Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки человека: причины и виды






Человек - источник опасности

 

Деятельность человека является важным, необходимым звеном, обеспечивающим взаимосвязь технических систем. При этом человек решает задачи, состоящие из ряда этапов: восприятие информации, ее оценка, анализ и обобщение на основе заранее заданных и сформулиро­ванных критериев; принятие решения о дальнейших действиях; исполнение принятого решения.

Н. Винер определял информацию как «обозначение содержания сигнала, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему и приспособления наших чувств». Отсюда следует, что под информацией надо понимать сигнал, которому сознание способно приписать какой-либо смысл. Другими словами, информация – это неоднородность материального потока, воспринимаемая человеческим сознанием, которой сознание способно приписать некий, но определенный смысл. Отметим, что на всех этапах деятельности возможны ошибочные действия человека.

Анализ данных по техногенным авариям и катастрофам показыва­ет, что значительная доля опасностей реализуется в результате ошибок человека, когда он в какой-то момент времени принимает неправильное решением. По статистике около 45 % аварийных ситуаций на АЭС, свыше 60 % аварий на объектах с повышенным риском, 80 % авиакатастроф и катастроф на море, а также 90 % автомобильных аварий происходит из-за неправильных действий людей.

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану.

В тех случаях, когда опасные или неадекватные действия совершаются человеком осознанно (умышленно), они классифицируют­ся как нарушения и в данном тексте не анализируются.

Ошибка определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком запрещенного действия), которое может явиться причиной тяжелых последствий - травм, гибели людей, повреждения оборудования или имущества либо нарушения нормаль­ного хода запланированных операций.

Ошибки по вине человека могут происходить в различных сферах и условиях его жизнедеятельности: на отдыхе, во время путешествия, при занятии спортом.
Например,
ошибки часто возникают при управлении автотранспортом; при неосторожном обращении с огнем, острыми предметами, с оружием; при купании в водоемах; при путешествии в горах; на тренировках и соревнованиях по различным видам спорта.

В быту ошибки имеют место при использовании электроприборов, бытового газа, открытого огня. Они происходят при применении ядохимикатов, инструмента и приспособлений; при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, с предметами, содержащими ртуть; при потреблении недоброкачественных продуктов, алкоголя, медикаментов и т.д.

В сфере производственной деятельности ошибки возникают, если человек действует с нарушением установленного режима работы или бездействует в момент, когда его участие в процессе деятельности необходимо.

В чрезвычайных ситуациях естественного и техногенного
происхождения
ошибки обычно связаны с неподготовленностью людей к действиям в условиях ЧС; с неумением их предвидеть результаты своих действий, например, при обращении с горючими и взрывчатыми веществами или при управле­нии сложными техническими системами; при сходе лавин, селей и т.п.

П ри общении людей между собой источниками ошибок могут быть непорядочность, небрежность, месть, ревность, оскорбления, религиозные и национальные конфликты и т.п.

При управлении экономикой и иной государственной дея­тельностью ошибки часто обусловлены стремлением людей нарушить законы природы. К ним следует отнести строительство ЦБК на острове Байкал; проекты поворота Северных рек на юг и др.

Свойство человека ошибаться является функцией его психоло­гического состояния, а интенсивность ошибок во многом зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок. Установлено, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. Так, при очень низком уровне нагрузок боль­шинство операторов работают неэффективно (задание кажется скучным и не вызывает интереса), а качество работы далеко от желаемого. При умеренных нагрузках качество работы оператора оказывается оптимальным, поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как условия, достаточные для обеспечения вниматель­ной работы человека-оператора. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека снова ухудшается, что объясняется, главным образом, проявлениями физического стресса, такими как страх, беспокойство, учащение пульса и частоты дыхания, повышение температуры, выброса в кровь адреналина и т.п.

В системе " человек - среда обитания" человек является самой изменчивой составляющей. Его поведение определяется массой индивидуальных факторов. Часто разные операторы аналогичные задания выполняют не одинаковыми действиями.

Основные особенности личности и состояния организма человека, толкающие его к совершению ошибок, можно разделить на врожден­ные особенности и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся физиологические характеристики человека и особенности, обусловленные его наследственностью. В их числе органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), опорно-двигательная система (мышечная сила, скорость движения, координация и т.п.). Сюда же можно включить психомоторную систему человека (рефлексы, реакции и т.д.) и его интеллект (уровень знаний, способность ориентироваться в окружающей среде).

Временные состояния, такие как физическая и психологическая усталость, приводящие к снижению внимания и мышечной силы, ухудшению состояния здоровья и работоспособности, способствуют возникновению ошибок. К факторам, отвлекающим внимание, можно отнести временные функциональные нарушения организма (например, неожиданно появившаяся острая головная боль, головокружение, судорога мышцы и т.п.); временное переключение внимания на какое-то событие или предмет, не связанные с работой; утомление; внезапное внешнее воздействие (шум или яркая вспышка света).

Причины ошибок разделяют на: непосредственные, главные и способствующие.

Непосредственные ошибки зависят от психологической структуры действий оператора. Сюда можно отнести, например, ошибки восприятия (не узнал, не обнаружил), ошибки памяти (забыл, не запомнил, не сумел восстановить), ошибки мышления (не понял, не предусмотрел, не обобщил) и другие.

Главные причины ошибок связаны с рабочим местом, организаци­ей труда, подготовкой оператора, состоянием организма, психологи­ческой установкой, психическим состоянием организма.

Способствующие причины ошибок зависят от особенностей личности (характера, темперамента, коммуникативных особенностей), состояния здоровья, внешних условий, профессионального отбора, обучения и тренировки.

Причины ошибок можно также классифицировать, используя кибернетическую схему:

- ошибки в ориентации (неполучение информации);

- ошибки в принятии решения (неправильные решения);

- ошибки в выполнении действий (неправильные действия).

Ошибки в ориентации наиболее распространенные и возникают обычно из-за отсутствия сигнала, из-за слабого сигнала, из-за множества одновременных сигналов.

Ошибки в принятии решения могут возникать, когда получена вся необходимая, достоверная информация и в достаточном объеме, но процесс анализа, переработки и осмысления ее был неверным; или из-за неадекватной оценки ситуации; неприспособленности к работе из-за недостатка знаний, опыта.

А иногда информация и принятое решение могут быть правильны­ми, но ответное действие ошибочным. Неправильное действие может проявляться и в бездействии оператора в тот момент, когда его действие необходимо (неспособность к действию, нарушение последовательности действий), или в неправильном выборе действий (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т.д.).

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем, можно классифициро­вать следующим образом:

-ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими;

- ошибки изготовления и ремонта, например, неправильной
сварки, неправильного выбора материала, изготовления изделия с
отклонениями от конструкторской документации;

-ошибки технического обслуживания в процессе эксплуата­ции вследствие недостаточной подготовленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппарату­рой и инструментами;

- ошибки обращения возникают вследствие неудовлетворительно­
го хранения изделий или их транспортировки с отклонениями от
рекомендаций изготовителя;

- ошибки в организации рабочего места: теснота рабочего
помещения, повышенная температура, шум, недостаточная освещен­ность и т.п.;

-ошибки в управлении коллективом: недостаточное стимулирова­ние специалистов, их психологическая несовместимость и т.п.

Разумеется, перечень допускаемых человеком типичных ошибок не может быть столь точным и неоспоримым, но за ним стоит тысячелетний опыт наблюдений за причудами человеческой натуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.