, лук, свекла). Учитель сообщает, что их все можно назвать одним словом «овощи». Дети повторяют название овощей. Учитель предлагает детям ответить на вопросы: Сколько овощей лежит на столе? Где растут овощи? Ка кого цвета помидор? И т.д. Провести эстафету. Командам на скорость нужно разложить овощи по корзинам по названию, по классификации, поцвету. На большом листе бумаги, учитель рисует большую корзину и предлагает детям наполнить ее овощами, разными по форме и размерам, на свой вкус.  
«Фрукты»   Обогащать словарный запас. Учить употреблять предлоги «на», «в», «под», «возле»; составлять сложноподчиненные предложения с противительным союзом «а». Способствовать сенсорному развитию. Привить эстетический вкус чувства цвета. Развивать физическую активность.   Фрукты и картинки - Цветные мелки, салфетки.   «Назови фрукты» На столе фрукты: яблоко, груша, апельсин, банан, лимон. - Это фрукты. - Сколько фруктов на столе? Где растут фрукты? Какого цвета? Лимон сладкий или кислый? И т.д. «Фрукты под деревом» На доске силуэт дерева. - Фрукты растут на дереве, а когда созревают падают на землю. - Яблоко лежит под…(деревом) - Груша …, апельсин…, и т. д. Учитель предлагает нарисовать волшебное дерево, где растут разные фрукты. «Где лежат фрукты» . «Мы едем в сад» Мы едем сегодня в сад, Там фрукты висят. На носочки мы встаем И яблочки достаем. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.   Рисуем фрукты.
«Овощи – фрукты»   Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи – фрукты». Закрепить речевой материал по теме. Учить составлять предложения с предлогами «в» и «возле»..Научить лепить из пластилина овощи и фрукты и классифицировать их. Воспитывать чувство цвета, формы. Развивать мелкую моторику.   Фрукты, овощи, картинки с их изображением, корзина, ваза. Пластилин, стейки, доски для лепки, салфетки. Тарелки с кусочками фруктов и овощей на зубочистках.   «Где растет?» На доске дерево и грядка. - Где растут фрукты и овощи? «Угадай по вкусу». На столе тарелки с нарезанными кусочками фруктов и овощей. Детям предлагается попробовать на вкус с завязанными глазами кусочки. Нужно угадать название, овощ или фрукт, цвет, форма, размер, где растет. Детям предлагается лепить из пластилина две тарелки с фруктами и овощами. Сделать выставку работ.
«Осень»   Обогащать словарный запас детей. Учить внимательно рассматривать сюжетные картинки («Осень»), отмечать детали. Способствовать усвоению слов – антонимов. Показать красоту природу осенью на примере русских художников пейзажистов. Учить рисовать гуашевыми красками. Развивать эстетический вкус, физическую активность.   Сюжетная картинка «Осень», осенние листья. Репродукции художников. Гуашевые краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки. Белые листы бумаги А4.   «За окошком посмотри» Раз – два – три, раз-два-три! За окошком посмотри: Наступила осень Ветер листья носит, Ветер их срывает. На землю бросает. Рассказ детей о том, что бывает осенью. Дуем на листок, прячемся от дождя под большим зонтом у учителя под музыку, когда солнышко гуляем.   «Угадай слово» Летом солнышко греет сильно а осенью…(слабо). Летом ветер теплый, а осенью…(холодный. Летом листья зеленые, а осенью…(желтые, красные) и т.д Дети смотрят репродукции художников и комментируют с учителем. Рисуем осень фантазийно.
«Деревья» Обогащать словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы. Предоставить детям свободу творчества. На тему осеннего леса. Закрепить умение рисования гуашевыми красками.   Картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок; осенние листья. Гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, белая бумага А4.   «Сравни листочек» Сравнение листочков по величине, цвету.   «Проговори чистоговорку» У-у-у – я на улицу пойду. У-у-у - я листочек найду. У-у-у – я листочек принесу. «Назови картинку» Учитель показывает детям картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок. Дети по просьбе педагога называют картинки. Затем он убирает картинки и просит повторить детей их названия. Поэтапно рисуем форму дерева. «Сосчитаем листочки» На полу разложены листочки. Сосчитать, сколько листочков «упало» с дерева. Учитель вызывает несколько детей. На скорость под музыку нужно каждому собрать листья только с определенного дерева.   «Вверху – внизу» Воспитатель поднимает руки вверх, то опускает вниз и говорит: «Листья вверху на деревьях. Листья внизу на земле» Учитель предлагает нарисовать каждому осеннее дерево.
«Одежда»   Обогащать словарный запас детей. Учить различать и называть детали одежды; комментировать свои действия. Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями. Предложить детям придумать и нарисовать для куклы разные предметы одежды по цвету, фасону, и форме.   Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.   Предметы одежды, картинки с их изображение, кукла, одежда для куклы. Цветные карандаши. Листы белой бумаги А4. Ножницы.   «Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. В этом шкафчике «прячутся» шапка, колготки, пальто, варежки. Как назвать одним словом эти предметы? (одежда). Где покупают одежду? Для чего нужна одежда?   «Что с чем?» Рассматривание рубашки. Из каких частей состоит? (У Вани рубашка с карманами, с воротником. Рукавами, манжетами, пуговицами…) Аналогично с другими предметами одежды. «Стираем и вешаем белье» Дети стирают одежду для кукол и вешают ее на веревку. (маечку, платьице, юбочку, брючки и т.д.) «Чего нет у Тани?» - Таня, какие вещи мы надеваем на прогулку? (пальто, туфли, ботинки, колготки, носки, рейтузы) А Таня приготовила только шарф? Чего ей не хватает? (носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)   «Чья вещь?» Мое пальто, моя шапка и т. д. На что похожа? (форма) Какого цвета? (тона и полутона)   «Вот какая мама» Куколка только что проснулась. Ее надо одеть, обуть. Что надеть? Кого мы одели? Что надели? Стихотворение Е.Благининой «Вот какая мама» служит иллюстрацией к игре. Детям предлагается придумать и сделать эскизы моделей одежды для куклы. Потом вырезать и создать общий гардероб.
«Обувь»     Учить в согласовании личных местоимений с существительными   Учить различать глаголы «одеть» и «надеть» Обогащать словарный запас детей. Учить составлять предложения, опираясь на образец воспитателя; правильно употреблять существительные в родительном падеже, в уменьшительно – ласкательной форме; повторить понятия «левый – правый». Учить рисовать предметы обуви. Развивать мелкую моторику, чувство цвета.   Кукла, одетая в сорочку, платье, на ногах носочки и туфельки.   Предметы обуви, картинки с их изображением.   Цветные карандаши, белые листы бумаги А4. Ножницы.   «Что прячется в шкафу?» Игра проводится в раздевалке. «Что носят ножки? (сапожки, ботинки, туфельки, тапочки). Каким словом можно назвать все эти предметы? (обувь). Для чего нужна обувь? Где покупают обувь?»   «Чего не стало?» На полу предметы обуви. Воспитатель убирает по одному предмету и спрашивает у детей, чего не стало. (сапога, тапочки, ботинка, валенка, сандалии)   «Что у меня, а что у вас?» У меня сапоги, а у вас (сапожки). У меня туфли, а у вас (туфельки) и т.д.   «Левый – правый» Этот сапог левый, а этот правый; эта туфелька левая, а эта правая и т. д. Проводится эстафета: две команды, бег в одной калоше. Затем моделируем для куклы новую обувь, рисуем и вырезаем. Конкурс.
  «Зима»   Развивать эстетический вкус. Закрепить и разнообразить опыт пальчикового рисования. Предметные и сюжетные картинки по теме. Тонированные синим цветом листы бумаги. Гуашевые краски, Многоразовые салфетки. Ватные палочки. «Зимушка – зима» Раз-два-три, раз-два-три, За окошком посмотри: В гости к нам зима пришла, Много снега принесла. Все в снегу - земля, дома. Здравствуй зимушка – зима! - Какой снег (белый, пушистый, мокрый и т. д.)   «Где лежит снег?» Картинка по теме. - Где лежит снег? (на земле, на машинах, домах, деревьях, горке, дорожке и т. д.)   «По сугробам мы шагаем» По сугробам мы шагаем, Ножки вверх мы поднимаем, Спинки вниз мы наклоняем И сапожки очищаем. (движение в соответствии с текстом)   «На чем катаются дети?» На коньках, на санках, на лыжах, на снегокате и т. д. Имитируем движения. Учитель предлагает пальчиками нарисовать зимний пейзаж, используя белый, голубой и серые тона. Детали прорисовываем ватными палочками.
«Части тела»   Учить согласовывать количественные числительные с существительными. Учить различать части тела по названию, форме и функциям. Кукла, картинки с изображением частей тела Кукла Оля Цветные карандаши. Белые листы бумаги. Один – много» - У Оли один лоб, один нос, один рот, один живот; одна голова, одна шея. У Тани два глаза, два уха, две руки, две ноги. У Тани много зубов, много пальцев, много ресничек, много волос. «Мы делаем зарядку» Левой ручкой – по плечу, Правой ручкой покручу, На носочках и на пятки – Вот и кончилась зарядка! (движение в соответствии с текстом)   «Олины помощники» - Вот кукла идет. Это что? (ноги). Что они делают? (ходят, танцуют, прыгают, бегут, катаются, тормозят, едут). Руки…(берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, наклеивают). Зубы…(жуют, кусают, грызут). Глаза… (смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся). Уши… (слушают). Учитель предлагает нарисовать куклу (по образу фигуры человека) в одежде на свой вкус.
«Домашние животные и их детеныши»   Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов.   Картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Цветные мелки. Салфетки.   «Кто как ест?» Собака кость (что делает?) грызет. Собака воду (что делает?) пьет. Кошка молоко (что делает?) лакает, пьет. Корова траву (что делает?) щиплет, ест, жует.   «Кто где живет?» Корова живет (где?) в коровнике, в сарае. Свинья… в свинарнике, в хлеву, в сарае. Лошадь… в овчарне, в хлеву. Коза… в хлеву. Кролик… в клетке, в крольчатнике. Собака… в конуре, в будке, в доме. Кошка… в доме, в квартире.   «Где находится детеныш?» Котенок стоит (лежит, сидит) около кошки. Аналогично с другими живот «Назови ласково» Собака – собачка, кошка – кошечка, корова – коровка, коза – козочка и т.д.   «Чем внешне отличаются различные животные?» Беседа. Затем учитель рисует на доске, например голову, животного, а детям предлагает по очереди дорисовать отдельные части, чтобы получилось определенное животное.
«Дикие животные и их детеныши»   Упражнять в образовании форм глаголов в повелительном наклонении, прилагательных. Развивать творческие способности. Учить рисовать акварельными красками. Развивать двигательную активность.     Картинки с изображением диких животных и их детенышей. Акварельные краски, белые листы бумаги, стаканчики с водой, салфетки.   «Закончи предложение» Медведь большой, а зайчик…(маленький). Волк злой, а зайчик…(добрый). Ежик колючий, а лиса… (пушистая) и т. д. «Большой – маленький» Медведь большой, а медвежонок …(маленький) Заяц большой, а зайчонок …(маленький   «Где находится детеныш?» Медвежонок стоит (лежит, сидит) около медведя. Волчонок стоит около волка. И т.д.   «Много – один» Медвежата – медвежонок; Лисята – лисенок; Бельчата – бельчонок; Зайчата – зайчонок; Волчата – волчонок.   Подвижная игра «Волк и зайцы» Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать: Всюду ходит волк, волк, он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься заинька и ты, Ты.волчище, погоди! Как попрячемся, иди! Учитель предлагает нарисовать понравившееся животное и детенышей на фоне среды обитания. Помогает подобрать нужные цвета. Выставка работ.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

На развитие воображения

 

1. «УГАДАЙ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ»

Материал: большой лист бумаги и карандаши на каждого ребёнка. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок, следующий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

 

2. «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Материал: лист бумаги на каждого и карандаш. На листе схематическое изображение деревьев и не законченные изображения.

Детям предлагается нарисовать волшебный лес. Не законченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочки, птички, животные. Материал к игре можно менять, например, можно предложить изобразить «Волшебное море», «Волшебную поляну» и др.

 

3. «ВОЛШЕБНАЯ КЛЯКСА»

Материал: чистые листы бумаги на каждого, жидкая краска, кисточка. Цветные карандаши.

Детям предлагают взять на кисточку немного краски любого цвета, капнуть на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Лист развернуть и постараться понять. На кого или на что похожа полученная клякса. Дети дорисовывают какие-то детали для получения законченного образа цветными карандашами.

 

4. «ИНОПЛАНЕТЯНИН»

Материал: трафареты с изображениями разных геометрических фигур, карандаши. С помощью трафарета дети составляют портрет инопланетянина.

 

5. «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

Материал: лист бумаги, разделённый на несколько частей. В каждой части нарисована фигура или её часть.

Детям надо подумать, на что похожи фигурки на карточке, и дорисовать детали. Стараться, чтобы было как можно интереснее.

 

         
         

 

 

6. Рисунок в несколько рук (Хоп).

 

Групповая игра не имеет возрастных ограничений. Всем участникам предлагается вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предыдущего ученика для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. Конечный результат представляет нечто абстрактное.

 

7. Изобретатель

(воображение и творческое мышление)

 

Ребенку предлагается за 15 минут нарисовать свое изобретение:

1) придумать несуществующий прибор для домашнего хозяйства;

2) придумать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем;

3) что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.

 


Другая разновидность данной игры:

 

 


Детям предлагаются 4 загадочные картинки-схемы

 

Задание: нужно придумать как можно

больше вариантов – отгадок к каждой.

 

Чем больше – тем лучше

 

8. Игра-тест «Веер»

 

Используется для развития и диагностики фантазии и навыков комбинаторики у младших школьников.

Ученику дается карточка с изображением нескольких предметов: слева нарисован один предмет, а справа - три. В центре ученик должен нарисовать 3 сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. На работу дается по 3 минуты.

За оригинальность решения выставляем оценки по 5-6 бальной системе.

 

9. Игра-упражнение «Три краски»

 

Ученикам предлагается взять три краски по их мнению наиболее подходящие друг к другу и заполнить ими весь лист пятнами разного размера и формы.

На что похож рисунок? Если необходимо, то можно разрешить дорисовать кое-какие детали. Далее ученики придумывают как можно больше название к рисунку.

 

10. Игра-конкурс «Натюрморт»

 

Дети рисуют натюрморт на заданную тему. Сначала свой натюрморт рисуют в воображении, затем на бумаге. Тема для всех одна и та же.

Ориентировочные темы:

1) Бабочка на распустившемся цветке.

2) Яблоко на фарфоровом блюде.

3) Чашка, возле нее еловая ветка.

4) Осенние листья на холодной земле.

Возможно варианты натюрмортов с учетом фактуры предметов

1) ледяной

2) деревянный

3) пушистый

4) шерстяной.

 

11. Упражнение-игра «Музыка»

Это упражнение связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка.

Ученикам предлагается конкретная музыка («Песня жаворонка» П.И.Чайковского или любая другая из «Времен года»). После прослушивания музыки ребенку дается 5 красок: красная, желтая, синяя, белая, черная. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить ее. По окончании работы проводится конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.

 

12. На что похоже?

Детям предлагается на выбор вырезанные фигуры неопределенных форм. Они ищут разные образы.

13. Путаница.

На листе изображение запутанных ниток. Ученик разными цветами обводит знакомые предметы, образы.

 

14. Нарисованная сказка-придумка

Детям предлагается составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода (Чайник, Ведро, Утюг, Зубная щетка и т.д.). Где он может жить, какие интересные истории с ним происходили, с какими предметами он дружит. Проиллюстрировать свой рассказ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.