Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Церковь






НЕКОТОРЫЕ ЕККЛИСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

(краткие размышления и выводы, основанные на учении Матери-Церкви)

 

" Аще же мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет".

" Аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет" (Гал.1, 8.9).

" Кровь мучеников - семя христианства" (Тертуллиан).1)

 

I. ЦЕРКОВЬ

Церковь (ekklesia) - есть таинственный Богочеловеческий организм - Тело Христово, состоящий из собрания христиан, пребывающих в единстве православной веры, нравственного закона, священноначалия и таинств, и находящихся во взаимном духовном общении между собою, с Церковью Торжествующей на Небесах и Самим Главою и Спасителем Тела Церкви Господом Исусом Христом.

Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Так в 9-м Члене Никео-Цареградского Символа Веры каждый православный христианин исповедует свою веру в великую истину Христовой Церкви. Он исповедует сии четыре ее свойства: единство, святость, соборность и апостольство.

Разсмотрим их сущность по порядку.

Единство. Церковь - едина, что означает именно ее единственность во Вселенной. В Символе свойство это выражено числительным en mian, т.е. Церковь - " одна". Свящ. Писание твердо и ясно исповедует единственность Церкви в следующих словах: " Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Еф. 4, 4-6), и, следовательно, только один путь ко спасению - через истинную веру во Христе, ибо Он есть единственный " Путь и Истина и Живот" (Ин. 14, 6). Как один Глава у Церкви - Христос (Еф. 5, 23), а не много глав, - так и Церковь одна, а не много Церквей; и как Христос не может разделиться Сам в себе (1 Кор. 1, 13), так и Церковь Его не может разделиться сама в себе, ибо ее разделение означало бы ее смерть, по слову Спасителя: " Всякое царство, раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет" (Мф. 12, 25; ср. Мк. 3, 24-25; Лк. 11, 17). Посему и мы, твердо веруя в неодолимость Церкви вратами адовыми (Мф. 16, 18), исповедуем, что разделиться она ни по какому признаку не может.

Святость. Святость Церкви происходит, прежде всего, от святости Ее Основателя и Главы Исуса Христа: " Аще ли начаток свят, то и примешение; и аще корень свят, то и ветви" (Рим. 12, 16). Также Святость Церкви заключается в действии в ней Истинного и Животворящего Духа Святого, освящающего верующих посредством спасительных таинств церковных (Ин. 14, 16-17). И, наконец, Свята Церковь чистым и непогрешимым учением веры, по преемству переданной от Апостолов: " Церковь Бога Жива - столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3, 15).

Таким образом, Св. Церковь Христова вся в целом не может погрешить в истинах вероучения, но всякий не содержащий в чистоте сии спасительные истины сам отпадает от Церкви и перестает быть членом Ее, нисколько не повреждая Ее святости и единству. Таковыми отпавшими являются раскольники, еретики и богоотступники, открыто отрекшиеся от Христа. Все они не только не являются членами Тела Христова, но и неизменно состоят в постоянной духовной (а нередко и физической) вражде с Церковью, и по существу своему и определению есть церквеборцы.

Соборность (Кафоличность). Понятие " соборная" (katholike) имеет некоторое различие от понятия " вселенская" (oikoumenike). Соборность означает духовное единение всех членов земной Церкви между собой и с Церковью Торжествующей на небесах во главе со Христом (Евр. 12, 22-24); вселенскость же означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной - " даже до последних земли" (Де-ян. 1, 8), " во всю землю", " в концы вселенныя" (Деян. 10, 18). Вселенскость Церкви есть составляющая ее Соборности. Распространившись по всему миру в виде частных или Поместных церквей, Св. Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть ИСТИНА.

Апостольство. Оно означает непрерывное посредством таинств преемство в Церкви благодати Св. Духа и богоучрежденной иерархии от самих Апостолов, а чрез то - преданного от них и утвержденного на Св. Вселенских и Поместных Соборах, правилами и учением Св. Отец неизменного исповедания веры, нравственного закона и неписанных церковных обычаев (synatheia ekklesiastike), которые " должны быть уважаемы, как закон" (Номоканон в XIV тит.). Апостольство есть постоянное водительство Св. Духа, живущего в Церкви.

Апостольство в преемстве иерархии относительно клира в Церкви передается посредством таинства поставления, включающего в себя три необходимых момента: 1) избрание (heirotonia), совершаемое народом и клиром, согласно воле Божией (Евр. 5, 4), и утверждение (hyros) после испытания качеств рукополагаемого в соответствие с церковными канонами (VI Всел. 33) при засвидетельствовании местной Церковью действительности избрания; З) руковозложение (heirothesia), т.е. собственно священнодействие поставления, которое совершается епископами (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 1, 6; Апост. 1 и 2) с согласия народа, свидетельствующего о правильности совершения таинства.

" Епископ, как преемник апостольский, - учит Св. Церковь, - <...> есть живый образ Бога на земли, и по священнодействующей силе Духа Святаго - обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение" (Послание Вост. Патр. О Прав. Вере 1723 г., чл.10). " Церковь составляет народ, - говорит св.Киприан Карфагенский, - соединенный со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви и Церковь в епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом, тот и не в Церкви". Ту же мысль выражает св.Игнатий Богоносец: " Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Исус Христос, там и кафолическая Церковь" (Смирн, VIII).

Апостольство в преемстве иерархии относительно мирян в Церкви передается посредством св. Таинства Крещения. Апостольство принадлежит всему народу (laikoi), а не одному только клиру. Равно и достоинство " царственного священства" дается всем членам Церкви, так что священнодействует весь народ Божий рукою предстоятеля и со всем клиром. " И сами яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято (eis ierateuma agion), возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Исус Христом <...> Вы же род избран, царское священие (basileon ierateuma), язык свят <...> иже иногда не людие, ныне же людие Божии..." (1 Пет. 2, 5, 9.10; ср.: Откр. 1, 6; 5, 10; 20, 6).

Высшему клиру не принадлежит в Церкви исключительное и абсолютное право священнодействия. Если в данной местности и в данное время иссякает клир, т.е. если сообщение с ним невозможно или затруднено, то каждый член Церкви, будь то мирянин или монах, в силу благодати Апостольства, дарованной ему в Таинстве св. Крещения, может священнодействовать и совершать по нужде и без клира все святые таинства, чинопоследования и обряды (за исключением таинств евхаристии и хиротонии), т.к. полнота Церкви (собрания Божия во Христе) заключена как во всех ее членах вместе взятых, так и в каждом местном ее собрании: " Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18, 20), равно же и в каждом отдельном верном ее члене, по слову Самого Спасителя: " Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима" (Ин. 14, 23).

Единство, Святость, Соборность и Апостольство Церкви мыслятся и существуют только как единое неразрывное целое. Ни Единство Церкви не может существовать без Святости Ее, Соборности и Апостольства; ни Святость Церкви не может быть без Единства и прочих Ее свойств; ни Соборность не мыслима помимо Апостольства и проч. Следовательно, если какое-либо общество, называющее себя " христианским", не имеет хотя бы одного из сих четырех свойств и определений Церкви Христовой, то общество это не может быть ни Церковью, ни частью Ее, и есть, на самом деле, нечестивое скопище отщепенцев.

Св. Каноны подразделяют их на несколько категорий: ересь, раскол, самочинное сборище.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.