Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод экономической теории

1. Генезис предмета экономической теории;

2. Методология экономической теории

 

1. Генезис предмета экономической теории

Предмет – все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством, то на что направлена мысль или действие.

Истоки экономической мысли уходят корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, они имели представление об отношениях складывающихся в процессе производства, распределения и потребления жизненных благ. С возникновением государственности в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством. В данный период возникает ряд специальных трудов, таких как учения Конфуция в Китае и индийская «Архашастра». Однако становление экономической теории как науки связано с трудами античных философов.

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия возникла в античном обществе, она представляла собой науку о домоводстве и домашнем хозяйстве. Существенный вклад в развитие экономии внес Аристотель. Он разработал теорию определения ценности на основе полезности и ввел правила обмена благ.

На этапе политической экономии экономическая теория рассматривалась как наука о богатстве общества, т.е. о том, как это богатство создается, от чего зависит и как распределяется (А. Смит). В рамках политической экономии различается несколько научных школ.

Научная школа Представители Основные идеи
Меркантилизм (16 – 18 вв.) Антуан де Монкретьен Томас Мен Источник богатства в сфере обращения; мерилом богатства выступают деньги (золото); государство должно играть активную роль (протекционизм)
Фр. классич. политэкономия – Физиократы (17 – 18 вв.) Пьер Буагильбер Франсуа Кенэ Источник богатства труд в с/х; только в с/х возникает «чистый доход», ремесленник только меняет форму продукции с/х; трудовая природа стоимости
Англ. классич. политэкономия (18 – 19 вв.) Уильям Петти Адам Смит Давид Рикардо Источник богатства в труде; рост производительности труда осуществляется по средствам его разделения, чему способствует обмен; трудовая природа стоимости
Марксизм (19 в.) Карл Маркс Фридрих Энгельс Трудовая теория стоимости; предмет политэкономии – производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций; учение о воспроизводстве и движении капитала

По мере развития капиталистических отношений разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики и качественный анализ вытесняется количественным, что выражается в формализации знаний. Параллельно определяются основополагающие принципы экономической теории:

· закон возвышающихся потребностей, согласно которому потребление людей постоянно развивается, т.е. растут количественно и совершенствуются качественно;

· закон ограниченности экономических ресурсов, согласно которому экономические ресурсы, которыми общество располагает для создания благ всегда ограничены по сравнению с потребностями.

Т.о. было доказано, что общество всегда стоит перед выбором, о том каким образом использовать ресурсы. Все это привело к смене общей парадигмы политической экономии парадигмой экономикс. Экономикс определяется, как аналитическая наука о том, как люди выбирают направления и способы использования редких экономических ресурсов, стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей («наука о выборе»). Рождение данного определения связано с именем А. Маршалла. В экономикс можно выделить ряд направлений (научных школ).

Научная школа Представители Основные идеи
Неоклассическое направление (к. 19 – н. 20 вв.) А. Маршалл Йозеф Шумпетер Рынок – саморегулирующийся механизм, гос. вмешательство следует ограничить; предмет анализа – теория цены (механизма ценообразования как соотношения D и S)
Кейнсианство (40-60 гг. 20 в.) Дж.М. Кейнс Рыночная система несовершенна и нуждается в государственном регулировании; в центре внимания проблемы макроанализа
Монетаризм (60-80 гг. 20 в.) М. Фридмен Рынок – саморегулирующийся механизм; акцентирует внимание на роли денежного сектора
Институцианолизм (20 в.) Т. Веблен Д.С. Норт Ключевая категория – институты (правила и нормы определяющие рамки функционирования систем); акцентирует внимание на неравновесном характере экономических систем и исследует «неидеализированные» явления и социальные процессы

Чаще всего выделяют 2 уровня экономической теории: микро- и макроуровень.

Микроэкономика объединяет теорию потребительского вы­бора и теорию фирмы. Предметом микроэкономики является ме­ханизм принятия экономических решений на уровне домашних хозяйств и фирм в заданных экономических условиях, а также механизм формирования этих «заданных» условий в результате их совместных действий.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучаю­щая поведение экономики как единого целого с точки зрения обес­печения условий устойчивого экономического роста, полной за­нятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие дви­жение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы.

 

2. Методология экономической теории

Метод (от греч. «путь к чему-либо») – это с одной стороны, совокупность позиций и принципов, на основании которых ведется анализ предмета, с другой стороны метод, это совокупность способов и инструментов исследования предмета. Другими словами метод – способ построения и обоснования системы знаний.

Методология экономической теории содержит как общенаучные, так и специфические методы анализа. К общенаучным методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Исследование частного в экономической теории соответствует эмпирическому анализу, в рамках которого осуществляется сбор, обработка и систематизация данных, характеризующих тот или иной процесс. Исследование общего соответствует теоретическому анализу, в рамках которого формируются и логически обосновываются гипотезы, выявляются общие закономерности и создаются теории.

Как правило, экономические исследования начинаются с эмпирического уровня, т.е. восходят от конкретного к абстрактному (индукция).

К специфическим методам относятся методы научной абстракции и экономического моделирования. Их использование обосновано сложностью проведения экспериментов в социально-экономической системе.

Научная абстракция – мысленное отвлечение от свойств, характеристик предмета анализа, которые являются несущественными с т.з. изучаемой проблемы, но присутствие которых осложняет процесс исследования.

Модель – это упрощенное представление об экономической действительности, о том или ином изучаемом процессе.

По способу представления различают: вербальные (словесные) модели; графические; символические (алгебраические).

По содержанию: оптимизационные (описывают поведение отдельных субъектов, содержат целевую функцию и оптимизация сводится к максимизации или минимизации данной функции); равновесные (характеризуют взаимодействие различных субъектов и характеризует условия согласования их интересов).

По способу функционирования: статические (описывают состояние системы на данный момент); динамические (оценивают влияние процессов на систему); модели динамической статики (оценивают процесс).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация затрат на производство и реализацию продукции | Коэффициент усиления и КПД




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.