Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения культуры






Культура не является застывшей, раз навсегда данной. Она изменяется по мере развития потребностей общества. И эти изменения связаны с взаимодействием внутреннего саморазвития культуры с внешними факторами.

Изменения в культуре происходят и под влиянием взаимодействия различных культур. Интересны в этом плане материалы Международного проекта «Ожидая изменения в Европе», который был разработан Международным исследовательским институтом социальных изменений. Сравнение ценностей соответствующих российских и европейских когорт свидетельствует, что различия между ними сокращаются, особенно в молодом возрасте. Новые поколения, формирующиеся в современных условиях, активно овладевают рядом западных социокультурных стандартов, предписаний, норм поведения. Однако это не исключает -своеобразия и даже уникальности российской ментальности [3. с. 18, 19].

Социальные изменения проявляются в возникновении или исчезновении определенных элементов культуры, трансформации внешних и внутренних связей, которые отражаются в образе жизни индивидов.

Социальные изменения универсальны и вместе с тем вариабельны. Уровни, скорость социальных изменений возрастают с развитием общества. Они могут быть стихийными и планируемыми, отличаться по длительности и социальным последствиям, носить коренной или поверхностный характер, противоречивый и непротиворечивый.

Рассмотренные в динамике социальные изменения представляют собой социальный процесс. Различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизведение качественного состояния объекта, и социальные процессы развития, обусловливающие переход к качественно новому состоянию.

Развитие - это ни что иное, как необратимые закономерные изменения (состава, структуры), т.е. носящие характер коренных, качественных. По направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным.

В социологической литературе разграничиваются два типа социальных механизмов изменения, развития: эволюционный и революционный и соответственно формулируются два методологических подхода к анализу изменений.

При этом эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные количественно-качественные преобразования, революционные - как относительно быстрые, коренные качественные изменения. Эти подходы исходят из идеи поступательного развития как перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Наиболее полно эволюционный подход представлен у Г. Спенсера, который рассматривает исторический процесс как часть глобальной эволюции мира. Критерием прогресса Г. Спенсер считал усложнение социальной организации общества.

Э. Дюркгейм, развивая эти идеи, обосновывает положение о том, что причиной и результатом растущего усложнения общества является разделение труда.

Представители эволюционного подхода рассматривают развитие общества как постепенный переход от традиционного к современному обществу. У Ф. Тенниса в книге «Община и общество» критерием прогресса является изменение в системе связей и типе регуляции поведения. Если для традиционного общества, по Ф. Теннису, характерны неразвитая специализация, особое значение семьи и общины, общинных ценностей и религии, то для современного общества характерно появление специализированной профессиональной деятельности, крупных объединений людей, ослабление социальной солидарности, ориентация на личную выгоду. Если регуляция поведения в традиционном обществе осуществляется более всего на основе обычая, то в современном обществе преобладает регуляция на основе формализованных правовых норм.

На основе сравнения традиционного и современного общества возникла и теория индустриального общества, популярная в 60-х годах. Американский экономист и социолог У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест.» говорит о пяти стадиях эволюции общества: 1) традиционное общество продолжается от первобытного общества до 1780 года (время создания паровой машины), 2) стадия подготовки перехода к индустриальному обществу, 3) индустриальное общество, 4) стадия зрелости индустриального общества, 5) стадия массового потребления. Критерий прогресса по Ростоу - изменения в характере производства и потребления.

В 70-х годах получает развитие теория «постиндустриального общества», согласно которой общество в своем развитии проходит три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную. 3. Бжезинский называет третью стадию технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. Если для первой стадии характерно преобладание сельского хозяйства, для второй - промышленности, то для третьей - сферы услуг. Каждая стадия имеет свою социальную структуру, цель, специфическую организацию. В постиндустриальном обществе это учреждения науки и образования, ученые. Стадии отличаются по первичным продукту и фактору производства, по основным технологиям, по роли человека. Для третьей стадии исходным продуктом являются услуги, знания и опыт человека, передовые технологии - организационные, информационные технологии. Человек выступает в роли творца.

Современные теории преодолевают представления об однолинейном прогрессе, подчеркивают его многолинейность, многоплановость, особенно когда говорят о нынешнем развитии общества. Современный французский социолог Ж. Гурвич говорит, например, о десяти типах глобальных обществ: 1) харизматические теократии (типа древних Египта, Вавилона), 2) патриархальные общества, 3) феодальные, 4) города-государства, 5) общества становления капитализма (17-18 вв. в Европе), 6) общества конкурирующего капитализма (19 - нач. 20 вв.), 7) общество развитого капитализма, 8) фашистские общества на технико-бюрократической основе, 9) общества, опирающиеся на принципы коллективного централизованного этатизма, 10) общества, опирающиеся на принципы множественного децентрализованного коллективизма.

Марксизм предлагает концепцию революционного преобразования общества. Согласно марксизму общество в своем развитии проходит 5 основных стадий: первобытно-общинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой особую роль играет материальное производство, экономические отношения. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Экономической основой революции является противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, что выражается в обострении классовой борьбы. Социальные революции разрешают социальные противоречия и ускоряют развитие общества.

Кроме эволюционного и революционного подхода, базирующихся на идее прогресса общества, существуют циклические теории развития общества, которые рассматривают отдельные типы культур как исторически замкнутые образования и анализируют циклы их развития. Видные их представители - немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби.

О. Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя и русско-сибирская культура, каждый из которых уникален, своеобразен, подчиняется внутренним законам и вместе с тем проходит одни и те же стадии рождения, восходящего, а затем нисходящего развития и гибели. Восходящее развитие О. Шпенглер называет живой творческой историей - культурой, нисходящее - цивилизацией, которая содержит только мертвые продукты культуры.

А. Тойнби дает иное понимание цивилизации. Он называет цивилизациями все типы культур. Рассматривая цивилизацию, А. Тойнби выделяет 6 основных типов: 1) первичные обособленные цивилизации (египетская, андская), 2) первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шапская, майя), 3) вторичные цивилизации (вавилонская от шумерской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шапской и т.д.), 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-му-сульманская, японская, 5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая), 6)неразвившиеся цивилизации (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская). Критерием развития цивилизаций А. Тойнби считает наиболее полное развитие внутреннего самоопределения, заложенного в данной цивилизации [9, стр. 250]. А. Тойнби дает сравнительный анализ цивилизаций, рассматривая особенности их развития.

Из сказанного очевидно, что понятие «цивилизация» употребляется в социологии в различных смыслах. Цивилизация отождествляется с культурой (например, у А. Тойнби). Понятие цивилизация употребляется для характеристики более поздних, зрелых этапов в развитии общества (например, цивилизация в отличие от дикости и варварства у Моргана). Цивилизация рассматривается как особая сфера, часть культуры (например, у О. Шпенглера цивилизация - окостенелые, мертвые предметы культуры) [4]. Цивилизация рассматривается как уровень культуры общества. В теории индустриального и постиндустриального общества выделяются такие виды (уровни культуры) как аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация.

В современную эпоху все чаще понятие цивилизации употребляется для характеристики развития общества в целом. Широкое развитие средств массовой информации, компьютеризации. Информационных технологий превращает современное общество в информационное, для которого характерны значительно более тесные связи и взаимодействия. Человечество в связи с этим все более превращается в единую социокультурную целостность, единую цивилизацию с ее глобальными проблемами. Это сказывается и на общем процессе модернизации общества - совокупности перемен, которые охватывают все общество, все его стороны и элементы.

Существуют и иные позиции по вопросу развития цивилизаций. Известный американский геополитик С. Хантингтон выступил с концепцией неизбежного столкновения цивилизаций [10]. Он определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга и прогнозирует значительные конфликты вдоль линии разлома между цивилизациями: западной (европейской и североамериканской), исламской, конфуцианской, православно-славянской и др. Можно ли согласиться с подобными прогнозами, отрицающими становление единой цивилизации? Можно ли согласиться, что источником конфликтов в будущем будут не экономические и политические противоречия, не противостояние идей, а различие культур? Представляется, что реальные процессы не дают оснований для таких выводов. За обострением национально-этнических отношений, за противостоянием религиозных движений обычно стоят определенные экономические и политические интересы.

Контрольные вопросы

Что такое культура?

Каково соотношение культуры и природы?

Многообразие культур.

Каковы основные элементы культуры?

Различные методологические подходы к социологическому анализу культуры.

Понятия социального изменения, развития.

Что такое цивилизация?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.