Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические подходы к анализу общества






В самой социологии существуют различные методологические направления, подходы к анализу и пониманию общества, механизмов его функционирования и развития.

Прежде всего можно выделить макросоциологический и микросоциологический подходы. Макросоциологический исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность. Микросоциологический ратует постигать целостность социальной жизни, изучая интеракцию (социальное взаимодействие индивидов).

В рамках макросоциологического подхода можно выделить несколько направлений. Одним из них является функционализм. Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером и затем развиты Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Согласно функциональному подходу общество - это единый организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля. Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений.

Т. Парсонс развивает теорию структурного функционализма.

По Парсонсу, существует четыре основных функции социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию цедедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры - система верований, мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Э. Дюркгейм рассматривает общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву.

Конфликтный подход получил дальнейшее развитие у М. Вебера и Р. Дарендорфа. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.

Названные подходы имеют слабые места, недостатки, которые заключаются главным образом в абсолютизации исходных положений. В действительности они не обязательно противоречат друг другу, а могут сочетаться при анализе реальных состояний и процессов.

Еще одним методологическим подходом, восполняющим недостаток перечисленных, который заключается в неспособности должным образом отразить в социальном индивидуальное является методология индивидуализма. Основная идея методологии индивидуализма сводится к тому, что общество, его функционирование может быть объяснено только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию, их взаимодействие. Существует ряд теорий, которые дают такое объяснение. Это прежде всего теория социального обмена Дж. Хоманса, теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др., теория символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера.

Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания. Сторонники теории справедливого обмена придают особое значение справедливому характеру вознаграждения. Согласно теории символического интеракционизма люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы. Г. Горфинкель разработал теорию этнометодологии, которая требует изучения принятых на веру правил и понятий,

определяющих поведение людей и другие.

Более подробно мы остановимся на этих методологических подходах при специальном рассмотрении истории развития социологической мысли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.