Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение предельных цен экспортируемой и импортируемой продукции






Любая внешнеторговая сделка предваряется длительными переговорами, суть которых, как и во всяком акте купли-продажи, состоит в том, что партнеры " торгуются". В ходе торгов, переговоров друг с другом, цены на товар варьируются в определенных пределах. Для правильного построения тактики переговоров важно определить эти пределы. С точки зрения экспортера задача состоит в обосновании исходной цены предложения товара. Уровень экспортных цен определяется местом, которое занимает предприятие на рынке сбыта данного продукта (позиционирование на рынке) и каковы цели участия во внешнеторговой сделке.

Приемлемая цена с точки зрения экспортера будет находиться в пределах.

Ц эmin £ Ц э £ Ц эmax,

где Ц эmin - минимально допустимая экспортная цена, ниже которой целесообразность сделки конкретно для экспортера продукции теряет всякий смысл.

В расчетах минимально возможных экспортных цен (нижней границы экспортной цены) необходимо учитывать специфический характер каждой сделки. Специфика обусловлена многообразием целей экспорта продукции, которые могут включать: расширение рынка сбыта продукции, получение собственной валюты, необходимость импорта. Минимально допустимая экспортная цена при расширении объема продаж за счет внешнего рынка определяется из условий: равной выгодности реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках, если есть возможность дополнительной реализации продукции на внутреннем рынке; окупаемости повышенных затрат в связи с экспортом, если внутренний рынок полностью обеспечен данной продукцией.

В первом случае, минимально возможный уровень экспортной (валютной) цены определяется по формуле (10.7):

Ц вн

Ц эmin = ---------, (10.7)

Ккр Вк

где Ц вн - цена продукции на внутреннем рынке, р..;

В к - курс пересчета валюты в рубли, руб./валюта;

К кр - коэффициент кредитного влияния, определяется условиями предоставления кредита.

Расчет коэффициента кредитного влияния осуществляется по формуле (10.8)

К кр = ВП / НЦ, (10.8)

где ВП - суммарная величина валютных поступлений (платежей), приведенная к году поставки товара (дисконтированная по отношению к году поставки товара);

НЦ - номинальная внешнеторговая цена (цена, зафиксированная в контракте).

В случае полностью обеспеченной потребности внутреннего рынка данной продукцией в формуле минимально возможного уровня экспортной цены в числителе вместо Цвн используется Зэ показатель полных затрат, связанных с экспортом продукции, включая таможенные пошлины и сборы, расходы по доставке и страховке (в соответствии с базисными условиями поставки):

(10.9)
З э

Ц эmin = ---------.

Вк Ккр

Цель получения валюты основана на выгоде, связанной с изменением курса валюты. Как известно, что дает выигрыш экспортерам - так называемую дополнительную валютную прибыль, которая выражается в том, что за единицу иностранной валюты можно получить на столько рублей больше, насколько произошло падение их курса.

Однако темпы изменения цен на материалы, комплектующие и т.д. в условиях инфляции могут опережать темпы национальной валюты, и, следовательно, сделать невыгодной внешнеторговую сделку.

В связи с этим целесообразность экспорта продукции, даже в условиях падения стоимости национальной валюты требует доказательств. Они включают в себя:

Определение предельных (минимально возможных) экспортных цен с оценкой издержек - темпам инфляции. В этом случае в расчет принимается обеспечение гарантий получения дополнительной валютной прибыли посредством продажи валюты через определенный период времени. Расчет минимально допустимой валютной цены в этом случае проводится по формуле:

П з + С з

Ц эmin = ---------, (10.10)

Вк Ккр

где П з - оценка затрат по производству продукции на экспорт с инфляционной составляющей;

С з - прочие затраты, связанные с реализацией продукции на внешнем рынке (таможенные сборы, базис поставки и т.д.);

В к - валютный курс на момент подписания экспортного контракта.

Затраты по производству продукции на экспорт в условиях инфляции могут быть определены по формуле:

П з = А + Мб Iм + Зб Iз, (10.11)

где А - стоимость элементов производственных затрат, величина которых не зависит от инфляции, например, амортизация;

Мб - материальные затраты по производству продукции на экспорт на момент подписания контракта;

Зб - затраты по оплате труда на момент подписания контракта;

Iм, Iз - прогнозируемые индексы изменения стоимости материальных затрат и оплаты труда данного изделия в условиях инфляции за время от момента подписания экспортного контракта до момента продажи заработанной от экспортной сделки валюты.

2. Определение предельных цен без дополнительной валютной прибыли (с учетом соотношения темпов инфляции и темпов роста курса иностранных валют, что позволит избежать негативного влияния инфляции на доходы предприятия, но не обеспечит эффект от падения курса рубля).

Здесь минимально возможная экспортная цена определяется по формуле (10.12)

Зэ Iц

Цэmin = --------------, (10.12)

Вк Ккр I в

 

где Iц, Iв - соответственно прогнозируемые индекс изменения цен на данную продукцию, реализуемую на внутреннем рынке, и индекс падения курса рубля за период времени с момента подписания контракта до момента продажи валюты.

 

Если цель экспортной операции - импортирование продукции или расчет за экспорт продукции производится встречным импортом (бартерные внешнеторговые сделки), то расчет минимально возможной валютной цены производится с учетом эффективности импорта.

Формула расчета предельного уровня цены будет иметь вид.

З э

Цэmin = ---------, (10.13)

Кви Ккр

 

где К ви - коэффициент валютной эффективности импорта продукции.

(10.14)
Z

К ви = -----,

Зи

где Зи - затраты по приобретению и доставке импортируемой продукции;

Z - стоимостная оценка импорта.

 

Величина стоимостной оценки зависит от вида импортируемой продукции. Это может быть импорт товаров народного потребления или импорт машинно-технической продукции.

Для товаров народного потребления в качестве стоимостной оценки выступает цена аналогичной продукции на внутреннем рынке или цена, по которой можно реализовать импортные товары народного потребления на внутреннем рынке.

Стоимостная оценка при импорте машинно-технической продукции определяется из условий расчета интегрального экономического эффекта от использования импортного оборудования в течение нормативного срока эксплуатации. При расчете стоимостной оценки импортируемого оборудования также возможны два варианта:

1. Если на внутреннем рынке имеется возможность приобретения оборудования для выполнения данных функций, хотя и с худшими параметрами или менее экономичное, то стоимостная оценка определяется по формуле (10.15).

 

Ро + Е Tn

Z = З ------- + S (DЦ t - DИ t - D К) a t, (10.15)

Рн + Е t=1

где З - затраты на приобретение отечественного оборудования, аналогично импортному;

Р о, Р н - нормы амортизации отечественного и импортного оборудования (Р о = 1/ То; Р н = 1 / Т н)

То, Т н - нормативные сроки службы отечественного и импортного оборудования;

Е - норма дисконты или норма эффективности;

DЦ t - прирост объемов выпуска продукции в результате использования импортного оборудования вместо отечественного (т. е. сравнение импортного и отечественного оборудования по производительности), в соответствующем году;

DИ t - снижение годовых издержек производства в результате использования импортного оборудования вместо отечественного, в соответствующем году;

DК - разница в сопутствующих капитальных вложениях при использовании импортного и отечественного оборудования;

a t - коэффициент дисконтирования.

 

a t = 1/ (1 + T) t,

где t - текущий расчетный год.

 

При импорте продукции предельной границей является верхний предел цены, т.е. максимально возможная цена импортируемой продукции. Приобретение товара по цене выше указанной границы делает внешнеторговую сделку, связанную с импортом продукции, неэффективной.

Верхняя граница импортируемой продукции (Ц) определяется из условия равенства нулю эффекта импорта продукции: т.е. по формуле (10.16)

 

 

Вкэ Z

Ц иmax = -----------, (10.16)

Ккр

где В кэ - условия приобретения валюты для импорта продукции.

 

Основные факторы, влияющие на верхнюю границу цены следующие:

1. Условия приобретения валюты для импорта продукции.

Возможны три источника приобретения валюты:

экспорт продукции;

приобретение на валютных биржах (аукционах), т.е. покупка валюты;

обмен валюты по официальному курсу в условиях полной конвертации валюты.

 

В любом случае

Количество получаемой валюты

В кэ = -----------------------------------------------------

Количество затраченных рублей на приобретение валюты

 

(10.17)
Особый случай - экспорт продукции:

В кэ = В э / Зэ,

где В э - валютная выручка от экспорта продукции;

З э - полные затраты, связанные с экспортом продукции.

 

Следовательно, на величину В кэ, а также на Ц и max будет влиять вид экспортируемой продукции и т.д., что влияет на выручку от реализации продукции, а также то, что определяет полные затраты экспорта продукции (включая транспортные и страховые составляющие.

2. Условия оценки и эффективность использования импортной продукции, т.е. те факторы, от которых зависит величина Z.

3. Условия продажи импортной продукции, все факторы, влияющие на величину К кр.

 

Вопросы для самопроверки

10. Назовите основные факторы, влияющие на нижнюю границу экспортной цены.

11. Есть ли целесообразность определять нижнюю границу цены при импорте продукции?

12. Какие факторы влияют на стоимостную оценку импортируемой продукции?

13. Зависит ли предельная цена экспорта или импорта продукции от страны-экспортера и страны-импортера?

14. Влияет ли государственное регулирование цен на предельные границы цен при экспорте или импорте продукции?

15. На какие виды цен ориентируются контрагенты при определении уровня внешнеторговой цены?

16. Какие условия поставки должны учитываться при формировании контрактных цен?

17. По каким критериям оценивается важность информации о ценах мирового рынка?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.