Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От составителя






Основы теории коммуникации

Планы семинарских занятий

 

Согласовано

Декан факультета лингвистики и перевода

______________ Л.А. Нефедова

«____»2005 г.

 

Челябинск 2005

 

Одобрено учебно-методической комиссией факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета.

 

 

Предназначается для студентов второго курса очного отделения факультета лингвистики и перевода.

 

Составитель преподаватель кафедры теории и практики перевода О.В. Шефер

 

 

Рецензент канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики английского языка Л.В. Житникова

 

 

От составителя

Всестороннее изучение человеческого общения в самых различных его проявлениях – от межличностного до средств массовой информации, позволяет выделить эту уникальную область научных исследований в отдельную академическую дисциплину. В рамках данного курса проблема коммуникации рассматривается на разных уровнях: общетеоретическом, методологическом, терминологическом, культурологическом. Многие дисциплины попадают в поле зрения данной отрасли научного знания: философия, лингвистика, психология, культурология, социология и политология, что свидетельствует о необходимости системного подхода в изучении «Основ теории коммуникации».

 

Семинарское занятие 1

Деловая коммуникация (2 часа)

 

1. Деловая коммуникация и её особенности, виды распростра -

нения информации.

2. Деловая беседа (виды и структура).

3. Деловое совещание (виды и цели).

4. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуни -

кации.

 

Основная литература:

1. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 500 - 508.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова.

М., 2001. С.149 -176.

3. Тренёв Н.Н. Основы делового общения // Менеджмент в

России и за рубежом. М., 2000. №5. С. 24 - 42.

 

Дополнительная литература:

1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под

ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000.

2. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам: (Практические реко -

мендации по ведению деловых бесед и переговоров). М., 1988.

3. Аллан Пиз. Язык телодвижений: Как читать мысли других по

их жестам. СПб., 1997. С. 208 - 218.

 

Семинарское занятие 2

 

Рекламная коммуникация (2 часа)

 

1. Реклама: понятие и функции, цели и виды.

2. Рекламные средства и их классификация.

 

_______________________________________________________

* Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

 

3. Рекламный текст (сообщение) и его свойства. Виды реклам -

ных текстов. Коммуникативная функция рекламных текстов.

4. Маркетинговые коммуникации.

 

Основная литература:

1. * Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.

Практика и рекомендации. М., 1994. С.10 - 11, 20 - 24, 41 - 45,

55 - 69.

2. * Денисон Делл, Линда: Учеб. по рекламе: как стать извест -

ным, не тратя денег на рекламу. Минск, 1996. С. 70 - 83,

100 - 102.

3. * Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новоси -

бирск, 2002. С.5 - 23, 65 - 102.

4. * Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и рос -

сийские традиции. М., 1996. С. 23 - 24, 58 - 61, 73 - 83,

159 - 163.

5. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 508 - 511.

6. * Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная

деятельность. М., 1998. С. 7 - 11, 38 - 47, 69 - 75, 101 - 112.

141 - 143, 188 - 196, 200 - 207, 213.

 

Дополнительная литература:

1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.

2. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

3. Реклама от «А» до «Я»: Слов. терминов. Казань, 1992.

Семинарское занятие 3

Вербальная коммуникация (2 часа)

 

1. Речь как способ передачи информации:

а) речевая коммуникация и её модель;

б) формы и типы речевой коммуникации;

в) особенности речевой коммуникации (нравственность речи,

позиция слушающего, сознательное / бессознательное и

ложь);

г) три типа приема и передачи информации.

2. Целевые установки речи и их классификация:

а) ритуальная речь;

б) провокационная речь;

в) императивная речь;

г) убеждающая речь.

3. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Этика речевого общения.

4. Жанры вербальной коммуникации (беседа, разговор, рассказ, история, письмо, записка, дневник).

 

Основная литература:

1. *Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуни - кации. М., 1987. С. 6 - 16.

2. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму - никации. М., 1998. С.10 - 104.

3. *Виноградов С.И. Культура русской речи. М., 1998. С. 58 - 72, 83 - 93.

4. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 184 - 205.

5. *Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001. С. 20 – 26.

 

Дополнительная литература:

1. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

 

Семинарское занятие 4

 

Невербальная коммуникация (4 часа)

 

1. Невербальные средства коммуникации:

а) мимика;

б) жесты;

в) позы;

г) темп речи;

д) дикция;

е) интонация;

ж) азбука Морзе.

2. ”Body Language”- язык телодвижений.

3. Кинестика, проксемика, паралингвистика и другие науки, изучающие невербальную коммуникацию.

4. Роль невербальной коммуникации в процессе межкультурно-

го общения.

 

Основная литература:

1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. СПб., 1997. С. 11 - 30, 78 - 98.

2. *Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996.

С. 83 - 117, 134 - 137.

4. *Джулиус Фаст. Язык тела. Ростов н / Д., 1997.

5. *Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой комму -никации. М., 1998. С. 436 - 469.

6. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. С. 41 - 43, 62 - 76, 156 - 168, 430 - 434.

7. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000. С. 230 - 235.

8. *Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 295 - 334.

 

Семинарское занятие 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.