Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установки по отношению к деньгам






Наиболее распространенный взгляд на деньги сводит их простому средству обмена, абсолютно безличному и обыденному. Однако если проанализировать не вполне логичное поведение коллекционеров, дарителей подарков и жертвователей в пользу благотворительных организаций, становится понятным, что деньги несут в себе не только обыденный, но и сакральный смысл, и могут олицетворять собой как добро, так и зло.

Этот тайный смысл денег оказывает огромное влияние на наши экономические установки.

- Для клептоманов или женщин, разоряющих мужчин, деньги символизируют утраченные интроецированные объекты; они стремятся к деньгам, чтобы тут же от них избавиться.

- Люди с депрессивным характером, которые страдают от эмоционального голода, рассматривают деньги как потенциальную пищу.

- Для некоторых деньги символизируют их сексуальную состоятельность, и они воспринимают потерю денег как кастрацию.

- Другие в минуту опасности начинают жертвовать крупные суммы денег в целях профилактической самокастрации.

- Третьи тратят деньги совершенно импульсивно, без всякого учета их реальной стоимости.

Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что - то мистическое. Они способны проникать в наши самые иррациональные и глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх. Большинство людей верит, что многие из их повседневных проблем можно было бы разрешить, если бы у них было достаточно денег.

Предлагают различать сакральный и профанный смысл денег. Профанные объекты взаимозаменяемы и оцениваются чисто утилитарно. Сакральные объекты часто не предназначены для функционального использования и не могут обмениваться на обычные объекты. Обмен священных объектов на деньги разрушает их сакральный статус, поскольку подвергает их недопустимому контакту с областью профанного.

Женщины думают о деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины - как о способе приобретения власти. Поэтому все деньги, с которыми имеют дело женщины, - это профанные деньги, за исключением тех, которые тратятся на личные удовольствия (в последнем случае они олицетворяют зло). Деньги, которыми пользуются мужчины, частично сохраняют свой сакральный характер.

Деньги, заработанные трудом, не приносящим внутреннего удовлетворения, являются целиком профанными, а доходы, извлекаемые из любимого дела, воспринимаются как сакральные:

- Со времен Древней Греции до наших дней предпринимательство, искусство зарабатывания денег, воспринимается как нечто сомнительное.

- Деятельность буржуа, nouveau riche, менее почетна, чем труд ремесленника и рабочего или богатство аристократа.

- Добровольная бесплатная работа священна, а точно такая же работа, выполняемая за деньги, профанна.

- Для некоторых людей плата за ведение домашнего хозяйства и уход за детьми кажется неприемлемой, поскольку профанирует священный долг.

- Однако проституция успешно трансформирует сакральный акт в формальный деловой обмен.

Таким образом, деньги, полученные за работу, выполненную со страстью, священны, так же как и деньги, заработанные тяжелым трудом и не сулящие большого богатства. Деньги, приобретенные без труда, рассматриваются как зло и угрожают поработить человека, даже если он пытается использовать их на добрые цели.

Сакральное использование денег может быть профанировано: например, подарок может терять свою ценность, если человек слишком озабочен его ценой.

Механизмы сакрализации обычно участвуют в приобретении подарков и сувениров, в благотворительных пожертвованиях, а также в приобретении ранее сакрализованных объектов. Цель сакрализации - превращение денег в объекты, несущие особый смысл и значение.

Трансформация сакрализованных денег обратно в деньги (например, продажа подарка) обычно осуждается. Многие люди отказываются превращать определенные объекты в деньги, предпочитая их дарить. Точно так же люди могут отказываться от денег, предлагаемых за бескорыстную помощь, считая свою помощь подарком.

 

Установки по отношению к деньгам имеют три компонента:

- аффективный (добро, зло); добро (Я высоко оцениваю деньги, Деньги на дороге не валяются); зло (Деньги - корень всякого зла, Не в деньгах счастье);

- когнитивный (связь денег с достижениями, уважением, свободой), достижение (Деньги - символ успеха, За деньги можно купить все), уважение или самооценка (Деньги привлекают к тебе друзей, Иметь деньги почетно);

- поведенческий: бюджет (Я тщательно рассчитываю свой бюджет, Я всегда вовремя плачу по счетам), свобода или власть (Деньги дают свободу и независимость, Деньги - это власть).

В другом исследовании выявлено, что:

- люди думают о деньгах почти постоянно, но говорят о них очень мало и с очень немногими людьми;

- с ростом доходов возрастает таинственность и стремление скрыть свое богатство;

- вопреки распространенному мнению, мужчины и женщины придают одинаковое значение в своей жизни работе, любви, заботе о детях и финансам;

- мужчины придают деньгам повышенную ценность (соревнование);

- мужчины проявляют большую компетентность в обращении с деньгами, склонность к риску с целью их приобретения;

- мужчины более доверчивы и уверены в себе в финансовых вопросах, чем женщины; они более удовлетворены своей финансовой ситуацией и более оптимистичны относительно своего будущего финансового положения;

- мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувства беспомощности, депрессии, гнева, зависти, паники и стыда, и чаще - восхищение, счастье и любовь;

- женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть;

- женщины подвержены навязчивым идеям и фантазиям относительно денег; испытывают фрустрацию по поводу их отсутствия, зависть к тем, кто их имеет; чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия); верят, что заработок зависит от усилий и способностей;

- пожилые и более богатые люди больше озабочены своим будущим, чем молодежь и бедняки;

- люди, склонные к импульсивным тратам (навязчивые покупатели), имеют более низкую самооценку, чем рациональные потребители;

- для одержимых покупателей деньги обладают символической способностью повышать их самооценку;

- навязчивые покупатели больше, чем обычные, склонны видеть в деньгах способ решения проблем и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения; используют деньги для демонстрации статуса и власти; обычно говорят о том, что им не хватает денег (особенно по сравнению с их друзьями); траты денег для них обычно сопряжены с внутренним конфликтом.

Данные этого исследования позволили классифицировать людей на материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных. Эти две группы существенно различаются во многих отношениях. Материально благополучные контролируют свои финансы, тогда как неблагополучные позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи; неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний

Выделено 6 различных типов покупателей:

1) оценивающие покупатели - заинтересованы в поиске оптимального соотношения цены и качества (возможно, одержимые деньгами);

2) модники - интересуются последними моделями, ориентированы на собственный имидж, эмоциональны (для них деньги могут служить орудием власти или повышения самооценки);

3) лояльные покупатели - постоянно покупают продукцию одних и тех же респектабельных фирм, уделяют значение как качеству, так и имиджу (для них деньги являются источником безопасности);

4) любители разнообразия - непостоянны, капризны и непоследовательны (деньги для них обладают конфликтным смыслом);

5) покупатели на отдыхе - ценят удовольствие, вязанное с приобретением покупок (деньги для них - в первую очередь источник удовлетворения влечений);

6) эмоциональные покупатели - часто растеряны, импульсивны и несистематичны в своих пристрастиях (деньги для них являются символом любви).

Разумеется, представители этих типов пользуются деньгами по-разному.

Исследования того, что, почему и когда люди покупают, ясно показывают, что их поведение редко соответствует рациональной модели, предлагаемой экономистами:

- оценивая качество товара, люди часто больше ориентируются на цену, чем на собственные ощущения;

- для многих низкая цена означает более низкое качество;

- покупатели полагают, что товары, продающиеся со скидкой, более низкого качества, даже если в действительности они ничем не отличаются от более дорогих товаров или даже превосходят их;

- вопреки очевидности, большинство людей продолжает верить, что различие в ценах строго соответствует различию в качестве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.