Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Некоторые проблемы ученического самоуправления.






Некоторые проблемы ученического самоуправления.

(советы заместителям директоров школ по воспитательной работе)

 

Содержание

Раздел 1. Главные задачи, стоящие перед коллективом школы при организации и функционировании ученического самоуправления.

Раздел 2. Краткое описание структуры ученического самоуправления в некоторых школах района.

Раздел 3. Перечень литературы, которая может помочь в поисках своей модели ученического самоуправления.

 

Раздел 1.

Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни. Различают социальный и психологический аспекты самоуправления.

В первом случае самоуправление является средством устройства общественной жизни по демократическим принципам, психологический аспект самоуправления связан с саморегуляцией человека.

Самоуправление должно вырасти из потребностей жизни.

Современная наука и практика пытаются развести понятия «самоуправление» и «соуправление». Эти понятия взаимосвязаны.

Первый уровень самоорганизации – это самоуправление, а затем соуправление.

Основные принципы построения и развития школьного самоуправления:

1. Педагогическое руководство. У каждого органа самоуправления имеется педагог-консультант, от классного руководителя до утвержденных педагогическим советом руководителей коллективов на школьном уровне.

2. Предметность деятельности. Есть деятельность – есть орган самоуправления. Нет деятельности – нет органа самоуправления.

3. Единое планирование. В школе создается план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления (вместо привычного плана воспитательной работы).

4. Выборность и составленность органов самоуправления. В одни органы его члены будут избираться, в другие будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.

5. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один год, сменяемость видов деятельности в те же сроки.

6. Построение самоуправления снизу вверх. Пирамида власти строится снизу вверх, а не наоборот.

7. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип демократизма).

8. Согласие. До принятия решения необходимо находить общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

Развитие и совершенствование ученического самоуправления имеет целью создание условий для активизации воспитания обучающихся.

Для достижения поставленных целей, необходимо решить задачи, которые стоят перед организаторами ученического самоуправления:

· Объективно проанализировать и оценить потенциал коллектива школы (дети, педагоги, родители).

· Определить социальные и педагогические условия, которые будут способствовать созданию оптимальных условий для развития ученического самоуправления.

· Изучить опыт других школ и учреждений дополнительного образования и использовать его в своей школе.

· Изыскать возможности для стимулирования педагогов в организации деятельности детей.

· Постараться обеспечить помощь органов местного самоуправления, общественности района и города.

Реализация поставленных задач и достижение цели должны способствовать:

· Повышению эффективности воспитания в школах.

· Развитию технологии и содержанию ученического самоуправления.

· Созданию современного образования учащихся (научно-методического, психолого-педагогического, организационного, информационного).

· Пропаганда практических достижений самоуправления в области ученического самоуправления школ.

· Развитию связей педагогической науки с практикой воспитания в общеобразовательных учреждениях.

 

Система школьного самоуправления имеет три уровня:

Первый (базисный) – классное ученическое самоуправление.

Второй – школьное ученическое самоуправление.

Третий – школьное соуправление.

 

Структура первого уровня.

Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Получается 6 рабочих органов ученического самоуправления.

Рабочие органы могут быть названы комиссиями или советами, например, комиссии «Знание», «Порядок», «Искусство», «Юность», совет вожатых, группа информации «ГРИН». В каждом органе избираются председатель и заместитель, остальные – его члены. Председатели комиссий составляют совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета. Каждый ученик имеет свои обязанности в органе самоуправления.

Структура второго уровня.

Школьное ученическое самоуправление – это те же органы, но состоящие из председателей одноименных классных органов самоуправления.

Школьные комиссии возглавляют председатель и заместитель, избранные из числа старшеклассников не входящих в данную комиссию.

Консультантами выступают директор, его заместители и педагоги, способные оказать помощь членам комиссии в работе.

Председатели и их заместители составляют совет учащихся школы. Его председатель и заместитель избираются на конференции из числа учащихся старших классов.

Итак: совет составляется, а его руководители избираются. Педагогическое руководство в совете осуществляет ЗДВР.

Учебу классных органов самоуправления ведут педагоги-консультанты. В комиссиях проводится вертикальный анализ эффективности деятельности в каждом классном коллективе. Планируется коллективная творческая деятельность школьного коллектива.

Председатели комиссий готовят аналитическую информацию и предложения по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся и совет школы.

Структура третьего уровня.

В этом случае можно говорить о соуправлении, так как совет школы состоит: из членов совета учащихся школы – 7 человек, педагогов-консультантов – 5 человек, родителей - 2 человека (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета).

Функции совета:

Стратегическое целеполагание – перспектива развития школы.

Принятие решений прямого и непрямого действия.

Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы внутришкольной жизни.

       
   
 
   
Второй уровень
 
 

 


  Совет учащихся школы
Школьные ученические комиссии
Конференция (собрание) учащихся школы

 

 

 
 

 


Классное собрание
Совет класса
Классные органы самоуправления

 

 

Содержание работы органов самоуправления определяется ведущими видами деятельности:

· Познавательная деятельность

· Самообслуживание

· Художественно-эстетическая деятельность

· Спортивно-оздоровительная деятельность

· Шефская деятельность

· Информационная деятельность.

Ученическое самоуправление является органической частью общешкольного управления.

Основными функциями социального управления являются: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.

Эти функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова.

Такое циклическое чередование условно можно назвать рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления.

1. Сбор информации и ее анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

2. Планирование. Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?». Что делать в классе и что делать в школе.

3. Организация, то есть подготовка учащихся к деятельности. Педагоги-консультанты учат ребят выполнять инструктивно-методическую работу. Через 2-3 месяца старшие учащиеся оказываются способны адаптироваться к новой социальной функции.

4. Контроль. Функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы.

Основной метод – наблюдение. Другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

5. Регулирование и коррекция. Это внесение изменений в функционирование системы. Это происходит через учащихся, которые возглавляют те или иные органы ученического самоуправления. На них оказывают влияние педагоги-консультанты, учащиеся-руководители комиссий, а члены комиссий влияют на весь коллектив. Влияние оказывается простыми способами: например, вниманием, беседой, помощью, организацией взаимопомощи.

Таким образом, функции управления принимают на себя органы ученического самоуправления.

Подводя итоги изложению основных проблем организации ученического самоуправления в школе, сделаем некоторые выводы:

1. Самоуправление учащихся по своей природе является типом представительной демократии, то есть управление внутришкольной жизнью осуществляется самими учащимися через созданные ими органы самоуправления.

Ученические классные собрания проводятся 2 раза в месяц, общешкольные – 1-2 раза в год или по мере возникшей необходимости. Совет школы, состоящий из учителей, учащихся и родителей, становится органом соуправления, органом общественного управления школой.

2. Самоуправление может стать, например, придатком администрации. В этом случае самоуправление не является демократичным. Если самоуправление служит средством самоорганизации коллективной жизни и эта коллективная жизнь выстраивается самими детьми при поддержке и помощи взрослых, то это демократическое самоуправление.

3. Органы самоуправления как представительные органы учащихся включают всех их в разностороннюю деятельность, улучшающую их жизнь. Обсуждение результатов деятельности органов самоуправления и определение перспектив развития коллектива приобщает учащихся к формам непосредственной демократии в школе.

4. Демократическая система ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, а потому гуманизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.

5. Ученическое самоуправление выступает как общественная сторона внутришкольного управления, таким образом, школа становится институтом воспроизводства демократии в стране и обществе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.