Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика развития стран Центральной и Восточной Европы в рамках послевоенной мировой социалистической системы






После окончания Второй мировой войны в странах ЦВЕ под давлением СССР к власти приходят коммунистические партии, и экономика данных государств преобразовывается по образу и подобию советской централизованно-плановой системы:

• частный сектор ликвидируется, либо значительно ограничивается;

• практически все средства производства переходят в собственность государства;

• в национальном хозяйстве применяется централизованное планирование,

предполагавшее вертикальную систему с Госпланом во главе и централизованным

распределением ресурсов и создаваемых продуктов;

• в экономике появляются социалистические предприятия-монополисты.

Таким образом, вся национальная экономика стран ЦВЕ попадает под тотальный государственный контроль, в данной системе отсутствует рынок труда, товаров, капиталов, внутренние цены значительно отрываются от мировых.

Основной целью системы становится выполнение плана, утвержденного партией и правительством, ликвидируются стимулы к предпринимательству, повышению качества продукции и повышению производительности труда.

Экономический рост стран ЦВЕ в послевоенный период носит экстенсивный характер, в его основе лежит строгая экономия ресурсов и высокий уровень капиталовложений. Государство само определяет в какие отрасли экономики необходимо осуществлять инвестиции, перераспределяет прибыль от ведущих производителей, субсидируя убыточные производства. Приоритет в развитии получают отрасли тяжелой промышленности: металлургия, химическая промышленность, машиностроение. Вместе с тем происходит недофинансирование производства потребительских товаров, хотя дотируемые государством цены на товары и услуги потребительского назначения вызывают значительный спрос на такие продукты со стороны населения.

Следует также отметить и то, что данная система неплохо работала в условиях «железного занавеса», оторванности стран ЦВЕ от мирового капиталистического

хозяйства, замкнутости их экономик на государства социалистического лагеря. На базе идеологической общности начинает складываться «мировое социалистическое хозяйство», образуется своеобразный «рынок» стран СЭВ с системой протекционизма от западных капиталистических конкурентов.

В рамках СЭВ существовала своя система международного социалистического разделения труда, действовали свои международные экономические связи, формировалась своя система ценообразования, отличная от мировой.

Централизованно-плановая система давала населению гарантии полной занятости, что было ее несомненным преимуществом перед капиталистической экономикой. Тем не менее, административно-командная экономика не давала никаких стимулов к труду: существовала достаточно жесткая фиксированная система заработной платы, в рамках которой оплата труда, премии, пособия и льготы не зависели от производительности труда. Кроме того, экономика социалистических стран оказалась невосприимчивой к научно-техническому прогрессу, особенно в отношении гражданских технологий. У государства просто не было объективной заинтересованности в инновациях, которые

могли бы сократить занятость в результате автоматизации производства, мешать выполнять заданный план и т.п.

Неслучайно, что к тому времени, когда страны Запада начинают отказываться от экстенсивного пути развития и переходят к фазе интенсивного роста на базе передовых достижений науки и техники, плановая система начинает давать сбои. Пределы экстенсивного роста социалистической системой уже были достигнуты (примерно в то же время, как и в странах Запада), а нового пути развития предложено не было. В результате начинается спад производства, снижается конкурентоспособность продукции, уменьшается объем выпускаемого национального продукта, замедляются темпы экономического роста.

Являясь некогда прогрессивной в части своих социальных гарантий населению, административно-командная система начинает проигрывать ведущим капиталистическим странам и в этом направлении. Социализм казарменного образца с системой тотальной слежки за всеми со стороны органов госбезопасности, изоляция неблагонадежных в тюрьмах и лагерях породили пассивность большей части общества. Отдельные выступления в пользу необходимости реформирования социалистического пути развития (Венгрия 1956 г., Чехословакия 1968 г.) жестоко подавлялись «Старшим братом» - Советским Союзом, танками давившим малейшие попытки отступления от линии, выработанной в Москве.

Извечная ориентация социалистической системы на вооруженное противостояние Западу отвлекала значительную часть ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса, в результате чего существенная часть экономики стран ЦВЕ работала на военные нужды, не производя необходимых народному хозяйству товаров, услуг и технологий. Экстенсивное производство с преобладающей ролью тяжелой промышленности нанесло ощутимый ущерб экологии.

Высокие издержки производства вследствие устаревания технологий и неэффективного административно-командного распределения ресурсов делали продукцию стран ЦВЕ неконкурентоспособной на мировом рынке. Социалистический

принцип распределения порождал тунеядцев, а авторитарные общественные институты мало заботились о повышении уровня социального развития государств ЦВЕ по отношению к ведущим странам Запада.

Необходимость внесения корректив в прежнюю модель развития стран ЦВЕ становилась все очевидной, и первые попытки касались проведения реформ социалистического типа. Так, Югославия еще с середины 1950-х гг. устанавливает децентрализацию в принятии решений, ограничивает контроль за ценами. Расширению позиций частного сектора в сфере сельского хозяйства и торговли были посвящены и преобразования в Венгрии в 1970-е гг., и в Польше в начале 1980-х гг. Однако в целом данные реформы оказались неудачными, поскольку не была ликвидирована первопричина, тормозящая развитие стран ЦВЕ, - сама административно-командная система.

В отсутствие полномасштабной частной собственности, рынка товаров, капиталов и рабочей силы именно государство в лице своего бюрократического аппарата занималось несвойственными государству в нормальной системе задачами, решало все микроэкономические вопросы. Убыточные заводы и фабрики продолжали работать, уровень занятости сохранялся. У предприятий не было стимулов к повышению эффективности производства, качества продукции, поскольку что, как и сколько производить решалось из центра. Приоритет тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса привели к тому, что легкая промышленность финансировалась по остаточному принципу, в результате чего все активнее стал проявляться дефицит товаров и услуг потребительского назначения. Технологическое отставание от капиталистических стран тоже становилось все заметнее. Не будем забывать и о том, что страны ЦВЕ не были самостоятельны в своем социально-экономическом развитии, они находились под жестким контролем Москвы, не допускавшей вольнодумства и способной применить военную силу для удержания стран ЦВЕ в социалистическом лагере.

Основой всех бед социалистической экономики стран ЦВЕ были, пожалуй, отношения собственности. Поскольку практически все принадлежало государству в лице бюрократического аппарата коммунистической номенклатуры, то государство осуществляло прямой диктат и по отношению к производителям, и по отношению к потребителям. В результате нарушения макроэкономических пропорций, несоответствия между спросом и предложением появляются неотоваренные деньги (дефицит в условиях жестко контролируемых цен), которые оседают в «чулках» у населения. Нормальное денежное обращение постепенно нарушается, механизмы для трансформации накоплений граждан в инвестиции не работают. Испытывая дефицит денег, выпадающих из нормального денежного оборота, государство, финансируя свои военные расходы и нужды производителей средств производства, все активнее прибегает к эмиссии.

Начинают проявляться признаки инфляции, и уже к концу 1980-х гг. рост цен в отдельных странах ЦВЕ достигает невиданных ранее результатов. В частности, в 1989 г. наибольшая инфляция была зарегистрирована в Югославии (2800%) и Польше (640%). Дополнительной причиной инфляции становятся государственные дотации убыточным предприятиям: банковские кредиты (т.н. кредитная эмиссия) и субсидии. Если в Югославии и Польше инфляция была очевидна, то в Болгарии и Румынии, где сохранялся жесткий контроль за ценами, инфляция приобрела скрытый характер, породив огромный товарный дефицит. В относительно благополучном положении находились, пожалуй, только Чехословакия, в которой не было больших макроэкономических диспропорций, и Венгрия, где применялось косвенное регулирование экономики и был приток финансовых средств из-за рубежа. В частности, в конце 1980-х гг. инфляция в Венгрии составляла только 10-20% в год.

Неудачи рыночного социализма, возникновение диспропорций в экономике, дефицит и плохие макроэкономические показатели стран ЦВЕ вызвали необходимость проведения в регионе новых реформ принципиально иного характера. Конец 1980-х гг. ознаменовался практически повсеместным падением коммунизма в Восточной Европе, этому в немалой степени способствовали и демократические преобразования в СССР, который перестал выполнять свои полицейско-надзирательские функции в ЦВЕ. По всей Восточной Европе проходят массовые демонстрации протеста против прежней системы казарменного социализма, раздаются призывы к свободе, демократии. Падает один из самых кровавых режимов эпохи коммунизма - режим диктатора Чаушеску в

Румынии. Под натиском волны народного протеста разрушается главный символ «железного занавеса» - Берлинская стена, разгородившая не только Запад и Восток, но и разделившая на время народ одного государства - Германии. Объединение Германии служит первым позывом к стремлению стран ЦВЕ покончить со своим подчиненным положением в прежней советской системе связей в регионе и интегрироваться в единую европейскую цивилизацию.

Под знаком антикоммунистических настроений граждан стран ЦВЕ к власти приходят радикально настроенные правительства, а главами некоторых государств становятся даже бывшие диссиденты - узники коммунистического режима (лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса в Польше, поэт и диссидент Вацлав Гавел в Чехословакии). Определенное влияние на процесс демократических преобразований в ЦВЕ оказывают страны Запада, которые открыто поддержали курс рыночных реформ, выделили восточноевропейским странам кредиты МВФ. Теоретической и идеологической базой реформ в странах ЦВЕ становятся неоконсервативные преобразования, проводимые в этот же период времени в ведущих капиталистических странах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.