Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная типология личности. Социализация личности.






Одна из важнейших проблем социологического анализа - проблема социальной типологии личности. Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов общие, похожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу - продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массовидным, она всегда стремится найти в многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономерно возникающее в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фиксируется в понятии «социальный тип личности».

Что же является критерием выделения социальных типов личности?

Различные авторы в соответствии со своей методологической позицией предлагают различный набор критериев: особенности мотивации, характер, образ жизни личности, ее нормативные качества и т.д.

Социологическая типологизация имеет свои особенности. Она всегда связана с характеристикой не только субъективного, но и объективного в личности и предполагает выяснение:

1) места личности в системе общественных явлений;

2) характеристику реальных форм жизнедеятельности;

3) направленности личности.

Важно при этом учитывать не только нормативные, но и реальные качества, их многообразие. На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Все многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане.

В.А. Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития [II].

Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества [11, с. 100]. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.

В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем обществе, ставшие повсеместно распространенными социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский человек, адаптировавшийся к жизни в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального характера.

Социология не только фиксирует реальные личностные качества людей, их распределение по социальным типам, тенденции изменения социальных типов. Важной задачей социологии является изучение конкретных каналов, по которым идет формирующее влияние общества, социальных общностей и групп на индивида, механизмов этого влияния.

Становление личности - сложнейший длительный процесс приобщения личности к социальному, т.е. ее социализации. Это наиболее широкое понятие, которое служит для характеристики формирования личности. Социализация в словаре «Современная западная социология» определяется как «процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит». Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие (обучение, воспитание). Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.

В содержание социализации входит усвоение индивидом языка социальной общности, соответствующих способов мышления, свойственных данной культуре, форм рациональности и чувственности, принятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов и приемов деятельности и т.д. Индивид социализируется, включаясь в различные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. В этом плане социализацию личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предполагает индивидуализацию поскольку она необходима для восхождения к индивидуальному. Человек осваивает мир культуры избирательно, через свои интересы, свое мировоззрение. Осваивая культуру, человек формирует свои способности, потребности, ценности. Поэтому нет социализации без индивидуализации. Процесс социализации состоит из ряда этапов. Выделяют первичную и вторичную социализацию (усвоение социальных норм и ценностей ребенком, вхождение его в данную культуру, и последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека). Выделяют и такие стадии социализации как до-трудовая (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности); трудовая (охватывающая период активного участия человека в трудовой деятельности); послетрудовая (период, начинающийся с окончанием активной трудовой деятельности человека).

Социализация происходит под стихийным и целенаправленным воздействием огромного множества соответствующих общественных структур и институтов, роль которых по-разному проявляется на раз-личных этапах и стадиях социализации (семья, родственники, сверстники и дети старшего возраста, дошкольные детские учреждения, учебные ведения, трудовые коллективы, общественно-политические организации, искусство, литература, средства массовой информации и т.д.).

Каковы же механизмы социализации?

3. Фрейд выделил в качестве психологических механизмов: имитацию, идентификацию, чувство стыда, вины и т.д. Т. Парсонс применил эти понятия в социологической теории социального действия. Он определял имитацию как процесс усвоения элементов культуры (особых знаний, умений, образов) путем подражания. Идентификация выражает отношение к социальному миру, принятие ценностей.

По своей структуре социализация тоже носит сложный характер. Она включает адаптацию, т.е. приспособление к новым условиям, ролям, нормам, и интериоризацию т.е. принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека. В то же время она не сводится к ним, ибо не может быть полной без реализации интересов, ценностей. Существенным моментом является развитие социальной активности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.