Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и задачи диссертационного исследования






Целью работы является совершенствование правового регулирования обеспечения экологической безопасности Российской Федерации путем решения следующих задач:

правовое определение терминов экологической безопасности, используемых в законодательстве,

внесение изменений и дополнений в законодательство, определяющее правовую основу гарантий обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, таких как: нормирование качества окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологический аудит; экологический контроль; природоохранная деятельность государственных органов; юридическая ответственность за экологические правонарушения.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ РАБОТЫ является использование элементов сравнительно-исторического, системного и структурного анализа, формальной и диалектической логики.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ РАБОТЫ послужили труды ученых в области теории государства и права, в частности, работы С.С. Алексеева, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевича, А.С. Пиголкина, Ю.А. Тихомирова и других авторов.

При разработке темы использованы труды ученых, специализирующихся в области экологического права: С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, Ю.Г. Жарикова, Э.Н. Жевлакова, Т.В. Злотниковой, О.С. Колбасова, О.И. Крассова, И.Ф. Панкратова, В.В. Петрова, Ю.С. Шемшученко и других.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ НОВИЗНЫ:

1. Природопользование, обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды, как виды деятельности, отнесены ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время, исследование действующего экологического законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также теоретических работ, посвященных изучению проблемы обеспечения экологической безопасности, приводит к выводу о необходимости определения соотношения указанных видов деятельности.

Отношениями по обеспечению экологической безопасности следует считать общественные отношения по охране окружающей среды и природопользованию, которые возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду и представляющей опасность для жизни и здоровья людей вследствие возможных или наступивших нарушений нормативов качества окружающей среды. Поэтому отношения по обеспечению экологической безопасности и отношения по охране окружающей среды и природопользованию соотносятся как частное и общее.

2. В действующем законодательстве отсутствуют достаточно четкие правовые определения важнейших терминов, используемых в деятельности по обеспечению экологической безопасности, что ведет к различному их толкованию субъектами правоотношений, и, в конечном итоге, приводит к снижению эффективности роли права в регулировании обеспечения экологической безопасности.

Предлагаются следующие правовые определения к терминам с целью закрепления их в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды»:

экологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, создаваемых хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;

угроза экологической безопасности - перечисленные в нормативно-правовых актах виды хозяйственной или иной деятельности, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и представляющие опасность для жизни и здоровья людей вследствие возможных или наступивших нарушений нормативов качества окружающей среды;

отношения по обеспечению экологической безопасности - общественные отношения по охране окружающей среды и природопользованию, которые возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, представляющей угрозу экологической безопасности;

объекты экологической безопасности - личность, общество, государство, окружающая среда;

требования экологической безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования по охране окружающей среды и природопользованию, содержащиеся в нормативно-правовых актах, соблюдение и исполнение которых обеспечивает экологическую безопасность;

обеспечение экологической безопасности - система мер, направленных на предотвращение нанесения вреда объектам экологической безопасности при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, представляющей угрозу экологической безопасности.

3. В ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»[3] сформулированы такие принципы экологической экспертизы, как объективность экспертизы и независимость экспертов. Однако рассматриваемые принципы не имеют достаточно разработанного механизма реализации, особенно в случаях, когда объекты экспертизы, представляющие угрозу экологической безопасности, содержат сведения, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Для реализации принципа независимости экспертов и повышения объективности экологической экспертизы, проводимой в отношении объектов, представляющих угрозу экологической безопасности, сведения о

которых составляют охраняемую законом тайну, предлагается предусмотреть в законодательстве или право и порядок проведения общественной экспертизы секретных объектов, или право, порядок и формы участия представителей общественности в государственной экологической экспертизе секретных объектов. В обоих случаях подбор специалистов должен осуществляться с учетом необходимости сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

4. В настоящее время не созданы достаточные условия для экономической заинтересованности граждан в обращении с исками в суд за защитой своих экологических прав или возбуждении в суде дела по обжалованию неправомерных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, влияющих на состояние экологической безопасности. Для создания экономических условий следует закрепить в законодательстве право граждан на получение материального вознаграждения от государства в случае успешного решения в суде дел, связанных с защитой своих экологических прав.

5. Социологические исследования выявляют высокую эффективность дисциплинарной ответственности в области обеспечения экологической безопасности вследствие простоты ее применения и высокого воспитательного воздействия на работников предприятия. Однако в последние годы наметилась тенденция к уменьшению количества случаев применения руководителями дисциплинарных взысканий к работникам за экологические проступки. Представляется целесообразным включить в Кодекс об административных правонарушениях РФ состав правонарушения, предусматривающего административную ответственность руководителей предприятий, учреждений, организаций за непривлечение своих работников к дисциплинарной и материальной ответственности за систематическое невыполнение требований экологической безопасности, в целях стимулирования руководства предприятий к обязательному применению мер дисциплинарной ответственности к работникам предприятия.

6. Наиболее распространенной санкцией за экологическое административное правонарушение является штраф. Однако на практике принудительное взыскание сумм штрафов с юридических лиц представляет собой определенную проблему. Нередко постановления природоохранных органов о бесспорном списании взыскиваемых сумм со счетов правонарушителей финансово-кредитными органами вовремя не выполняются. Во многом это связано с тем, что у природоохранных органов отсутствуют возможности достаточно оперативно влиять на финансово-кредитные органы, в случае невыполнения ими постановлений о взыскании сумм штрафов.

Проблема принудительного взыскания штрафов с юридических лиц может быть решена путем закрепления в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» положения о том, что штраф за экологическое правонарушение взыскивается с расчетного счета предприятия в бесспорном порядке органом Министерства налогов и сборов РФ с направлением суммы штрафов на счета соответствующих внебюджетных экологических фондов. Ускорению взыскания сумм штрафов будет способствовать как авторитет налоговых органов, являющихся органами налогового контроля, так и перспектива применения налоговыми органами права налагать на руководителей финансово-кредитных органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов.

7. Одним из правовых оснований для возмещения вреда здоровью граждан является наличие причинной связи между повреждением здоровья, загрязнением окружающей среды и деятельностью предприятий-загрязнителей. Поскольку установление прямой причинной связи затруднено из-за отсутствия эффективных методик, это приводит к тому, что дела о возмещении вреда здоровью граждан редко появляются в судах.

Представляется целесообразным использовать опыт зарубежных стран, где существует практика установления причинной связи с помощью косвенных фактов. Для этого необходимо закрепить в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» положение о том, что причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, смертью, частичной

либо полной потерей трудоспособности граждан и неблагоприятным воздействием окружающей среды признается установленной, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны воздействием предприятия, учреждения, организации на окружающую среду, либо если предприятиями, учреждениями, организациями не опровергнуто наличие такой связи.

Применение данного положения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.