Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитай текст. Выпиши словосочетания, обозначь главное слово.






Версий происхождения названия «Лепель» несколько: 1) слово «Лепель» происходит от латышского «лиепа» (липа) в смысле «озеро среди липовых лесов». От названия озера пошло название местечка, а после и города; 2) в основе названия лежат белорусские слова «лепей», «лепый», что значит лучший, красивейший; «ляпiць» (связанный с гончарным ремеслом); 3) слово «лепель» древнебалтийское, от которого позже появилось латышское «лепе» и литовское «лепеле» – то есть «желтые кувшинки». Эти растения и сейчас встречаются на мелководье Лепельского озера.

Устно ответь не вопросы: О чем рассказывает текст? Как бы ты мог его озаглавить? Какой вариант происхождения названия города тебе нравится больше всего? Что еще ты знаешь о Лепеле?

2. Прочитай текст. Выпиши словосочетания сущ.+прил.

Городской поселок Лиозно расположен на левом берегу реки Мошна в 40 км к юго-востоку от областного центра Витебск. Железнодорожная станция на линии Витебск–Смоленск. Автомобильными дорогами соединен с Витебском, Смоленском, Оршей, Яновичами, Ореховском. В нескольких километрах от Лиозно проходит государственная граница.

Устно ответь не вопросы: О чем рассказывает текст? Что еще ты знаешь о Лиозно?

При изучении темы «Предложение»:

3. Прочитай текст. Найди простые и сложные предложения. Разбери по составу предложения, отмеченные *

Миоры – город, расположенный на берегу Миорского озера. Город известен с 1567 года как местечко Мѐ ры. Расположен на реке Мерица.

Расположение Миор у вытянутого и неширокого озера определило его планировку, в которой основные улицы трассированы вдоль водоема, совпадая с направлением дороги Браслав–Полоцк. Другие, более короткие, поперечные улицы совпадают с направлением дорог на Друю и Верхнедвинск.

Устно ответь не вопросы: О чем рассказывает текст? Как бы ты мог его озаглавить? Что еще ты знаешь о Миорах?

Особенно широким может быть спектр заданий при изучении темы «Текст».

Например, при изучении этой темы может быть использована статья из словаря «Полоцк».

Полоцк – самый древний город в Беларуси и один из древнейших городов славян. В письменных источниках город впервые упоминается в «Повести временных лет» в 862 г. Основан кривичами на месте поселения балтов первой половины первого тысячелетия. В 980 г. во время похода на Полоцк новгородского князя Владимира был убит полоцкий князь Рогволод. В X–XIII вв. Полоцк – центр крупного Полоцкого княжества. Удобное географическое положение на торговых путях «из варяг в греки» способствовало быстрому экономическому и политическому развитию города. С середины XII в. известны имена знаменитого зодчего Иоанна, который построил Борисо-Глебский монастырь и Спасо- Евфросиньевскую церковь, и ювелира Лазаря Богши, который создал в 1161 г. крест Евфросиньи Полоцкой. С начала XI в. велось строительство Софийского собора, в XII в. сложилась школа зодчества. Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета при князе Всеславе Чародее. В 1110 г. (?) здесь родилась просветительница древнебелорусских земель, причисленная к лику святых Беларуси, Евфросинья Полоцкая. С 1307 г. Полоцк входит в состав Великого княжества Литовского. В 1410 г. полоцкие хоругви участвовали в разгроме Тевтонского ордена под Грюнвальдом. Около 1490 г. в городе родился белорусский первопечатник и просветитель Ф. Скорина. В 1498 г. Полоцк получил магдебургское право, был создан магистрат. В Ливонскую войну (1558–1583) в 1563 г. занят московскими войсками Ивана XIV, в 1579 г. отвоеван С. Баторием. Во время войны с Речью Посполитой город занят русской армией, а в 1667 г. возвращен Речи Посполитой. В XVII в. при Полоцком Богоявленском монастыре существовало 105 братство и школа, в которой преподавал знаменитый педагог, публицист, поэт и церковный деятель Симеон Полоцкий. Во время Великой Отечественной войны в Полоцке было уничтожено 150 тысяч военнопленных и жителей, все промышленные предприятия и культурные учреждения. Современный Полоцк – один из самых красивых городов Беларуси, где проживают 83 тысячи человек. Это крупнейший промышленный и культурный центр. Здесь работают около 30 предприятий, развита сеть торговли, сферы обслуживания, медицинских и образовательных учреждений.

Задания могут быть следующими:

– прочитайте текст, определите его основную мысль;

– определите идею текста;

– разделите текст на абзацы;

– составьте план текста;

– подготовьте краткий пересказ текста;

– определите стиль текста;

– подготовьте краткий пересказ текста;

– подготовьте краткие сообщения о памятниках архитектуры, упомянутых в тексте;

– составьте синквейн о Полоцке на основе текста;

– на основе плана к данному тексту составьте рассказ о своем городе и др.

При изучении темы «Стили речи» в 6 классе можно, например, использовать следующие задания и упражнения на основе описания памятника архитектуры.

Памятник воинам-освободителям в Витебске – два вместительных бассейна с бьющими струями фонтана ориентированы на главный монумент – три 56-метровые стелы, опоясанные на шестиметровой высоте монолитным фризом. На каждом блоке высечены рельефы: «Подпольщики», «Партизаны», «Воины», внизу у подножья мемориального комплекса в честь воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины расположен Вечный огонь.

– прочитайте текст, определите его основную мысль;

– определите тип речи, к которому относится текст;

– определите стиль текста;

– подготовьте описание данного памятника в художественном стиле;

– найдите описание данного памятника у других авторов, в других источниках, сравните тексты;

– составьте синквейн о данном памятнике архитектуры;

– разработайте текст экскурсии по площади Победы и др.

Поскольку перечень артефактов достаточно обширен, рассмотреть все примеры использования текстов пособия С.В.Николаенко «Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка)» в рамках данной работы не представляется возможным, однако с уверенностью можно утверждать, что данное пособие предоставляет широкий выбор возможностей для учителей русского языка использовать описание артефактов материальной культуры Витебщины в процессе обучения русскому языку в 5-6 классах школы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно заключить, что методическая система реализации лингвокультурологического подхода к обучению учащихся русскому языку базируется на следующих концептуальных положениях, изложенных в работах Л.И.Новиковой, В.А.Масловой, С.В.Николаенко, Л.А.Худенко:

¾ выраженная направленность образовательного процесса на изучение культурного фактора в языке путём ознакомления учащихся с теми средствами, с помощью которых язык в своих единицах воплощает, хранит и транслирует культуру;

¾ использование в учебных целях особенностей культурологической маркированности языковых единиц как следствия взаимодействия языка и культуры;

¾ целевая и содержательно-процессуальная ориентация образовательного процесса на овладение учащимися русским языком как системой сохранения и передачи культурных ценностей, средством постижения национальной, русской и общемировой культуры;

¾ нацеленность содержания языкового образования на формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций учащихся, что находит концентрированное выражение в идеале высококультурной языковой личности, способной пользоваться культуроведческими сведениями для обеспечения полноценной коммуникации.

Основные критерии отбора артефактов материальной культуры Витебщины для включения в процесс обучения русскому языку в 5-6 классах соответствует общей системе критериев отбора содержания образования и подбора дидактических материалов. Это критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества, критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста, соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета и др.

Круг артефактов материальной культуры белорусов Витебского региона весьма обширен и дает широкие возможности для использования в процессе приобщения учащихся к национальной и мировой культуре на уроках русского языка. Как основные артефакты рассматриваются города и внутригородские объекты (культовые сооружения, музеи замки, памятники архитектуры).

Задачи реализации лингвокультурологического подхода с использованием артефактов материальной культуры белорусов на уроках русского языка в 5-6 классах могут быть реализованы через лингвокультурологические типы упражнений, заданий, приемов, способов деятельности, нацеленных на овладение учащимися русским языком как системой сохранения и передачи культурных ценностей, средством постижения национальной культуры в контексте общемировой.

Система упражнений по русскому языку должна выстраиваться в соответствии с основными направлениями его изучения и включать языковые, речевые, коммуникативные и лингвокультурологические упражнения, реализуемые в образовательном процессе в единстве и взаимообусловленности.

Основным путем использования артефактов материальной культуры белорусов при обучению русскому языку в 5-6 классах является работа с текстом.

Целостное восприятие и понимание текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на такие виды деятельности, как осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведения; написание сочинения и др. Особенно эффективны инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Широкий набор средств обучения для проведения уроков русского / белорусского языка, а также расширения знания социокультурного характера через знакомство с артефактами материальной культуры Витебского региона предложен в работе С.В.Николаенко «Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка)».

На его основе нами разработаны упражнения для включения в учебный процесс по русскому языку артефактов материальной культуры.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аронов, М.Ф. Современный урок русского языка / М.Ф. Аронов, Л.Л. Молчан. – Минск, 1994.

2. Белова, Н.А. Типы интегрированных уроков русского языка / Н.А. Белова // Рус. яз. в шк. – 2008. – №4.

3. Гадалова, В.В. Теория и практика современного урока русского языка / В.В. Гадалова. – М., 2002.

4. Гуревич, П. С. Культурология: Учеб. пособие. / П.С. Гуревич. – М.: Знание, 1996. – 288 с.

5. Давоян О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О. Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 83-85.

6. Зорина Л.Я. Системность — качество знаний. М., 1976;

7. Иванова, Е.И. Как учить русскому языку / Е.И. Иванова // Народная асвета. – 1996. – №9.

8. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии. - 2005. - № 10. С. 52.

9. Климкина, Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах // Рус. яз. в шк. – 2001. – №4.

10. Козырева, Н.Л. Урок русского языка: результативно и интересно / Н.Л. Козырева // Рус. яз. в шк. – 2003. – №1.

11. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологи / Б.И. Кононенко. – М.: ООО «Издат-во «Вече2000», 2003. – 512 с.

12. Кулаева, Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку / Г. М. Кулаева // Рус. яз. в шк. – 2007. – №8.

13. Лапина, Т.С.Культурный артефакт[Электронный ресурс] URL: https://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/585-cultural-artifact.html

14. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности / М.Р. Львов // Рус. яз. в шк. – 2001. – №4.

15. Львова, С.И. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения / С.И. Львова // Рус. яз. в шк. – 2003. – №4.

16. Мазурина, С.В. Современный урок: моделирование учебного содержания / С.В. Мазурина // Народная асвета. – 2004. – №8.

17. Маслова, В. А. Когнитивный и коммуникативный аспекты художественного текста: монография / В. А. Маслова; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования " Витебский государственный университет имени П. М. Машерова". - Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. - 104 с. - Библиогр.: с. 98-103.

18. Маслова, В. А. Краткий лингвокультурологический словарь-справочник: культурное пространство Витебщины / В. А. Маслова, С. В. Николаенко; М-во образования РБ, УО " ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. общ. и рус. языкознания. — Витебск: УО " ВГУ им. П. М. Машерова", 2011. — 164 с.

19. Методика преподавания русского языка в вопросах и ответах: справочное пособие / авт.-сост. Г.В. Писарук. – Брест: Академия, 2008. -..с.

20. Методика преподавания русского языка в вопросах и ответах: справочное пособие / авт.-сост. Г.В. Писарук. – Брест: Академия, 2008. -..с.

21. Морозова, А.В. Технология формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] URL: https://www. nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library / tehnologiya – formirovaniya - kulturovedcheskoy – kompeyencii – uchashchihsya

22. Николаенко, С. В. Методика преподавания русского языка [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс для студентов дневной и заоч. форм обучения / С. В. Николаенко; М-во образования РБ, УО " ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. общего и русского языкознания. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 269 Кб). — Витебск., 2010. — Режим доступа: www.lib.vsu.by.

23. Николаенко, С. В. Методика преподавания русского языка [Электронный ресурс]  (Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2010).

24. Николаенко, С. В. Теория и практика социокультурного развития учащихся 5-11 классов: национально-культурный содержательный аспект в контексте обучения русскому языку: монография / С. В. Николаенко; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования " Витебский государственный университет имени П. М. Машерова". - Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. - 252 с.: ил. - Библиогр.: с. 184-199.

25. Николаенко, С.В. Витебщина в социокультурном контексте (дидактические материалы для уроков русского языка): пособие для учителей / С.В. Николаенко. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. – 172 с.

26. Новикова, Л.И. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике / Л. И. Новикова // Рус. яз. в шк. – 2006. – №3.

27. Новикова, Л.И. Язык и культура на уроках русского языка в 5-9-х классах: учеб. пособие

28. Пахнова, А.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе. — 2003. — № 4. — С. 8—16.

29. Перевозный, А.В. О разноуровневых упражнениях по русскому языку / А.В. Перевозный // Народная асвета. – 1997. – №8.

30. Пидкасистый, П.И., Коротяев, Б.И. Организация деятельности ученика на уроке / П.И. Пидкасистый, Б.И. Коротяев. – М.: Знание, 1985. – 80 с.

31. Пускин, Л.Ф. Учитель, твоя система мер и весов / Л.Ф. Пускин // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – №3.

32. Саяхова Л.Г. Методика преподавания русского языка. Лингвокультурология. Лексикография. Сб. статей. Уфа: РИО БашГУ, 2006. — 336 с.

33. Селеменев, С. Новая наглядность / С.Селеменев // Народное образование (Москва). – 2002. – №2.

34. Соколова, Л.Л. Размышления о некоторых психологических аспектах преподавания русского языка в средней школе / Л.Л. Соколова, М.В. Никитина // Русская словесность. – 2007. – №8.

35. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V–XI классы. – Минск: НИО, 2012.

36. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русская литература. V–XI классы. – Минск: НИО, 2012.

37. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. – М.: Изд-во Юрайт, «Высшее образование», 2009. – 158 с.

38. Худенко, Л.А. Актуальные проблемы реализации лингвокультурологического подхода к обучению учащихся русскому языку / Л.А. Худенко // Современная образовательная среда: приоритетные направления развития: материалы Междунар. конф. (Минск, 22–23 октября 2009 г.). – в 4 ч. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – Ч.2. – С. 137–141.

39. Худенко, Л.А. Лингвокультурологический компонент ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Худенко // Сучасная моўная адукацыя ў Рэспубліцы Беларусь: праблемы, перспектывы: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. (да 80-годдзя праф. В.У. Протчанкі), Мінск, 9 крас. 2010 г. – Мінск: РІВШ, 2010. – С. 171–175.

40. Худенко, Л.А. Методическая система средств лингвокультурологического развития учащихся V – XI классов в процессе обучения русскому языку: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)/ Л.А.Худенко [Электронный ресурс]

41. Худенко, Л.А. Обучение русскому языку: лингвокультурологический подход. V–XI классы: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. языками обучения / Л.А. Худенко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 128 с.

42. Худенко, Л.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Р.С. Сидоренко, Л.А. Худенко. – Минск: Нар. асвета, 2011. – С. 101–133.

43. Худенко, Л.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А. Мурина, Р.С. Сидоренко, Т.В. Игнатович, Л.А. Худенко. – Минск: Нар. асвета, 2011. – С. 25–65.

44. Черепанова, Л.В. Методы и приёмы развития у школьников рефлексии / Л.В. Черепанова // Русская словесность. – 2004. – №8.

45. Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2007.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.