Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования русского литературного языка






Х – XI вв. – формирование древнерусского письменного языка на базе киевского койне; две разновидности литературного языка – книжно-славянская (церк.-слав.) и народно-литературная (древнерусская)

ХII – XIV вв. – локальное дробление письменного языка, сближение с диалектами – новгородским, псковским, смоленским, полоцким, владимиро-суздальским, галицким, волынским, черниговским.

XIV – XVII вв. – формирование письменного языка на базе московского говора

XVIII вв. – становление норм литературного языка, борьба течений – народно-разговорного, церковно-книжного и западноевропейского.

XIX вв. – установление нормы на базе народно-разговорной речи (московское городское просторечие)

Конец XIX - начало XX в. – закрепление и совершенствование норм литературного языка, установление образцового «московского произношения»

XX в. – XXI вв. – расширение социальной базы, изменение базы стандарта, расширений функций.

ХХ в. 20-30 гг. – смешение, активное проникновение просторечных, диалектных, профессиональных черт в литературный язык;

30-40-е гг. – становление и стабилизация новых норм;

50-60-е гг. – установление (кодификация) строгой литературной нормы;

60-70-е гг. – профессионализация речи, активное развитие неологии, поток иноязычных заимствований;

70-80-е гг. демократизация литературной нормы, шкала допустимостей, функциональная дифференциация, стилистическое развитие литературного языка;

85-95-е гг. – расширение границ норм в конце ХХ столетия. Динамизм современной языковой ситуации. Новые концепции словарей, изменение стилистических помет в словарях.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учебник для вузов/ В.И. Беликов, Л.П. Крысин. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв.ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев.—М.: 2000.

3. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: Учеб. пособие/ Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П.Шубы.—Мн.: «ТетраСистемс», 2001

4. Стилистический энциклопедический словарь/ Под ред. М.Н. Кожиной. – М. М.: Флинта: Наука, 2003.

Дополнительная

1.Введенская Л.А., Червинский П.П. Теории и практика русской речи \ Новые темы в программах для школы и вуза/ Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

2. Грачев М.А. От Ваньки Каина до мафии: Прошлое и настоящее уголовного жаргона. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2005.

3. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка: Учебник/ О.А. Лаптева. – М.: Высш. шк., 2003.

Вопросы и задания

1. Назовите отличительные признаки литературного языка в сопоставлении с языком общенародным (койне)?

2. Чем обусловлено появление функционального стиля в языке? При каких условиях можно говорить об оформленном стиле? Теле- и радиоречь – особый стиль или формы стиля?

3. Почему считается, что история литературного языка начинается с XI в.? В чем отличие литературного языка XI в. от языка XIX - XX вв.? Какой смысл вкладывается в понятие «литературный» независимо от времени и периода его существования?

4. Чем объяснить сохранение в современном литературном языке форм нельзя, нелепость, негодовать, ненависть, негодяй, нехлюй, недоумевать, нехристь, невеста, нетопырь, в то время как парные их соответствия льзя, лепота, годовать и др. исчезли?

5. Распределите слова по группам (диалектное, жаргонное, просторечное, вульгарное, сленговое, блатное): застукать (застать), врубиться (понять); нахапать (нахватать), слямзить (украсть), втюриться (влюбиться), болобонить (бормотать), елозить (ерзать), шкет (мальчишка), шнобель (нос), махаться (драться), харя (физиономия), шалман (притон), лабать (играть на музыкальном инструменте), жмурик (покойник), дpыхнуть (спать), тяма (умение, понимание), пахан (старший), кореш (приятель).

Каков принцип отбора? Каковы признаки каждой группы?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.