Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема занятия №4. Психология личности.






Место проведения: учебная аудитория

Цель: Рассмотреть основные психологические теории личности отечественных и зарубежных авторов и их классификации: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.

Студент должен знать:

1. Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов.

3. " Я" - концепцию и мотивацию личности.

4. Темперамент и характер личности. Акцентуации характера.

5. Личность специалиста в медицинской области (врач, медицинская сестра, администраторы и персонал структурных подразделений ЛПУ)

Студент должен уметь:

1. Определять темперамент личности.

2. Определять и выявлять типы и акцентуации характера при помощи методики К.Леонгарда, Х.Шмишека.

Темы проектов, рефератов:

1. Теории личности отечественных авторов.

2. Теории личности зарубежных авторов.

3. Культурно-историческое понимание развития человека.

4. Формирование характера личности.

5. Направленность личности.

6. Связь типа личности с профессиональной деятельностью.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.

3. Психология. (Лекции для студентов медицинских вузов), Творогова Н. Д.- Москва ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Академия, 2007

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000.

3. Клиническая психология/Под ред.Б. Д. Карвасарского. Питер, 2002.

4. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л.- СПб., 1998 г.

5. Психология в медицине, Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А.- М.: Кафедра –М, 1998 г.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер-Пресс, 1997.

7. Практикум по общей, эксперементальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. Крылов А. А., Маничев С. А.- СПб.: Питер, 2000 г.

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Как вы можете охарактеризовать понятие «личность»?
  2. Какие на ваш взгляд составляющие формируют личность?
  3. Как вы считаете, в чем различие понятий личность и индивидуальность?
  4. Как формируется характер личности?
  5. Как влияет тип темперамента на формирование характера?

Основные вопросы темы:

  1. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
  2. Темперамент и характер личности.
  3. Способности и мотивация личности
  4. " Я" - концепция.
  5. Принципы личности медицинского работника
  6. Личность врача.
  7. Личность больного. Взаимодействие с медицинским персоналом.
  8. Методики установления психологического контакта врача с больным.

 

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте определение понятий индивида, личности и индивидуальности.

2. Перечислите отечественных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?

3. Перечислите зарубежных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?

4. Дайте определение потребности, мотива и цели. Как они соотносятся между собой?

5. Склонности являются предпосылкой развития способностей. Всегда ли склонности совпадают с наличием соответствующих способностей?

6. Дайте определение направленности личности как личностной поструктуры.

7. Дайте определение " Я" - концепции. Как соотносятся " Я" - концепция с самооценкой? Каковы главные функции " Я"?

8. Какие классы потребностей описываются в " пирамиде потребностей" А. Маслоу? Как соотносятся здесь первичные и вторичные потребности?

9. Дайте определение темпераменту. Что собой представляет тип темперамента?

10. Как взаимодействуют темперамент, деятельность и общение? Каково соотношение темперамента и личности?

11. Дайте определение характера. Как взаимодействуют характер и темперамент?

12. Каково соотношение личности и характера? Что входит в структуру характера? Что собой представляет гармоничный характер?

13. Какие существуют типологии характеров?

14. Что собой представляют акцентуальные теории характера? Какие личностно-характерологические типологии предложены в их рамках?

Содержательная часть:

Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно-исторические, юридические, педагогические, а также психология и патопсихология. Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон. Кроме самого понятия " личность", сюда относятся понятия " индивид" и " индивидуальность".

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида " человек разумный". Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека — новорожденного, ребенка, взрослого или старца.

Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия (воспитание, обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид " втянут" в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.

Таким образом, понятия " индивид" и " личность" не тождественны. Индивид — это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально-неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества (например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют особенности обучения. Еще более возрастает роль обучения в развитии таких качеств личности, как знания, навыки, умения. Особую группу составляют качества направленности личности (например, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в формировании которых роль биологического ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.