Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология как научная дисциплина, предмет психологии






Человек — особое существо. Жизнь человека настолько многогранна, что все попытки объяснить его бытие с помощью одной универсальной теории неминуемо терпят крах. Именно поэтому сегодняшнее научное ви­дение человеческой реальности распадается на множество частных виде­ний разных областей знания. Одно из них принадлежит психологии, ко­торая, пробуя расколдовать феномен человека, исследует его внутренний мир и поведение, трактуя их как основополагающие, сугубо человеческие характеристики бытия. Осуществляя эту деятельность, психология не­вольно затрагивает многие стороны жизни людей. В сферу ее интересов попадают и особенности индивидуальной жизни человека, и его личност­ные устремления, и специфика решения им жизненных и профессиональ­ных проблем, и стороны его социального бытия, и даже не осознаваемые им самим процессы, происходящие в глубинах его психики.

Психология не обходит вниманием и вопросы прикладного характе­ра, связанные с организацией процессов обучения и воспитания, профес­сиональной ориентации и становления профессионального мастерства, с устранением конфликтов и психологического дискомфорта в челове­ческих сообществах, с проблемой пола, семьи, психического здоровья и т.д. Сегодня результаты психологического поиска оказывают самое существенное влияние на жизнь людей. Психологией накоплен колос­сальный багаж знаний, постепенно становящихся опорой человеку в его неуклонно интенсифицирующейся жизни. Психологические знания стали пронизывать все пространство социокультурного бытия человека с момента его рождения до последних минут жизни. Востребованность психологического знания проявляется, в частности, в том, что без пси­хологического «ликбеза», без помощи профессионала современному человеку не разобраться в перипетиях запутанного человеческого мира. Именно поэтому психолог становится все более привычной фигурой социального ландшафта. Само психологическое знание становится все более разветвленным и дифференцированным. Появляются новые от­расли этой достаточно молодой науки. Вот далеко не полный перечень отраслей современной психологии: социальная психология, педагоги­ческая психология, юридическая психология, медицинская психология, патопсихология, психодиагностика, генетическая психология, психоло­гия рекламы, психология управления и т.д.

Делая внутренний мир человека и его поведение предметом изучения, психология самым тесным образом связывает себя с рядом других наук и областей знания: философией, историей, социологией, культурологией, биологией, физиологией, педагогикой. Сближает психологию с этими дис­циплинами акцентирование внимания на антропологических проблемах.

Наука — очень сложный феномен. Дать ему такое определение, ко­торое устраивало бы большинство представителей научного сообщес­тва, весьма сложно. На сегодняшний день одним из наиболее распро­страненных подходов к истолкованию феномена науки является подход, рассматривающий науку в качестве специфической деятельности людей. Любая деятельность, если ее попытаться проанализировать и разложить на составные элементы, включает цель, конечный продукт, методы его получения и самого субъекта деятельности — человека. Если в деятель­ности участвуют несколько человек, то она всегда представляет собой и определенную форму социальных отношений. По всем этим параметрам наука как специфическая деятельность отличается от других сфер чело­веческой деятельности.

Стратегической целью, определяющей научную деятельность, вы­ступает получение новых знаний об изучаемой реальности. Продуктом научной деятельности является прежде всего новое знание, характе­ризующее закономерности существования изучавшихся объектов. Для того чтобы добыть новое знание о природе тех или иных объектов, нау­ка использует особые приемы (методы), с помощью которых изучается объект, представляющий для науки интерес. Совершенно очевидно, что для того чтобы получить новое знание, необходима опора на соответ­ствующие средства научного познания. Помимо этого, следует иметь в виду и то, что поиск нового знания обычно ведется не одним человеком, а группой единомышленников, которые делают научные открытия, вза­имодействуя друг с другом. Эти взаимодействия и конституируют науку как социальный институт.

В отношении главной цели деятельности психология как наука ничем не отличается от других научных дисциплин. Она, так же как и другие науки, призвана получать новое знание. Но это знание должно описывать и объяснять природу и функционирование особых объектов бытия. Эти объекты или, как их принято называть в науке, предметы разные ученые-психологи видят по-разному и дают им отличающиеся друг от друга формулировки. В подтверждение сказанного приведем несколько определений предмета психологии, взятых из психологического словаря и популярных отечественных и зарубежных учебников.

• Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. B.Н. Дружинина: «Предметом психологического исследования являются структура субъекта и процессы его взаимоот­ношений с миром. Субъект представляет собой целостную струк­туру, фиксирующую модели совершенных взаимодействий, актуа­лизация которых проявляется в поведении и деятельности».

• Аткинсон Р.Л. [и др.]. Введение в психологию: учеб. для студен­тов университетов: «Психологию можно определить как научное изучение поведения и психических процессов».

• Айзенк М., Брайант П., Куликэн X. [и др.]. Психология: комплекс­ный подход: учеб. для студентов психологических факультетов: «Психологию часто рассматривают как науку о поведении. Но было бы более точным определять психологию как науку, приме­няющую информацию о деятельности и об интроспективном переживании для познания внутренних процессов, которые направляют мышление и поступки, совершаемые людьми».

• Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятель­ности».

Сопоставляя вышеприведенные и многие другие определения пред­мета психологии, мы можем заметить общее смысловое ядро, содер­жащееся в них. В несколько упрощенном виде формулировка предме­та психологии, отражающая это смысловое ядро, может выглядеть так: предметом изучения в психологии выступают внутренний мир человека и его поведение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.