Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика методов зоотехнических исследований






Цель занятия. Ознакомиться с основными методами зоотехнических исследований

Содержание и методика проведения занятия. В результате теоретических исследований и практического опыта ведения экспериментальных работ в зоотехнической науке выработаны главные методические приемы, использование которых обеспечивает получение достоверных данных по изучаемым вопросам. В зависимости от цели исследования применяются простые зоотехнические опыты и сложно организованные зоотехнические опыты.

В простых зоотехнических опытах изучается:

– действие различных факторов условий жизни на животных определенной породы и конституции, при этом опытные группы животных по наследственно-конституциональным особенностям были максимально сходными, а изучаемые факторы условий жизни различались.

– действие наследственно-конституциональных факторов на использование организмом факторов внешней среды, при этом опытные группы животных формируются из животных разных пород, типов конституции и т.д., а условия внешней среды (кормление, содержание) – максимально аналогичными.

В сложно организованных зоотехнических опытах возможно одновременное изучение как наследственно-конституциональных факторов, так и факторов внешней среды.

Роль наследственности. Наибольшие методические трудности при постановке зоотехнических экспериментов связаны с устранением наследственных различий. Это объясняется тем, что животные с разной наследственностью имеют разную норму реакции на воздействие одних и тех же факторов. Следует также учитывать, что животные разной наследственности характеризуются относительно различными потребностями для производства единицы продукции. Одни из них лучше усваивают азотистые (протеины), другие – безазотистые (углеводы, жиры) вещества. При неправильном формировании групп результаты эксперимента будут не достоверными.

Все методы постановки научных и научно-хозяйственных опытов построены на принципе сравнения. Элемент сравнения должен выступать, насколько это возможно, в «чистом» виде.

Принцип аналогичных групп. Сюда входят методы обособленных групп (пар-аналогов и его высшего выражения – однояйцовых двоен, сбалансированных групп, миниатюрного стада) и методы интегральных групп, представляющие собой соподчиненные построения для изучения факториальных комплексов (двухфакторный комплекс, многофакторный комплекс). Однояйцовые двойни представляют животных с тождественной наследственностью, что позволяет ограничиться небольшим числом животных в опытной группе. В большинстве других случаев опытные группы животных имеют в общем сходную, но далеко не тождественную наследственность. Следовательно, здесь необходимо считаться с индивидуальными наследственными различиями в пределах пар-аналогов.

Принцип групп-периодов. Методы, построенные на этом принципе, сочетают некоторые свойства подопытного материала однояйцовых двоен и свойства аналогичных групп. Этот принцип наиболее богат конкретными методическими приложениями. Применение того или иного метода определяется задачами исследований.

Метод пар-аналогов. Это основной и наиболее универсальный метод зоотехнических исследований. При изучении только одного фактора формируют две аналогичные по качеству группы. При этом учитывают породу, происхождение, пол и т.д. В группу лучше включать однояйцовых двоен, или однопометных животных, или полубратьев по отцу, или других родственников, или неродственных животных, но сходных между собой животных по типу телосложения. В аналоги можно включать только животных одного пола. Кроме того, аналоги подбираются одного возраста, одинаковой конституции, продуктивности.

Сформированные две группы животных проверяют со средними показателями по группе, затем путем жеребьевки одну из них определяют как опытную, другую – в качестве контрольной группы.

При использовании метода пар-аналогов опыт делится на три периода: уравнительный (предварительный), переходный и главный (учетный). Общая схема постановки опыта методом пар-аналогов приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Схема организации опытаметодом пар-аналогов

Группа Название группы Уравнительный период Переходный период Главный (учетный) период
  контрольная основной комплекс (ОК) основной комплекс (ОК) основной комплекс (ОК)
  опытная основной комплекс (ОК) постепенный переход на режим опыта ОК± фактор А
Минимальная длительность периода 15 суток 7–10 суток в зависимости от технологии

 

По этой схеме контрольная группа в течение всего опыта находится в одинаковых условиях жизни. В опытную группу, начиная с переходного периода, постепенно вводят дополнительно изучаемый фактор (А) сверх основного комплекса или вместо содержащегося в основном комплексе (ОК±А).

Если ставится задача изучить действие двух, трех, четырех факторов, то для каждого дополнительного фактора формируется аналогичная группа подопытных животных.

В уравнительный период ставится задача – проверить аналогичность подопытных групп, Животные всех групп содержатся в этот период одинаково. Длительность уравнительного периода зависит от условий предшествующего кормления и содержания, физиологического состояния животных. В этот период возможна перестановка или замена животных. Особенно тщательно необходимо проверить здоровье животных, наличие латентных инфекций и пораженность глистами. Инфекции и инвазии снижают рост животных на 30–40%, в то время как в опытах по кормлению и содержанию различия редко достигают 20–25%. В уравнительный период необходимо измерять температуру, считать пульс и количество дыханий в минуту.

В переходный период ставится задача – приучить животных к режиму опыта, создать условия для привыкания животных друг к другу, устранить стрессы. Перестановка животных не допускается. Учет показателей проводится отдельно и в материалы основного опыта не включается. Наличие переходного периода не обязательно, если в предварительный период перестановок животных не было.

В учетный, или главный, период никакие перемещения животных не допускаются. При этом если выбывают животные из одной группы, то, как правило, удаляют животных из других опытных и контрольных групп. В главный период вводится весь комплекс изучаемых факторов и контрольных измерений, предусмотренных методикой опыта.

При комплектовании опытных групп по происхождению из 14 пар девять – полные братья и сестры, то есть по отцу и матери, и пять пар – полубратья или полусестры по отцу. Соответствие пар по полу составляет 100%.

По возрасту 10 пар имеют полное сходство, 4 имеют разницу в возрасте от 1 до 8 дней. Только в одном случае из 14 разница в возрасте превосходит допустимую разницу (5 дней).

Средняя живая масса в 1-й группе 16, 7 кг, во 2-й группе – 16, 9 кг. Разница составляет 1, 2% при допустимой разнице 2, 0%.

Большое сходство животных по происхождению, возрасту, живой массе свидетельствует о том, что условия жизни до постановки на опыт были аналогичными.

Метод пар-аналогов наиболее широко применяется в опытах по животноводству. Он позволяет изучать факторы различной природы (наследственные, факторы кормления, содержания, различные химические, биологические воздействия и т.д.).

Метод сбалансированных групп-аналогов. Встречаются случаи, когда для проведения опыта методом пар-аналогов нет достаточных данных о животных, например, неизвестно происхождение и предшествующие условия жизни, или нет необходимого числа животных, сходных по происхождению. Неполная информация делает эксперимент ненадежным, если не принимаются специальные «компенсаторные» меры. Во всех таких случаях постановка опытов идет зоотехническим методом сбалансированных групп-аналогов.

Для проведения опыта этим методом число животных должно быть в 1, 5–2 раза больше, чем необходимо для постановки опыта методом пар-аналогов. Группа должна быть более или менее выраженной по качеству животных. Индивидуум в одной группе не имеет определенного отношения к индивидууму в другой группе. Аналогичность групп определяется их фенотипическими качествами. Генотипические различия нивелируются большим числом животных в группах. Группы считаются сформированными удовлетворительно, если М–М1 < 5%.

Метод сбалансированных групп-аналогов больше подходит для постановки опытов на взрослых животных, поскольку физиологические показатели их во время опыта остаются более или менее стабильными. Молодняк же при разных генотипических качествах к концу опыта может получить новые свойства не только благодаря изучаемым факторам, но и вследствие первоначальных неучтенных генотипических различий. Общая схема организации опыта остается прежней (табл. 1).

Материалы и оборудование. Счетно-вычислительная техника, справочный материал. Рабочая тетрадь.

Задание 1. Для проведения опыта по принципу пар-аналогов отобрано 24 бычка костромской породы, данные представлены в таблице 2. Распределить бычков на две аналогичные группы, учитывая следующие показатели:

1. Возраст животных;

2. Живую массу животных (допустимое отклонение не более 2–3%);

3. Происхождение животных.

 

Таблица 2 – Характеристика опытного поголовья

№ п/п № живот-ного Дата рожде-ния Живая масса при рождении, кг Происхождение
отец мать
    16.04   Рыцарь 15305 Стужа 2194
    18.04   Паек 2039 Сажа 8363
    19.04   Комик 2686 Мастерица 2129
    21.04   Рыцарь 15305 Дрема 2229
    21.04   Рыцарь 15305 Вика 8410
    23.04   Паек 2039 Живая 1594
    22.04   Комик 2686 Колодка 57
    25.04   Рыцарь 15305 Сойка 1751
    26.04   Паек 2039 Ежевика 6328
    18.04   Комик 2686 Весточка 1986
    28.04   Рыцарь 15305 Дрема 2297
    29.04   Паек 2039 Соя 1986
    30.04   Паек 2039 Тайга 6370
    01.05   Рыцарь 15305 Халва 8331
    02.05   Рыцарь 15305 Ступка 2162
    02.05   Комик 2686 Вахта 2167
    03.05   Комик 2686 Сопка 2190
    04.05   Рыцарь 15305 Гита 2002
    05.05   Рыцарь 15305 Чита 1544
    08.05   Комик 2686 Метелка 2286
    08.05   Паек 2039 Азия 2738
    10.05   Паек 2039 Лота 6628
    15.05   Рыцарь 15305 Щепка 3192
    17.05   Рыцарь 15305 Граната 1197

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику простого зоотехнического опыта и сложно организованного зоотехнического опыта.

2. Какие показатели учитывают при проведении исследований методом аналогичных групп?

 

Практическое занятие 2.

Планирование и постановка экспериментов

Цель занятия. Ознакомиться с основными элементами постановки зоотехнических опытов (экспериментов)

Содержание и методика проведения занятия. Цель и задачи исследований определяют после проведения информационного поиска. Информационный поиск осуществляют путем изучения доступных публикаций не менее чем за последние 10 лет.

Требуемая информация рассеяна по множеству источников и мест хранения. Изучение литературы начинают с монографий и диссертаций. Далее переходят к поиску публикаций по картотекам библиотек, публикациям в реферативных журналах.

По итогам поиска принимают решение о новизне будущего исследования, его народнохозяйственном значении. Как правило, народнохозяйственное значение результатов исследований заключается в рекомендациях по использованию нового сырья, разработке новых норм питательности комбикормов, создании новой технологии кормления или содержания и т.д.

После изучения литературы по теме исследования следует уточнить его цель и задачи, от чего зависит выбор методик работы.

Под целью понимают общее направление исследований. Цель может быть достигнута постановкой и решением конкретных задач.

Например, целью исследований может быть изучение влияния какого-либо нового кормового средства на эффективность использования комбикормов, продуктивность и жизнеспособность животных.

Эта цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

– изучения влияния разных уровней включения кормового средства в состав комбикорма на использование питательных веществ организмом,

– изучения влияния разных уровней включения кормового средства в состав комбикорма на физиолого-биохимический статус организма,

– изучения влияния разных уровней включения кормового средства в состав комбикорма на изменение живой массы и продуктивности животных.

В организации эксперимента центральное место принадлежит методике исследований.

Методика исследований – это способ целесообразного применения отдельных работ в процессе самого изучения, это комплекс специфических операций с подопытными животными.

Например:

– методика взятия крови у животных для изучения ее морфологического или химического состава;

– методика изучения форменных элементов крови (приготовление мазков, подсчет эритроцитов и лейкоцитов под микроскопом;

– методики изучения легочного газообмена у животных.

Методика исследований разрабатывается для каждого опыта в зависимости от целей исследования, условий проведения опыта и ожидаемых ответов. Разработанные методики должны быть рассмотрены и утверждены на Ученом совете.

Результаты научного исследования находятся в прямой зависимости от выбора методики и степени их освоения. Так, от методики определения живой массы животного зависит точность полученных данных. Казалось бы, чего проще взвесить корову с точностью до 1 кг. Однако при несоблюдении существующей методики взвешивания даже на очень точных весах легко ошибиться на 10 кг и более. Методикой предусмотрено взвешивать животных 2 дня подряд – утром до кормления и поения, затем определить среднюю массу по данным 2 взвешиваний.

Методика конкретного опыта базируется на использовании нескольких взаимно дополняющих методов исследования, одни из которых являются главными, другие – дополнительными, позволяющие выявить важную отдельную сторону изучаемого явления.

Важным моментом методики исследований является составление схемы опытов.

Схема опытов – это четкое и наглядное изложение сущности опытов. Схему опытов представляют в форме таблицы, в которой определены опытные и контрольные группы, условия кормления и содержания. При этом выделяют изучаемый фактор (табл. 2).

 

Таблица 2 – Схема опыта

  Группа Число голов в группе   Особенности кормления
1 контроль   Полнорационный комбикорм (ПК) без изучаемого компонента
2 опытная   ПК, в котором 5% по массе аналогичного компонента в составе комбикорма заменено изучаемым кормовым средством
3 опытная   ПК, в котором 10% по массе аналогичного компонента в составе комбикорма заменено изучаемым кормовым средством
4 опытная   ПК, в котором 15% по массе аналогичного компонента в составе комбикорма заменено изучаемым кормовым средством

Материалы и оборудование. Счетно-вычислительная техника, справочный материал. Рабочая тетрадь.

Задание 1. Определить цель и задачи исследования, составить схему опыта для изучения влияния температуры (освещенности помещения, добавки Вискаса к обычному рациону или др. факторов) на физиологическое состояние кошек.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое методика исследования?

2. Как проводится взвешивание животных?

 

 

Практическое занятие 3.

Результаты научно-исследовательской работы студентов

 

Цель занятия. Ознакомиться с правилами подготовки и оформления доклада, статьи и выступления на студенческой научной конференции.

Содержание и методика проведения занятия. Этот текст окажется полезным для составления докладов и выступлений не только на студенческих научных конференциях, но и при подготовке и защите курсовых и дипломного проектов.

Статья. На первом этапе научной работы определяется тема работы и обосновывается ее актуальность, далее определяются цель работы и задачи. Важно подчеркнуть, в чем именно заключается новизна и оригинальность вашего подхода.

Статья должна иметь четкую структуру, внутренние озаглавленные разделы (подразделы).

Подготовке статьи предшествует составление плана. В такой план следует включить:

1. Постановку проблемы (задачи) и ее актуальность (научное и практическое значение).

2. Современное состояние проблемы (в той части, которая касается вашей конкретной темы) и место вашей конкретной темы в общей проблеме.

3. Цель работы.

4. Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели.

5. Исходные материалы, привлеченные для выполнения работы.

6. Методику исследований, использованную в работе.

7. Полученные результаты и их анализ.

8. Научное и практическое значение полученных результатов

При написании текста статьи самой трудной является наиболее ответственная часть – ее начало. Как правило, начальные фразы получаются примитивными, малосодержательными, банальными и неуклюжими. Никогда не следует начинать статью словами " Как известно...", не пользоваться штампом " Это связано с тем...", " Это объясняется тем...".

Но не обязательно начинать писать статью с начала. Начните с конца – гораздо проще начать с заключения, описать основные результаты работы и выводы. Составление подрисуночных подписей и списка литературы – тоже далеко не мелочи. Напишите другие разделы статьи и вновь обращайтесь к ее началу. Трудности возникнут снова, но преодолеть их будет уже гораздо легче.

Первая страница статьи должна содержать:

1. Полное название статьи.

2. Фамилию, И. О. автора (ов).

3. Реферат объемом не более 80 слов.

Текст печатается на одной стороне листа формата А4.

С левой стороны листа остаются поля для подшивки – 30мм; с правой – 20 мм. Текст набирается в редакторе Мicгоsоft Word шрифтом Тimes New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – 15 пунктов. Графики и таблицы (на отдельных листах).

Литературные ссылки даются в алфавитном порядке по первому автору (для коллективных работ) и году издания.

Уровень и качество работы читатель может определить по введению, заключению и списку литературы. Чем фундаментальнее и важнее изучаемая проблема, тем короче обоснование актуальности работы: емкость знания тем больше, чем в меньшем количестве знаковых средств удается его выразить.

Даже при очень беглом знакомстве со статьей отношение автора к своей работе сразу раскрывается по качеству графики (рисунков). Если автор выполнил работу с любовью, без конъюнктурной спешки, графика тщательно продумана, выразительна, легко читаема, доставляет эстетическое удовольствие, вызывает уважение и доверие к автору. Хорошая иллюстрация лучше 1000 слов! Некрасивая и неряшливая графика свидетельствует о том, что работа сделана " холодными руками", интересных результатов в ней быть не может.

Если вы претендуете на новизну фундаментальных принципов и понятийного аппарата, вы можете цитировать корифеев всех времен и народов.

Стремитесь к максимальной простоте и ясности изложения. Наука состоит в том, чтобы кажущееся сложным сделать простым, а не наоборот.

Уже в аннотации (реферате) надо убедить читателя, что ему необходимо вашу статью прочитать. Нужно изложить выводы так, чтобы он их сразу усвоил, и оценил их высокую практическую (познавательную) ценность. Каждый раздел или параграф должен строиться так, чтобы уже начало чтения давало основную информацию. Уделяйте сугубое внимание эксперименту (фактическим данным). Теоретические результаты особенно убедительны, если они подтверждены экспериментальными данными.

Заключительный раздел статьи – концентрат всей работы. Он состоит из двух подразделов (специальными заголовками они не выделяются). Первый подраздел – констатирующий– служит как бы замыканием постановочной части статьи. В нем вы показываете, что поставленные задачи решены, и цель работы достигнута. Здесь вы подчеркиваете оригинальность постановки, методики или технологии вашего исследования, позволившей получить новые результаты. Второй подраздел – результативно-аналитический. В нем вы перечисляете и комментируете результаты работы, их научное и практическое значение. Отдельные фразы из предыдущих разделов статьи в заключении можно повторять дословно.

Наконец, если это возможно (это возможно не всегда), постарайтесь сформулировать научное положение или положения, вытекающие из полученных результатов. Научное положение – это развернутая фраза, утвердительно раскрывающая суть (механизм, процесс, природу) некоторого явления или закономерности. Если вы не поднялись на уровень обобщения собственных результатов и за " деревьями" не увидели " леса", – научное положение вместо вас сформулирует кто-нибудь другой. И это будет совсем другая статья, автором которой вы уже не будете.

Надо иметь в виду, что текст научной статьи является выразительным портретом ее автора. Этот " автопортрет" объективно отражает добросовестность, профессиональное мастерство, широту кругозора, культурный уровень (в первую очередь культуру речи, которая отражает культуру мышления), безжалостно обнажает наукообразие, стремление придать банальности и пустоте видимость глубокомыслия, и многое другое. Не старайтесь казаться умным: эти старания приведут к совершенно противоположному результату.

Не засоряйте русский язык необоснованным использованием иностранных слов – это одно из проявлений наукообразия.

Заключительный этап работы над текстом состоит в том, чтобы выкинуть все лишние слова, повторения, упростить длинные фразы, расставить знаки препинания, вымести " словесный мусор". Такова технология написания статьи.

Доклад. Подготовка доклада на конференции СНО имеет примерно такое же значение, как и подготовка к сдаче экзамена.

В процессе подготовки и оформления доклада по настоящему можно понять постановку задачи, состояние проблемы, научное и практическое значение полученных результатов. Доклад на научной конференции – это промежуточный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику развития профессионального мастерства. Текст доклада есть не что иное, как проект научной статьи

Выступление. Ораторское искусство всегда имело очень большое значение в общественной жизни. Ему посвящено необозримое количество книг и статей. Однако все исследования посвящены исключительно политическим ораторам. Эти ораторы обращаются, прежде всего, к эмоциям слушателей, их задача – убедить и внушить. Задача докладчика на научной конференции или деловом совещании другая – доказать, обосновать.

В начале доклада представить на слайдах следующие текстовые пояснения:

а) название вуза, факультета и кафедры, название доклада, перечень авторов и научных руководителей;

б) названия основных разделов доклада;

в) заключение (выводы) по докладу.

Это поможет сэкономить время представления доклада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, основном.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Не считайте, что вас слушают сплошь одни корифеи. При изложении доклада не " по бумажке" необходимо логично, четко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать внимание слушателей на наиболее важном и интересном. Если вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток времени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать " по бумажке".

Не превышайте установленного для доклада регламента времени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и при нехватке времени (его всегда не хватает) – отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления особенно заметны, когда вы слышите его " со стороны". Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке, выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате теряет интерес и к вам, и к вашей работе.

Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее переходите к сути работы. Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то " принципиально важные детали" вы вынуждены опустить из-за нехватки времени. В возникшей после вашего выступления дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с новых, неожиданных для вас, точек зрения.

Иллюстрации к докладу (слайды для каруселей или прозрачки для проекторов) во время выступления служат вашим путеводителем. Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них – минимальным, Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации. Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель. Текст и графики должны подкреплять друг друга. Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращениями. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым. В выступлении вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещено в письменном докладе.

Выступление должно завершаться выводами: " следовательно...", " таким образом...". В конце выступления не забудьте поблагодарить своего научного руководителя и всех, кто помогал вам в работе. Заключительная фраза выступления стандартна: " Я закончил, благодарю за внимание".

Во время выступления будьте сдержаны – не кричите в микрофон (а при отсутствии микрофона – не стесняйтесь говорить громко и весело), не размахивайте руками, не прыгайте, не утирайте пот носовым платком, не отворачивайтесь от аудитории, обращаясь к потолку или окнам. Смотрите в глаза слушателям. Каждый будет думать, что вы обращаетесь именно к нему, и будет очень польщен вашим вниманием.

Материалы и оборудование. Справочный материал. Рабочая тетрадь.

Задание 1. Выбрать тему научных исследований, определить цель и задачи, наметить план работы.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите правила написания статьи, доклада.

2. Как правильно оформить иллюстрации к докладу?

 

 

Практическое занятие 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.