Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 4. Основные общенаучные исследовательские методы

Семинар 1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

1. Основные подходы к пониманию экспериментальной психологии

2. Основные направления экспериментальной психологии

3. Задачи экспериментальной психологии: теоретико-экспериментальные, прикладные и практические

Семинар 2. Методология, метод и методика психологического исследования

1. Нормативы научного мышления и критерии научности в психологии

2. Структура и уровни методологии

3. Методологическая пирамида. Дифференциация понятий метод, методика, методический прием

4. Эксперимент и наблюдение как основные методы психологии. Сравнение эксперимента и наблюдения как активного и пассивного метода.

5. Другие активные методы психологии: дискуссия, тренинг, деловые игры, беседа, биографический метод.

Литература:

1. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с.

2. Корнилова Т.В. Психологический эксперимент в системе исследовательских методов в высшей школе. М.: Изд-во МГУ, 1993. 74 с.

3. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент/ Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. М.: Изд-во МГУ, 1985. Ч.1 С. 3-14

4. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Вып. 1-2. М.: Прогресс, 1966. С. 13-156

Семинар 3. Теоретическое и эмпирическое исследование в психологии. Эксперимент как парадигма эмпирического исследования.

1. Выполнение условий причинного вывода в эксперименте.

2. Гипотетико-дедуктивный принцип организации экспериментального исследования. Эксперимент как норматив рассуждения при проверке каузальной гипотезы.

3. Эксперимент мысленный и реализованный. Мысленные образы экспериментов и планирование.

4. Три основных условия реализации вывода о каузальной зависимости. Представления о причинности в разных психологических школах.

5. Обобщение за пределами экспериментальной ситуации. Асимметрия выводов из экспериментального исследования.

 

 

Семинар 4. Основные общенаучные исследовательские методы

1.Классификация методов психологического исследования. Классическая систематика. Интроспекция, экстероспекция и метод понимания.

2. Современная систематика. Наблюдение и эксперимент. Корреляционное исследование и квазиэксперимент. Психодиагностические методики и эксперимент. Психологические измерения и психологический эксперимент.

3. Наблюдение как метод и как методика. Психологическое шкалирование как метод и способ задания переменных.

4. Экспериментальный метод и методики измерения переменных. Что и как измеряется: «предметная» направленность методических средств (методики или техники выявления особенностей внимания, памяти, мышления, эмоционально-мотивационных и личностных свойств)

5. Возможности измерения переменных (в системах шкал по Стивенсу). Психологическое шкалирование и психодиагностические методики при реализации экспериментального вывода.

6. Исследование корреляционное и экспериментальное как предполагающее измерение переменных.

7. Отличие демонстрационного эксперимента от «истинного» и «контрольного» эксперимента.

 

Контрольные вопросы

1. В чем различие между понятиями «метод» и «методика»?

2. Какие известны классификации психологических методик?

3. В чем отличие между так называемой классической и современными систематизациями методов в психологии?

4. Чем отличаются психологические данные при использовании методик наблюдения и измерения?

5. Каким образом используются психологическое наблюдение и средства психодиагностики в психологическом эксперименте?

6. В чем специфика истинного эксперимента по сравнению с демонстрационным?

7. В чем заключается методическая общность экспериментального и корреляционного исследований?

8. С чем связываются критерии реализации «объективного» метода при психологическом экспериментировании?

 

Вопросы для проверочной работы

1. В чем отличие между так называемой классической и современными систематизациями методов в психологии?

2. Чем отличаются психологические данные при использовании методик наблюдения и измерения?

3. В чем заключается методическая общность экспериментального и корреляционного исследований?

4. В чем специфика истинного эксперимента по сравнению с демонстрационным?

5. С чем связываются критерии реализации «объективного» метода при психологическом экспериментировании?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация налогов. | М. Ю. Лермонтов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.