Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толтекская цивилизация. (хотя здесь это был север), висело огромное во­гнутое зеркало, намного превосходящее в разме­рах любое








(хотя здесь это был север), висело огромное во­гнутое зеркало, намного превосходящее в разме­рах любое, которое нам приходилось видеть. Оно было металлическим, скорее всего серебряным, отполировано до предельно возможной степени. Нами было замечено, что уход за ним и поддержа­ние его блеска и такой чистоты, чтобы на нём не было и пылинки, считалось религиозным долгом самого первостепенного характера. Изготовление столь огромного зеркала с таким совершенством, да ещё и так, чтобы его огромный вес не искривил его, оказалось бы серьёзной проблемой для совре­менных инженеров, но она была успешно решена этими людьми, жившими в далёком прошлом.

По центру крыши этого огромного северного нефа проходил узкий разрез, через который было видно небо, так что свет всякой звезды, прохо­дившей меридиан, проникал в храм и падал на это огромное зеркало. Известное свойство вогну­того зеркала состоит в том, что оно формирует в воздухе перед собой, в своём фокусе, образы всего, что в нём отражается, и этот принцип ис­пользовался жрецами, чтобы (как бы они, веро­ятно, это назвали) собрать и применить влияние каждой планеты, когда она в самой большой силе. На полу, под фокусом зеркала, был пьеде­стал с установленной на нём жаровней, и когда планета проходила меридиан и светила через прорезь в крыше, на угли в жаровне бросали не­много благовония. Сразу же поднимался столб


110 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

серого дымка и посреди него сиял живой образ планеты. Тогда прихожане склоняли свои головы и звучало радостное пение жрецов. Фактически эта церемония несколько напоминала выставле­ние святых даров в католической церкви.

При необходимости пускалось в действие и другое устройство — плоское круглое зеркало, которое спускалось с крыши на верёвках так, что­бы точно занимать фокус большого зеркала. Им ловили отражённый образ планеты, и наклоняя его, могли направлять концентрированный свет, принятый вогнутым зеркалом, на определённые места на полу храма. На эти места клали больных, для которых данное конкретное влияние считалось благотворным, тогда как жрец возносил молитву, чтобы планетный дух излил на них исцеляющее и укрепляющее влияние; и несомненно, эти уси­лия часто вознаграждались исцелениями, хотя вполне возможно, что в достижении результата большую роль играла вера.

Возжжение некоторых священных огней, ког­да меридиан проходило само Солнце, совершалось с помощью того же приспособления, хотя одна из самых интересных церемоний этого рода прово­дилась всегда на западном алтаре. На этом алтаре всегда горел огонь, называвшийся «священным лунным огнём», и ему позволяли погаснуть лишь раз в год, в ночь перед весенним равноденствием. На следующее утро лучи Солнца, проходя через отверстие над восточным алтарём, падали прямо


Толтекская цивилизация 111

на западный притвор, и с помощью подвешенного на их пути стеклянного шара, наполненного водой и действовавшего как линза, само Солнце снова зажигало священный огонь Луны, который затем заботливо хранили и поддерживали весь следую­щий год.

Внутренняя поверхность большого купола представляла собой планетарий, и при помощи некоего сложного механизма основные созвездия двигались в соответствии с реальным движени­ем звёзд, так что в любое время дня, или в пас­мурную ночь, поклоняющийся в храме мог точно определить положение любого из знаков Зодиака и положение планет относительно их. Для пред­ставления планет использовались светящиеся те­ла, и в ранние дни этой религии, в точности как и в ранние дни мистерий, они были настоящими ма-териализациями, вызванными к существованию учителями-адептами; но в позднейшие дни и в том, и в другом случае сделать действующие пра­вильным образом материализации оказалось труд­ным или невозможным, и их место заняли искусно устроенные механизмы. Внешняя поверхность этого огромного купола была покрыта тонкими пластинами золота; и примечательно, что на по­верхности создавался специфический пятнистый эффект, целью которого, очевидно, было воспро­извести «рисовые зёрна», или пятна на Солнце.

Другой интересной чертой этого храма было подземное помещение, или потайной склеп, кото-


112 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

рый был предназначен исключительно для жрецов, по всей видимости, с целью медитации и самораз­вития. Единственный допускавшийся туда свет проходил через толстые пластины хрусталеопо-добного вещества различных цветов, вставленные в полу храма. Были сделаны устройства, отражав­шие солнечный свет и направлявшие его через эти фильтры, и жрец, практиковавший медитацию, позволял этому отражённому свету падать на раз­личные центры своего тела — иногда между глаз, иногда в основание позвоночника, и так далее. Очевидно, это способствовало развитию способ­ностей предсказания, ясновидения и интуиции, а применяемый цвет зависел не только от того, ка­кой цели хотел достигнуть жрец, но и от планеты или типа, к которому он принадлежал. Было также замечено, что здесь, как и в греческих мистериях, использовался тирс — пустотелый стержень, заря­женный электрическим или жизненным огнём.

Интересную часть изучения этой религии древнего мира составили наши попытки понять, что же имели в виду её учителя, когда говорили о звёздном ангеле и духе звезды. Небольшое, но тщательное исследование показало, что эти тер­мины, хотя иногда бывали синонимами, не всег­да таковы, поскольку под общим термином «дух планеты» у них, похоже, скрывалось по меньшей мере три совершенно разных понятия.

Во-первых, они верили в существование у каждой планеты неразвитой, полуразумной и в


Толтекская цивилизация 113

то же время чрезвычайно мощной сущности, суть которой в нашей теософической терминологии мы, пожалуй, могли бы выразить как совокупность всей элементальной сущности этой планеты, рас­сматриваемую как одно огромное существо. Мы знаем, как в случае человека элементальная сущ­ность, входящая в состав его астрального тела, становится во всех отношениях отдельным су­ществом, которое иногда называют элементалом желания, и как различные типы и классы этой сущности соединяются во временное единство, способное на вполне определённые действия по своей самозащите, как, например, сопротивление процессу распада, начинающемуся после смерти5. Точно так же мы можем представить и совокуп­ность элементальных царств какой-либо планеты, энергетически представляющую единое целое, и тогда поймём теорию, которой придерживались древние халдеи касательно этой первой разновид­ности планетарного духа, для которого гораздо более подходящим названием будет «планетарный элементал». Влияние (или, возможно, магнетизм) этого-то планетарного элементала и пытались они сфокусировать на людях, страдающих от опреде­лённых болезней, или заключить его в талисман для будущего использования.

Жрецы считали, что видимые для нас физиче­ские планеты служат указателями положения или

5 См. Ч. Ледбитер. «Внутренняя жизнь». Раздел V, глава «Элементал желания». — Прим. пер.


114 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

состояния великих центров в теле самого логоса, и что через каждый из этих великих центров из­ливается один из десяти типов сущности, из кото­рой, согласно им, было построено всё. Каждый из этих типов, взятый сам по себе, отождествлялся в планетой и также часто назывался духом этой планеты, таким образом придавая этому термину ещё один, совершенно отличный смысл. В этом смысле они говорили о духе планеты как о присут­ствующем повсюду во всей Солнечной Системе, действующем в каждом человека и показываю­щем себя в его действиях, а также проявляющемся через определённые растения и минералы и при­дающем им их отличительные свойства. Конечно, этот самый «дух планеты» в человеке и подвергал­ся воздействию состояния того великого центра, к которому он принадлежал, и именно в отноше­нии его и выпускались все астрологические пре­достережения.

Однако, когда халдеи призывали благослове­ние духа планеты или старались подняться к не­му искренней и почтительной медитацией, они использовали это выражение в ещё одном смыс­ле. Каждый из этих великих центров они счита­ли дающим рождение целой иерархии великих духов, и во главе каждой из этих иерархий сто­ял Великий, называвшийся Духом планеты, или чаще, звёздным ангелом. Это его благословения искали родившиеся под его влиянием, и это его считали они одним из великих архангелов, семи


Толтекская цивилизация 115

духов перед престолом божим, как называют их благоговейные христиане, одним из могучих рас­порядителей божественной силы логоса, кана­лом, через который проявляется его невыразимое великолепие. Поговаривали, что когда в большом храме проводится праздник какой-либо планеты, в тот самый момент, когда её образ ярко вспыхи­вал среди дыма благовоний, те, чьи глаза откры­вались благодаря благоговейному экстазу, иногда видели могучую форму её ангела, парящую под сияющим светилом, так, что оно горело у него во лбу, когда он милостиво смотрел на тех покло­няющихся, чья эволюция была с ним так близко связана.

Одно из положений этой древней веры заклю­чалось в том, что в редких случаях для высоко­развитых людей, полных искренней преданности своему ангелу, открывалась возможность силой продолжительной медитации подняться из наше­го мира в его мир — то есть изменить весь ход своей эволюции и получить следующее рождение уже не здесь, а на его планете, и храмовые записи содержали отчёты о жрецах, совершивших это, и ушедших таким образом за пределы обычной области человеческого познания. Считалось, что один или два раза в истории это происходило и в отношении более высокого порядка звёздных бо­жеств, относящихся к звёздам, находящимся все­цело за пределами нашей Солнечной Системы, но это считалось дерзким полётом в неизвестное,







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.