Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственного управления инвестициями






Переход к принципиально новой системе управления социально-экономическим развитием республики обусловливает нахождение клю­чевых проблем этого процесса. Одной из них является проблема инве­стиционного обеспечения. На начальном этапе перехода требовалось создание законодательных основ и организационных структур, а также выработка собственной политики по использованию финансовых ре­сурсов республики и привлечения иностранных инвестиций.
В целях рационализации системы государственных инвестиций в Казахстане создавались законодательная база и органы управления ин­вестициями. Принимается целый комплекс мер по этому вопросу. В частности, были приняты: Закон " О зарубежных инвестициях" /1991г./. Положение об инвестиционных приватизационных фондах /1993г./, Указ Президента РК " О создании национального агентства по иностранным инвестициям Республики Казахстан/июнь 1992г./, Указ Президента РК " Об образовании государственного комитета РК по инвестициям" /ноябрь 1996г./, Закон РК " Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан" /март 1997г./ и инвестиционные программы на отдельные годы.

Эти документы заложили основу управления инвестиционным про­цессом в стране, определили стройную систему органов, их функций и задач в осуществлении государственной инвестиционной политики в области создания рабочих мест, развитии инфраструктуры, диверсифи­кации и роста темпов развития промышленного и технического потен­циала страны и решения многих экономических проблем.

Анализ инвестиционной политики за предыдущие периоды обнару­жил ряд основных недостатков низкой эффективности управления по привлечению инвестиций в экономику. Они сводились к следующему:

отсутствие опыта работы с иностранными инвесторами; выделение кре­дитов, особенно на начальном этапе, без достаточной экспертной оценки целесообразности их выделения и обеспечения возвратности;

отсутствие четко проработанной стратегии в отношении предоставляе­мых иностранных кредитов и механизма контроля их целевого исполь­зования; недостаточность системы стимулов по созданию привлека­тельного инвестиционного климата в Казахстане; неразвитость инфра­структуры - социальной, производственной, рыночной; недостаток ква­лифицированных специалистов по управлению предприятиями при пе­реходе к рыночным условиям.
В систему государственного управления инвестициями входит обес­печение инвестиционной активности. Это предполагает создание дейст­венных стимулов для привлечения в экономику страны отечественного и иностранного капитала. В состав стимулов должны быть включены;

создание благоприятного климата для иностранных и отечественных инвесторов; увеличение доли государственных капитальных вложений в валовом внутреннем продукте /ВВП/, в том числе за счет перераспре­деления доходов, получаемых от эксплуатации месторождений полез­ных ископаемых; размещение централизованных капитальных вложе­ний на конкурсной основе, с предварительной обязательной эксперти­зой каждого инвестиционного проекта на предмет соответствия целям и приоритетам социально-экономического развития; значительное рас­ширение практики совместного /долевого/ государственно-коммерческого финансирования и софинансирования с международ­ными организациями.

История пока не знает примеров стран, которым удавалось бы вос­становить объем производства и экономический рост инвестиций в ка­питал, вложенный в инфраструктуру. Поэтому в республике в ближай­шей перспективе около 70% государственных инвестиционных ресур­сов будет направляться на поддержку предприятий и объектов произ­водственной инфраструктуры. Эти средства преимущественно будут направляться на финансирование проектов, связанных с реформирова­нием действующих предприятий и импортозамещающих производств.
По наметкам индикативного плана на период до 2000 года к при­оритетным направлениям вложения частного капитала отечественных иностранных инвесторов целесообразно отнести: проведение реформы и строительство новых предприятий легкой промышленности, перера­батывающих отраслей агропромышленного комплекса, машиностроения, промышленности строительных материалов и нефтехимической про­мышленности.

Строительство объектов социальной сферы за счет централизован­ных капитальных вложений предусматривается осуществлять в рамках соответствующих целевых республиканских программ.

Всякий раз необходимо осуществлять надлежащие процедуры ра­ционализации процесса управления государственными инвестициями. Это является приоритетной задачей в Казахстане.

Управление государственными инвестициями должно осуществлять­ся на. четырех отдельных стадиях: планирование, программирование, подготовка бюджета и его исполнение.

На стадии планирования решается задача разработки среднесроч­ной программы социально-экономического развития и стратегии ее осуществления, как на макроэкономическом уровне, так и в отношении каждого сектора. На этой стадии основное внимание уделяется отбору и предварительной оценке предложений по осуществлению инвестиций. Для этого отраслевые министерства должны подготовить предложения по инвестициям на ближайшие несколько лет, которые должны содер­жать описание и оценку предлагаемых проектов на основе общеприня­той методологии финансово-экономической оценки проектов.

На стадии программирования основная задача - преобразование це­лей, установленных в плане, в государственные программы деятельно­сти. Консолидация предложений по инвестициям в программу государ­ственных инвестиций /ПГИ/ должна быть основана на тех же принци­пах конкуренции отбора, которые предлагаются для бюджетного про­цесса.

Решения о выделении средств должны приниматься с учетом таких факторов, как:

- макроэкономическая ситуация, в которой будет выполняться бюджет;
- конкретные аспекты предложений по инвестициям, в том числе экономические аспекты.
И, наконец, следует знать, что если осуществление инвестицион­ных проектов /анализ консультации и закупки/ являются обязанностью бюджетных учреждений, - необходимо принять дополнительные меры предосторожности, чтобы избежать проблем, которые часто ставят под угрозу инвестиционные проекты, особенно перерасхода средств.

Казахстану необходимо, прежде всего создать надлежащую инсти­туциональную систему управления государственными инвестициями и обеспечить организационное и эффективное выполнение названных выше функций /планирование, программирование, подготовка и его исполнение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.