Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 3. Мир и человек в философских концепциях (12 ч)






Мир и человек в философских концепциях (12 ч)

Тема 1. Онтология. Бытие как философская проблема (2 ч)

Бытие как фундаментальная философская категория. Основные формы и виды бытия. Реальность объективная и субъективная, материальная и идеальная, естественная и искусственная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие и небытие как философские категории.

Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный идеализм. Принципы философского материализма: материальность мира, единство материи и движения, ее упорядоченность, детерминизм. Человеческое бытие. Общественное бытие. Духовно бытие.

Развитие представлений о материи. Движение, пространство и время как формы существования материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея единства мира. Мир как философская категория. Атрибутивные характеристики мира. Типология миров в современной научной картине мира. Голограммность, матричность, конструктивизм как свойства строения и организации мира. Идея развития. Хаос и порядок. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость: прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности.

 

Тема 2. Гносеология. Сознание, его природа, структура, основные уровни, формы и исторические типы сознания (2 ч)

Познание как предмет философского анализа. Агностицизм. Знание и вера. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания.

Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законом, практика, верификация и фальсификация.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Роль языка в мышлении. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эмпирических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Естественнонаучное, техническое, социально-экономическое знание. Своеобразие гуманитарного знания.

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

 

 

Тема 3. Философская антропология и ее задачи. Человек как предмет философского анализа (2 ч)

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая и духовная. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация: критерии их типологии. Теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), “идеальных типов” (М. Вебер) и др. Проблема кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Философия истории о динамике общественного развития.

Формы социального опыта. Обычаи и традиции. Политические, правовые, нравственные, эстетические и религиозные ценности.

Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровненность, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности.

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Понятие свободы. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

 

Тема 4. Праксиология. Социальная философия (2 ч)

Общество как система. Структура системной организации общественной жизни. Системные принципы общества. Основные сферы общественной жизни. Понятие деятельности. Атрибуты деятельности. О роли деятельности в формировании и развитии человека, общественных отношений. Труд и творчество. Труд и игра. Труд и отчуждение. Деятельность и личность. Регуляция деятельности человека. Механизмы регуляции деятельности. Свобода и ответственность. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Соотношение философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер, Л. Мэмфорд) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.

 

Тема 5. Аксиология. Специфика и значение ценностного освоения действительности (2 ч)

Понятие ценности. Мир ценностей. Общественная природа ценности. Потребности и ценности. Норма, правила, образец. Ценности и оценка. Предмет оценки. Субъект оценивания. Основание оценки. Виды оценок: нормативная, социокультурная, профессиональная, операциональная. Виды ценностей. Предметные ценности. Духовные ценности. Ценности в научном познании. Ценности и природа человека. Личностные и групповые ценности. Витальные ценности. Иерархия ценностей. Ценностные отношения и их специфика в регуляции социума. Ценности современной постиндустриальной эпохи.

Интерактивная лекция: Философские проблемы глобалистики (2 ч)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ним. Особенности разрешения глобальных проблем. Роль агрохимической науки в решении экологической проблемы.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Космические перспективы развития будущего. Концепция устойчивого развития.

 

Основная литература.

Введение в философию. Изд. 3-е, испр. и доп. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Культурная Революция, 2012. – Разд. II. С. 337 – 608.

Философия. Учебник. 2-е изд. Под ред. Л. Н. Москвичева. – М.: РАГС, 2006. – С. 253 – 644.

 

Дополнительная литература.

Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: ИФРАН, 1999. – С. 7 – 21.

Бибихин В. В. Внутренняя форма слова. – СПб.: Наука. – С. 22 – 252.

Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975. – С. 130 – 154.
Делокаров К. Х., Демидов Ф. Д. В поисках новой парадигмы. Философия.

Синергетика. Научная рациональность. – М.: Наука, 1999. С. 39 – 56.

Дубровский Д. И. Проблема «сознание и мозг»: Теоретическое решение. – М.: Канон +, 2015. – 208 с.

Ивин А. А. Аксиология. – М.: Высшая школа, 2006. – 390 с.

Каган М. С. Философская теория ценностей. - СПб.: Петрополис, 1997. – С. 64 – 85.

Каку М. Будущее разума. М.: АНФ, 2015. С. 25 – 400.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: УРСС, 2001. – С. 102 – 184.

Микешина Л. А. Философия познания: Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 27 – 57.

Моторина Л. Е. Философская антропология. – М.: Академический проект, 2009. – 2-е изд. – 270 с.

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – Языки русской культуры, 1998. – 376 с.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1996. – С. 69 –

102, 236 – 272.

Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблема эпистемологии. – М.: Новый Хронограф, 2008. С. 110 – 180.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 641 – 702.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. – М.: ИФРАН, 1998. – С. 60 – 79.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – С. 23 – 129.

Хаттон У. Мир, в котором мы живем. – М.: Ладомир, 2004. – С. 103 – 182.

Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Наука, 2000. – 516 с.

Язык и сознание. Аналитические и социально-эпистемологические контекты. / Под ред. И. Т. Касавина. – М.: Альфа - М, 2013. – 480 с.

 

Практические занятия (18 ч)

Модуль 1. Введение. Метафилософия (4 ч)

Коллоквиум по типу «круглого стола» с обсуждаемыми вопросами (2 ч)

Философия и какова ее роль в обществе. Кому и зачем нужна философия? Что значит мыслить философски? Какова роль философии в развитии биологического знания?

Коллоквиум-диспут: Структура философского знания (2 ч)

Основные вопросы философии: почему они возникают и чем они определяются? Может ли быть философское знание без вопросов? Существует ли доминирующий вопрос среди других вопросов? Почему философское знание полиструктурно? Почему возникло множество разделов философии? Какой процесс в познании лежит в основании возникновения новых разделов философии? Что такое междисциплинарность?

 

Модуль 2. Исторические этапы философии (6 ч)

Коллоквиум-диспут: Возникновение философской мысли на Востоке и на Западе: общее и особенное (2 ч)

Тематика выступлений: 1) Индийская философская мысль: прошлое и современное. 2) Строение Вселенной в философии астики: веданта, миманса, йога. 3) Мир и человек в философии буддизма. 4) Этика буддизма. 5) Распространение идей буддизма в АТР. 6) Учение о совершенном человеке в конфуцианстве и даосизме. 7) Совершенное государство в философии Мо Ди. 8) Традиции конфуцианства и даосизма в дальневосточном регионе. 9) Древнегреческая натурфилософия: прошлое и современное. 10) Диалектика движения и покоя в философских взглядах элеатов. 11) Что нужно изменить в человеке (с позиции Сократа)? Что такое идеи в философии Платона? В чем заключается историческая заслуга Платона и Аристотеля в развитии европейской культуры?

Коллоквиум пресс-конференция: Что нового внес логоцентризм в философии по сравнению с космоцентризмом, теоцентризмом и антропоцентризмом прежних эпох, а что утерял? (2 ч)

Анализ творческого наследия Августина Блаженного, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Г. Спенсера, Х. Ортеги-и-Гассета, З. Фрейда, В. С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева.

«Круглый стол» на тему: Современные философские направления в контексте научных революций ХХ -ХХI веков (2 ч)

На круглый стол вынесены следующие вопросы: 1. Каков характер научных революций в ХХ веке. 2. Что они изменяют в науке и философии и что они меняют основательно, а что сохраняют? 3. Всегда ли научная революция изменяет философию? 4. Не влияет ли философия на саму научную революцию? Какие философские концепции, школы повлияли на научную революцию в ХХ веке?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.