Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каковы методы, способы функционирования политики?






Характеристика политики будет неполной, если мы не остановимся на понятии политического режима. В широком смысле слова политический режим - это совокупность принципов, методов, способов, приемов политического управления, политического регулирования. Он дает представление о соотношении, элементов политики, о характере связи органов государства и остальных звеньев политической организации, о соотношении ветвей власти, особенностях партийных систем, процедурах выбора политических руководителей.

Политический режим осуществляется при помощи всей системы политического господства. Вместе с тем он зависит от силы и организованности оппозиции. В нем особенно ярко обнаруживается реальное соотношение социально-классовых сил.

Социологи, политологи выделяют в качестве основных для современного общества три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию.

Признаками тоталитаризма являются: гегемония одной партии, монополия одной идеологии, всевластие карательных органов, отрицание прав человека, подавление оппозиции. Полное подчинение всех общественных организаций правящим структурам, отрицание гражданского общества. Вытеснение всех иных методов политическим регулированием.

Признаки авторитаризма не столь категоричны. Авторитаризм допускает ограниченный плюрализм и вместе с тем запрещает отдельные организации. Нет уже тотального контроля над всеми сторонами жизни общества. Авторитаризм предполагает сильную власть, но не диктатуру. Власть основана на законе, конституции, на демократических институтах. Вместе с тем она связана с авторитетом отдельных личностей или коллективного органа. Существуют разновидности авторитарного режима: авторитарно-бюрократический, военный, корпоративный, национальный, популистский авторитарный и другие режимы.

Демократический режим предполагает участие широких слоев населения в управлении, выборность органов власти, многопартийность, разграничение государства и гражданского общества, гласность, широкие права и свободы граждан, плюрализм в мышлении, организации и деятельности, гармоническое сочетание ветвей власти, ее децентрализация, сочетание политического регулирования с экономическим, правовым и нравственным и т.д. Демократический режим имеет множество разновидностей: от самого широкого участия масс в управлении, от преобладания нравственного и экономического регулирования и реального плюрализма до простого участия в выборах органов власти, сочетания методов управления, элементов плюрализма.

Изменение соотношения противоборствующих сил, обострение социальных конфликтов приводит к смене режимов.

Мы можем судить о том, что появился новый режим по следующим моментам:

1) Измененниям взаимоотношения законодательных и исполнительных органов власти,

2) Измененниям способа и порядка формирования представительных органов власти, т.е. сущности избирательного закона и системы голосования,

3) Измененниям взаимоотношения между центральными и местными органами власти,

4) Измененниям положения и деятельности органов подавления в обществе,

5) Измененниям положения и прав различных политических партий и общественных организаций,

6) Измененниям реальных прав и обязанностей граждан,

7) Измененниям состояния законности.

О тенденциях изменения политического режима в сторону его ужесточения свидетельствует процесс усиления исполнительной власти и ограничения власти парламента. Это происходит путем прямого урезывания прав парламента (например, во Франции в 1958 г.) либо косвенно, путем присвоения правительством законодательных функций (Англия). В случае возникновения коллизии правительства и бундестага в ФРГ, правительство с согласия президента и второй палаты может принять закон без согласия бундестага. В США президент имеет право не только решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, но и накладывать вето на законы, принятые конгрессом.

Для ограничения прав парламента широко используется гак называемый конституционный надзор за парламентским законодательством.

В США он осуществляется Верховным судом, члены которого назначаются президентом. Усиление исполнительной власти тесно связано с ростом и усилением органов подавления (рост политической полиции, появление чрезвычайных органов), с активизацией внесудебной расправы с инакомыслящими.

Формой ограничения парламентских свобод являются также изменение избирательного закона, механика составления избирательных округов, порядок голосования.

Чрезвычайно важным для характеристики политического режима является выяснение положения, прав различных политических партий и общественных организаций.

Признаками ужесточения режима является отказ от законности. Отказ от законности может выражаться и в прямой смене конституций (во Франции с 1789 по 1958 гг. сменилось 15 конституций), многочисленных поправках к основным законам.

Материалы исследования говорят о кризисном состоянии политических отношений. Провозглашение политического курса перехода к демократии и даже конкретные меры в деле строительства суверенного независимого государства, совершенствования системы политических институтов практически еще не привели и не могли привести к реальному демократизму всей политической жизни. Это ощущают жители различных регионов Украины. Неудовлетворенность общим состоянием демократии проявили 70% опрошенных в 1991 году и 73% в 1993-1994 годах.

Очень скептически настроены жители всех регионов Украины относительно своих реальных прав, в частности, прав отстаивания своих интересов и интересов народа. В 1994 г. 65, 6% подчеркнули, что они ничего не могли сделать, если бы правительство приняло решение, ущемляющее эти интересы. 57% отметили свою беспомощность, если бы были приняты такие решения местной властью. 62, 5% в целом не удовлетворены своим положением в обществе.

Целый ряд данных говорит о неразвитости политических отношений, незрелости многопартийной системы. В целом различные социальные группы негативно оценивали роль партий, считая, что они не защищают их интересы, а ведут борьбу за власть. В 1993 году только 6% респондентов, а в 1994 - 13% заявили, что знают программы партий. Показательно, что придуманная исследователями партия порядка и справедливости получила большую поддержку, нежели существующие.

Ярким выражением кризисного состояния общества является отсутствие доверия к политическим структурам. Большинство респондентов заявило, что не доверяют властным структурам и политическим организациям. В 1994 году 57, 6% отметили, что не знают, есть ли партия, которой можно было бы доверить власть. 25% отметили, что в Украине нет лидеров, которые могли бы эффективно руководить страной. Ни одна из партий не преодолела пятипроцентный барьер доверия. О полном недоверии говорили в 1991 г. - 39%, в 1994 г. - 46% избирателей. О крайнем скептицизме относительно официальных структур свидетельствует и ответ на вопрос, кто препятствует выходу из кризиса. На втором месте после мафии оказались представители власти.- Индекс доверия Президенту, Верховному Совету, правительству вообще не поднимался выше 2, 33 баллов, в то время как доверие астрологу - 2, 5 баллов. Все это – свидетельство крайне низкого уровня легитимности власти. Материалы исследований свидетельствуют о преобладании пессимистических настроений относительно преодоления кризисного состояния общества и перспектив его социально-политического развития. По данным 1994 г., только 23% респондентов верят, что в ближайшие годы Украина сможет выбраться из кризиса. 40% - не верят, 24 % не верят, что вообще можно преодолеть кризис. При этом причины кризиса 37% связывают с нежеланием и неспособностью руководства Украины осуществить реформы, 34% - с развалом СССР, 28% с отсутствием сильных политических лидеров и т.д.

Отвечая на вопрос «Каким направлениям политического раз-вития Вы отдаете предпочтение?», более 40% представителей различных социальных групп высказались за расширение связей в рамках СНГ, связей с Россией. Вместе с тем более чем вдвое в 1994 г., по сравнению с 1992 г., 1993 г., уменьшилось число тех, кто на первое место ставил расширение контактов со странами Запада. Определенные изменения произошли в отношении факта провозглашения независимости. В 1991 г. большинство высказались за провозглашение независимости Украины, в 1994 году 47% (в Крыму - 55%, в Донецком регионе - 66%), отметили, что если бы референдум проводился сейчас, то они бы проголосовали против независимости. При этом 27% (в Донецком регионе 34%) и сейчас относят себя к гражданам Союза. Эти позиции определяются историческими, семейными корнями, личностными связями. 70% опрошенных в северном, восточном и южном регионах Украины указали, что имеют родных и друзей в России. 50% украинцев в этих регионах называют родным языком русский, 85% отдают предпочтение программам российского телевидения и т.д.

Полезная информация была получена исследователями относительно поведения электората (избирателей). В 1994 г. 39% респондентов отметили, что собираются отдать предпочтение кандидатам, которые ставят на первое место общегосударственные проблемы, 35% проблемы своего округа, 20% - еще не определили своих позиций накануне выборов. Среди последних преобладает молодежь, среди первых - старшее поколение. При этом в целом в электорате в большей степени представлены старшие возрастные группы, большую активность проявляют сельские жители и население малых городов. В практике политической жизни необходимо учитывать и состав электората, и поведение различных его групп.

Какие же общие выводы можно сделать из сказанного? Исследования убедительно показали, что решение проблем политического развития связано с преодолением общего кризиса общества, в частности, экономического. Без этого в современных условиях политическим структурам немыслимо завоевать доверие. Повышение легитимности политической власти связано с учетом мнений, настроений населения регионов Украины. Особенно важно учитывать общее умонастроение большей части населения, требующее восстановления экономических и иных связей с Россией и другими странами СНГ.

В условиях кризиса политические организации могут получить доверие населения только взяв курс на выражение и защиту социальных интересов. Большое значение в укреплении политических организаций будет иметь утверждение гражданского общества.

Преодоление политического кризиса связано с развитием политической культуры и населения, и политических лидеров. Это требует большой работы по политическому просвещению и воспитанию масс населения, обучению представителей политической элиты. Не меньшее значение имеет приобщение к конкретной политической деятельности, в том числе деятельности, связанной с самоуправлением.

Контрольные вопросы

Дайте характеристику связи политики с социальной структурой, общества.

Что такое политика?

Какова структура политики?

 

Функции политики.

Что такое политический режим?

М. Вебер о трех типах легитимного господства.

Дайте характеристику основных видов политического режима.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.