Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам






Заключительным актом погашения возникших трудовых спо­ров является фактическое исполнение решений органов, рассмат­ривавших эти споры.

Решение считается исполненным тогда, когда реально выпол­нены его предписания: выплачена истцу вся присужденная сум­ма, истец восстановлен на работе, изменена формулировка при­чин увольнения и т. д. Решения по трудовым спорам, как пра­вило, исполняются добровольно. В противном случае законом установлен принудительный порядок их исполнения. Во всех случаях исполнительное производство в принудительном порядке начинается, как правило, по просьбе истца — заинтересованного работника. Но оно может быть возбуждено и по инициативе прокурора или профсоюзного органа.

Исполнение решений суда по трудовым спорам регулируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г.2, а решений КТС - ст. 389 ТК.

Решение КТС вступает в законную силу немедленно, ни в каком утверждении не нуждается. Вступление решения в силу немедленно надо отличать от немедленного исполнения решения. Так, ст. 396 ТК предусматривает немедленное исполнение реше­ния органа по рассмотрению трудовых споров о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника и об оплате вынужденного прогула. Остальные решения КТС по трудовым спорам подлежат исполнению в трехдневный срок по истечении 10 дней для их обжалования.

СЗ РФ. 2002. № И. Ст. 1022. ! СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591; 2003. № 2. Ст. 160.

Если работодатель в указанный 13-дневный срок не исполня­ет добровольно решение органа по трудовому спору, оно приво­дится в исполнение в принудительном порядке. Для этого КТС на исполнение ее решения выдает работнику специальное удо­стоверение, являющееся исполнительным документом (если дру­гая спорящая сторона не обжаловала это решение в установлен­ный срок), заверенное подписью председателя КТС (или его за­местителя) и печатью КТС. В нем указываются: наименование органа, принявшего решение; даты его принятия и выдачи удо­стоверения; фамилия, имя и отчество работника; решение по су­ществу спора. С полученным удостоверением работник может в течение трех месяцев обратиться в суд к судебному приставу и тот приведет его в исполнение в том же порядке, что и судебное решение. При пропуске указанного срока по уважительной при­чине КТС, выдавшая удостоверение, может его восстановить.

Решение суда приводится в исполнение по вступлении его в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения (ст. 211 ГПК). Если на второй день после решения суда о восстановлении работника на работе работодатель не допустит его к прежней ра­боте, то он должен будет оплатить ему по специальному опреде­лению суда заработную плату за все время вынужденного прогу­ла, связанного с неисполнением решения суда. О невыполнении решения суда судебный пристав докладывает суду. В этом случае суд в судебном заседании с вызовом сторон и виновного в невы­полнении решения суда должностного лица выносит определение о выплате заработной платы восстановленному судом работнику (или разницы неправильно переведенному) за все время задержки исполнения решения суда со дня вынесения решения по день фактического его исполнения.

Поворот исполнения решения суда о присуждении оплаты возможен только по специальному решению суда. В случае от­мены в кассационном порядке решения, по которому уже выпла­чены присужденные суммы, и вынесения решения об отказе полностью или в части иска или вынесения определения о пре­кращении производства по делу выплаченные по отмененному решению суммы взыскиваются обратно в пользу ответчика по судебному решению (ст. 443 и 444 ГПК). Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему по решению суда (или КТС), при отмене решения в порядке надзора допускается лишь в слу­чаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подлож­ных документах. За невыполнение решений по трудовым спорам и особенно решений о восстановлении на работе неправильно уволенных закон устанавливает дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность должностных лиц.

Если суд обнаружит злостное невыполнение судебного реше­ния о восстановлении работника на работе, он может вынести оп­ределение о привлечении нарушителя к уголовной ответственно­сти пли, не возбуждая уголовного дела, вынести частное опреде­ление в адрес виновного должностного лица, поставив вопрос о его дисциплинарной ответственности. Контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда осуществляется в со­ответствии с законодательством об исполнительном производстве. При задержке исполнения такого решения вышестоящего органа о восстановлении на работе за все время задержки работнику вы­плачивается средний заработок или его разница. Решение -о* такой выплате за время задержки принимает тот же орган, который вы­нес решение о восстановлении на работе.

§ 7. Общая характеристика законодательства о коллективных

трудовых спорах

Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей ра­бочего движения за улучшение условий труда и быта трудящих­ся. Однако законодательство развитых стран вплоть до 50-х го­дов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных трудовых споров. В настоящее время в Англии и США имеется главным образом коллективно-договорное их регулирование.

Международно-правовые акты по трудовому праву, преду­сматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после Второй миро­вой войны. Так, в 1949 году МОТ приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров, а в 1951 году — специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров: Рекомендацию № 92 о добро­вольном примирении и арбитраже. Конвенция МОТ № 154 и ее Рекомендация № 163 1981 года о коллективных переговорах пре­дусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при веде­нии коллективных переговоров. Эти международно-правовые акты но коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства1.

Примирительный порядок разрешения коллективных трудо­вых споров во многих развитых странах находит ныне все боль­шее развитие и в законодательстве.

Советское трудовое законодательство до 1990 года не регулиро­вало порядок разрешения коллективных трудовых споров, поскольку собственность на средства производства принадлежала государству и

См.: Лютое Н. Л. Акты МОТ, связанные с разрешением коллективных тру­довых споров // Трудовое право. 2002. № 3 и 4.

коллективные трудовые споры возникали очень редко. Впервые по­рядок разрешения коллективных трудовых споров был предусмотрен Законом СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения кол­лективных трудовых споров (конфликтов)», установившим двухсту­пенчатый порядок разрешения коллективных трудовых споров: сна­чала в примирительной комиссии, а при неурегулировании этого спора —в трудовом арбитраже, образуемых самими спорящими сто­ронами, но разным порядком. Данный Закон действовал в Россий­ской Федерации в ред. от 20 мая 1991 г.1 вплоть до принятия Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»2. Статья 37 Конституции РФ (п. 4) закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спо­собов их разрешения, включая право на забастовку. Порядок раз­решения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективном договоре и социально-партнерских соглашениях, но с соблюдением норм федерального закона.

Федеральный закон воспринял основные положения союзного закона, но значительно отличается от него. Он имеет пять глав и 26 статей.

Глава 1 закрепляет задачи и сферу действия Закона (ст. 1) и основные понятия (ст. 2) коллективного трудового спора, прими­рительных процедур, представителей работников и работодате­лей, момент начала коллективного трудового спора и забастовки.

Глава 2 устанавливает более детально порядок разрешения кол­лективного трудового спора: как выдвигаются требования работни­ков и участие в их разрешении нового государственного орга­на — Службы по урегулированию коллективных трудовых споров и разрешению их. В процессе разрешения коллективного трудового спора допускаются и две, и три примирительные процедуры: при­мирительная комиссия и посредник, или трудовой арбитраж (п. 6 ст. 6), или примирительная комиссия, посредник, а затем трудовой арбитраж (п. 1 ст. 8). Закреплены права и обязанности Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Глава 3 предусматривает осуществление права на забастовку, предупредительные часовые забастовки и порядок их объявле­ния, закрепляет содержание решения об объявлении забастовки, требования к обеспечению минимума необходимых работ (услуг) при проведении любой забастовки, а при его необеспечении за­бастовка может быть признана незаконной. Более мягко, но бо­лее четко определены незаконные забастовки (ст. 17). Нельзя не отметить такую новую гарантию для участников забастовки, как запрещение локаута (ст. 19) — массовых увольнений бастующих,

1 Ведомости СССР. 1991. № 23.

•СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.

что, например, не запрещает, а, наоборот, позволяет закон Таф­та—Хартли 1947 года в США.

Глава 4 установила ответственность за нарушение законода­тельства о коллективных трудовых спорах (ст. 20—24), ответст­венность представителей работодателей за уклонение от участия в примирительных процедурах и за невыполнение соглашения, достигнутого в примирительной процедуре, и ответственность работников за незаконные забастовки.

Глава 5 — заключительные положения.

Как видно из сказанного, в Федеральном законе основное внимание уделяется регламентации порядка разрешения коллек­тивного трудового спора и мирным его процедурам, которые на­званы примирительными и дается их понятие (п. 2 ст. 2).

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комис­сией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.

Федеральный закон установил правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также по­рядок реализации права на забастовку в ходе разрешения кол­лективного трудового спора. Нормы этого Закона распространя­ются на всех работников, работодателей, на объединения работ­ников и объединения работодателей и их полномочные органы. Политические и экологические забастовки не относятся к трудо­вым спорам, поэтому данный Закон на них не распространяется.

Федеральный закон предусмотрел права и обязанности госу­дарственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров, впервые урегулировал и порядок разрешения разногла­сий самими сторонами до возникновения спора, решаемого при­мирительной комиссией, позволяя исключить стихийность и пре­дупредить коллективные трудовые споры. Закон не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев про­цедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые по­следствия незаконной забастовки. Основные положения Закона закреплены в Трудовом кодексе в гл. 61 (ст. 398—418) с некото­рыми дополнениями и изменениями. Таким образом, Кодекс ре­гулирует рассмотрение не только индивидуальных, но и коллек­тивных трудовых споров (гл. 60 и 61).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.