Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Философская мысль на Востоке






СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

 

ВВЕДЕНИЕ. МЕТАФИЛОСОФИЯ

 

Модуль 1. Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека

(6 часов)

1. Философия как способ познания и освоения мира. Особенности философского освоения действительности.

2. Специфика и структура философского знания: основные разделы, предмет, основные проблемы, главные вопросы и категории.

3. Принципы и функции философского знания.

4. Философия и мировоззрение. Природа мировоззрения и его структура. Особенности современного мировоззрения.

 

Ключевые слова: философия, онтология, гносеология, эпистемология, антропология, аксиология, праксиология, история философии, футурология, системология, философия бытия, синергетика, антропологическая лингвистика, котрольная работа конспект, семинар, мировоззрение.

 

 

Литература-источники.

 

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический Проект, 2009. – С. 21 – 42.

Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. – С. 7 – 20; 62 – 70; 114 – 140.

Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Три речи / Ильин И. А. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 1994. Т. 3. – С. 15 – 88.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. – С. 14 – 72.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – С. 51 – 190.

 

 

Модуль 2. (18 часов).

Тема 2. Философская мысль на Востоке

(2 часа)

 

Философия Древней Индии. Начала философского мышления: упанишады.

Основные направления и школы: астика (веданта, санкхья, миманса, ньяя, йога, вайшешика); настика (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята).

Особенность картины мира древнеиндийской философии: космоцентризм.

Основные философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен, натурфилософы.

Влияние философских космо-этических систем Древнего Востока на культуру и мировоззрение народов АТР.

 

Ключевые слова: веды, упанишады, астика, настика, веданта, санкхья, миманса, буддизм, йога, дхарма, Брахман, Атман, Пуруша, феноменальное, имманентное, конфуцианство, даосизм, инь, ян, ритуал, легизм, моизм, дао, дэ, ци.

 

Литература-источники.

Антология мировой философии в 4-х т. М.: Мысль, 1969. – Т.1.

Древнеиндийская философия. Начальный период. Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1972;

Древнекитайская философия. В 2-х т. – М.: Мысль, 1972 – 1973.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. – М.: Наука, 1990.

Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). – М.: Вост. лит., 2004.

 

Дополнительная литература.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 320 с.

Гране М. Китайская мысль. – М.: Республика, 2004. – 526 с.

Дасгупта С. Философия йоги и ее отношение к другим системам мысли. – СПб.: Наука, 2008. – 350 с.

История китайской философии / Под общ. ред. М.Л. Титаренко. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. – М.: Миф, 1993. – 623 с.; 731 с.

Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1997. – 503 с.

Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период (середина тысячелетия до н. э.). – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 423 с.

Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука. Главная ред. восточной литературы, 1988. – 426 с.

 

Тема 3. Древнегреческая философия: основные направления и школы (2 ч)

Становление греческой философии: от мифа к логосу. Характерные черты древнегреческой философской мысли.

Натурфилософия: милетская школа, элеаты, атомисты, пифагорейцы, Гераклит Эфесский, Анаксагор.

Антропологические школа: софисты, Сократ, стоики, киники.

Академические школа: Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии. Диалектические идеи в философии Платона и Аристотеля. Значение их идей в развитии западноевропейской философской мысли.

Философские школы эллинизма: скептицизм, неоплатонизм. Римский период философии – зарождение черт христианского мировоззрения.

Ключевые слова: первоначало, бытие, логос, идея, сущее, природа, познание,

атом, материя, истина, причина, необходимость, свобода, форма, цель.

 

Литература-источники.

Антология мировой философии в 4-х т. М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – 935 с.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Отв. ред. И. Д. Рожанский. – М.: Наука, 1989, - 576 с.

 

Основная учебная литература.

Античная философия: Энциклопедический словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 896 с.

Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 408 с.

Введение в философию. Изд. 3-е, испр. и доп. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Культурная Революция, 2012. Разд. 1. С. 42 – 57.

 

 

Дополнительная литература.

Богомолов А. С. Античная философия. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2006. – 390 с.

Гомперц Т. Греческие мыслители. В 2 – х томах. – СПб.: Алетейя, 1999. – 605 с.; 258 с.

Греческая философия. В 2-х томах. / Под ред. М. Канто-Спербер. – М.: Греко-латинский кабинет, 2006. – 499 с.; 485 с.

Кессиди Ф. От мифа к логосу: Становление греческой философии. Изд. 2-е. – СПб.: Алетейя, 2003. – 360 с.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: АСТ, 2000. – 621 с.

 

Тема 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения (2 ч)

Изменение роли, социальных функций философии. Религиозный характер философской мысли. Основные черты философской мысли средневековья и картина мира.

Августин Аврелий Блаженный (354 - 430 гг.): жизнь, духовная эволюция и сочинения. Философствование в вере. Воля, свобода, благодать. Суть человека - это любовь. Понятие " внутреннего человека": проблема самосознания. Учение о " священной истории". Разум и воля.

Разум и вера в средневековье: генезис, развитие и распад схоластики. Периодизация схоластики: подготовительная фаза (Иоанн Скот Эриугена); эпоха крестовых походов - 9 - 11 вв. - (Пьер Абеляр); " золотой век схоластики 13 в. - (Фома Аквинский, Дж. Бонавентура, И. Дунс Скотт); заключительная фаза - 14 в. - (Уильям Оккам).

Фома Аквинский (1221 - 1274 гг.): жизнь и сочинения. Обоснование идеи Бога. Аналогия бытия (пять доказательств бытия Бога). Откровение (божественный закон) и три типа законов: вечный закон (lex acterna), естественный (lex naturalis), человеческий (lex humana). " Вера ведет разум".

Джованни Бонавентура (1217/1218 - 1274 гг.): жизнь и сочинения. Бонавентура - представитель философской школы францисканцев. Одна вера и две философии: Фома и Бонавентура. " Понимаю, чтобы верить (" Intelligo ut credam")" и " Верю, чтобы понимать (" Credo ut intelligam")". Сигер Брабантский (1240 - 1284 гг.): доктрина " двойной истины".

Иоанн Дунс Скот (1266 - 1308 гг.): жизнь и сочинения. Разделение философии и теологии. " Недостаточность философии и необходимость обращения к Откровению". " Понимать, чтобы любить в свободе", как разновидность дуализма.

Уильям Оккам (1280 - 1349 гг.) - представитель поздней схоластики: личность и сочинения. Независимость веры от разума. Универсалии и номинализм. " Не следует умножать сущности сверх необходимого" (знаменитая " бритва Оккама"). Проблема существования Бога: " Верю и понимаю (" Credo et intelligo")". Плюрализм против мусульманского Востока.

Философия эпохи Возрождения. Тематические вопросы конференции: а) характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли. Идеи и пути развития философской мысли европейского Возрождения; б) исключительность человека как живого существа. Абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью; в) основные принципы философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, постулирование творческой сущности человека, личностно-материальное понимание мира, доминация эстетического понимания действительности над научными и моральными представлениями, гуманизм, геометрически-структурное понимание мира, дополняемое диалектикой предельного перехода.

Тема 5. Философия Нового времени (эпохи Реформации и Просвещения) (1 ч.) Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма, средневековой схоластики.

Научная революция 17 века (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Р. Декарт, Ф. Бэкон). Эмпиризм и рационализм. Сознание. Понятие субстанции в философии 17-18 веков.

Проблема человека в философии Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. -Ж. Руссо). Первоначальные представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека. Возвеличивание разума, звания и основанного на них прогресса. Разум чувства и воля как компоненты внутреннего мира личности.

Объяснения просветителями " человеческой природы". " Естественное право" человека у Т. Гоббса и Дж. Локка. Эгоизм в трактовке Д. Юма. Ж. Ламетри: человек-растение, человек-машина. Проблема соотношения ума и души, разума и страстей. Человеческие вожделения. Человек и история: " частный интерес" и " общая справедливость".

Развитие капитализма в Европе XVI-XVII вв. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания.

Тема 6. Классическая немецкая философия (2 ч) (С использованием проблемных методов).

Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы.

Восстановление разума в правах: Кант - Фихте - Шеллинг - Гегель. Философия истории Гердера И. Г. (1744 - 1803 гг.). Гете И. В. (1749-1832 гг.): нравственность и гармония. Шиллер Ф. (1759 - 1805 гг.): гуманность и история. Лессинг Г.Э. (1729 - 1781 гг.): воспитание и откровенность - просвещение и гуманность.

Философские позиции И. Канта. Наука и нравственность. Иммануил Кант (1724-1804 гг.) как родоначальник классической немецкой философии. Материалистические идеи в работах Канта " докритического периода". Переход Канта на позиции " критического идеализма". Теоретическая философия: активная роль субъекта в процессе познания. «Вещь-в-себе» и явление. Сознание. Высшие познавательные способности. Диалектика чистого разума. Практическая философия: провозглашение независимости человека. Основной закон практического разума. Человек как гражданин двух миров.

И. Г. Фихте (1762 - 1814 гг.) как критик Канта с позиции субъективного идеализма. Наукоучение Фихте: автономный субъект, призванный к практическому действию.

Ф. - В. - И. Шеллинг (1775 - 1854 гг.) как создатель " философии тождества" и последовательный критик субъективизма наукоучения Фихте. Натурфилософия: единство человека и природы.

Г. - В. - Ф. Гегель (1770 - 1831 гг.) - крупнейший представитель объективного идеализма. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Школа Гегеля: старогегельянцы и младогегельянцы.

Л. Фейербах (1804 - 1872 гг.) как критик религии, идеализма и как последователь материализма. Теория познания. Антропологизм философии Фейербаха. Отношение Фейербаха к диалектике. Идеалистический характер тики, непоследовательность атеизма.

Тема 7. Диалектико-материалистическая философия марксизма (1 ч) Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в “Экономическо-философских рукописях 1844 г. Концепция “отчужденного труда”. Идеал справедливого общества и гармонического человека. Концепция диалектики как метода познания. Диалектика природы: разработка основных форм движения материи на основе анализа революции естествознания XIX в. Популяризация диалектики в работах Ф. Энгельса и Г. Плеханова. Марксистская философия истории. Принципы материалистического понимания истории.

 

Тема 8. Современная западная философия XIX XX вв. (2 ч)

Возникновение «философии жизни» как оппозиции философии Г. Гегеля. Понятие «жизни» как первичной реальности (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет). Понятие бессознательного в психоанализе (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Психоанализ и культура. Психоанализ и власть. С. Кьеркегор как предтеча современного экзистенциализма. Экзистенциализм XX века и его основная проблематика: человеческое существование, смысл жизни, свобода и ответственность за свою судьбу (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю). Позитивизм: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Г. Спенсер); второй позитивизм (Р. Авенариус, Э. Мах); третий позитивизм или неопозитивизм (Дж. Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Неокантианство (В. Дильтей, Г. Риккерт и др.). Аналитическая философия XX в. Б. Рассел, Дж. Э. Мур, Л. Витгенштейн. Философская антропология М. Шелер). Герменевтика как искусство понимания сознания другого человека. В. Дильтей, Г. Гадамер. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, проблема выбора своей судьбы, существования и смерти, свободы и ответственности.

 

Ключевые слова.

Рационализм, диалектика, материализм, идеализм, феноменология, герменевтика, позитивизм, логический позитивизм, лингвистический позитивизм, философия жизни, пессимизм, экзистенциализм, религиозная философия, парадигма, интенциональное, постмодернизм.

 

Основная учебная литература.

Введение в философию. Изд. 3-е, испр. и доп. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Культурная Революция, 2012 г. Ч. 1. Гл. 1. – 5. С. 40 - 128; Ч. IV. Гл. 1- 5. С. 194 – 262.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: Петрополис, 1994 – 1997. – 2242 с.

Зотов А. Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.

Дополнительная учебная литература.

Аналитическая философия. / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 622 с.

Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический Проект, Деловая книга, 2008. – 1008 с.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная революция, 2009. - 392 с.

 

Тема 9. Русская философская мысль (2 ч)

Основные этапы развития философской мысли в России и ее характерные черты. Становление русской философии – мировоззренческая предфилософия.

Отечественная философия в 18-м веке, влияние Просвещения (А. Радищев). Русская философия 19-го века, ее связь с литературой. Историософия П. Чаадаева. Славянофилы и западники. Философские представления А. Герцена, Н. Чернышевского.

Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия, и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Экзистенциальная философия в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов).

Русский космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).

Разработка системных и управленческих идей в творчестве А.А. Богданова.

Проблема Запад – Восток – Россия в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур. Философия евразийства (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин).

Ключевые понятия: языческое мировоззрение, восточнохристианская философская мысль, исихазм, софиология, духовность, монастырская культура, историософия, провиденциализм, славянофильство, западничество, почвенничество, культурно-исторический тип, цельное знание, соборность, всеединство, космизм, русская идея, революционный демократизм, философия марксизма, отчуждение, свобода.

 

Основная учебная литература.

Введение в философию. Изд. 3-е, испр. и доп. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Культурная Революция, 2012 г. Часть III. C. 149 – 191; Часть IV. C. 262 – 284.

История русской философии: учеб. Пособие для вузов / Ред. кол.: М. А. Маслин и др. М.: Республика, 2001. – 639 с.

Дополнительная литература.

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия вв. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. – 742 с.

Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 368 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.