Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводная часть






 

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель изучения дисциплины: 1) сформировать у обучающихся компетенции, предусмотренные ФГОС ВО; 2) сформировать целостное представление об обществе, закономерностях его функционирования и развития как социальной системы; 3) познакомить с основными специальными социологическими теориями; 4) раскрыть социологические проблемы социальной политики; 5) подготовить студента к практическому анализу конкретных социальных ситуаций.

В процессе обучения студенты должны уметь адаптировать полученные знания и навыки к конкретным условиям функционирования и целям деятельности организаций (предприятий), органов государственного и муниципального управления.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

- дать студенту системное видение социальных явлений, процессов, проблем;

- помочь освоить специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии в анализе типичных проблемных социальных ситуаций;

- познакомить с особенностями работы социологических центров и служб.

 

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Социология» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.05.02 (036401.65) Таможенное дело (квалификация – специалист).

Дисциплина базируется на знании предметов: «Обществознание» (общеобразовательная школьная программа), «Отечественная история», изучаемом на 1-м курсе.

Освоение дисциплины «Социология», как предшествующей дисциплины поможет в усвоении «Философии», «Менеджмента. Знание социологии необходимо для прохождения учебной и производственной практики, написания курсовых и дипломной работ.

В соответствии с ОП подготовки по специальности «Таможенное дело» изучение дисциплины «Социология» проходит и завершается зачетом на 1курсе во 2 семестре.

Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Коды компетенции (по ФГОС ВПО) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС ВПО Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень Знать: -свои достоинства и недостатки - пути и средства развития достоинств и устранения недостатков Уметь: -критически оценивать свои действия Владеть: - приемами развития достоинств и устранения недостатков
ОК-2 Способность проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей Знать: - методы управленческих решений Уметь: - оценивать сложившуюся ситуацию - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях Владеть: - приемами выхода из сложившейся ситуации
ОК-5 Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности     Знать: - методы анализа социальных процессов Уметь: - выделить наиболее значимые проблемы и процессы Владеть: - методикой анализа социальных процессов

 

 

Структура содержание программы

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Таблица 2.1 – Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Форма обучения Очная Заочная  
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/часы 2/72 2/72
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий), всего    
Аудиторная работа по учебному плану (всего):    
в том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Лабораторные работы - -
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
Вид промежуточной аттестации обучающегося-зачет -  
Семестр обучения    

 

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Таблица 2.2.1.1 – Темы дисциплины, виды, объём занятий для очной формы обучения

№ темы Название темы Семестр Объём в часах по видам учебной работы
Всего Л ПЗ СРС
  Социология как наука       -  
  Становление и развитие социологии          
  Социальные системы          
  Социальные процессы          
  Социология пола и возраста          
  Социология брака и семьи          
  Экономическая социология          
  Социология менеджмента       -  
  Методы сбора и анализа социологической информации          
Итого          

(Л – лекции, ПЗ – практические занятия, СРС - самостоятельная работа студентов)

 

Таблица 2.2.1.2 – Темы дисциплины, виды, объём занятий для заочной формы обучения

№ темы Название темы Семестр Объём в часах по видам учебной работы
Всего Л ПЗ СРС К
  Социология как наука     0, 5 - 5, 1 0, 4
  Становление и развитие социологии     0, 5 - 7, 1 0, 4
  Социальные системы         5, 6 0, 4
  Социальные процессы         5, 6 0, 4
  Социология пола и возраста     - - 9, 6 0, 4
  Социология брака и семьи     - - 5, 6 0, 4
  Экономическая социология     - - 7, 6 0, 4
  Социология менеджмента     - - 5, 6 0, 4
  Методы сбора и анализа социологической информации       - 10, 2 0, 8
Итого            

 

(Л – лекции, ПЗ – практические занятия, СРС - самостоятельная работа студентов, К – контроль)

 

Таблица 2.2.2 – Темы лекций, их содержание, трудоемкость

 

Тема лекции Содержание Кол-во часов
1. Социология как наука 1. Объект и предмет социологии. 2. Социология в системе социальных наук. Институционализация социологии. 3. Структура и уровни социологического знания. 4 Функции социологии. 2 (0, 5)
2. Становление и развитие социологии 1. Социально-философские предпосылки развития социологии как науки. 2. Динамика социальных изменений в Х1Х веке и требование их “позитивного” объяснения. 3. Зарождение и развитие социологии как самостоятельной науки. 4. Этапы развития мировой социологии. 5. особенности развития социологии в России. 2 (0, 5)
3. Социальные системы 1. Общество как социальная система. 2. Социальная стратификация. 3. Социальный институт: становление, развитие, функции. 4. Социальные организации. Их основные характеристики и функции. 5. Понятие социальной группы в системе социологического знания. Видовая классификация социальных групп. 2 (1)
4. Социальные процессы 1. Сущность, типы и формы социальной мобильности. 2. Проблемы и факторы социальной мобильности. 3. Процессы глобализации. 4. Личность как социальный тип. Сущность социализации. 2 (1)
5. Социология пола и возраста 1. Половозрастная структура населения исследуемой территории. 2. Гендерная социология. Объект и предмет исследования. 3. Характеристика различных возрастных групп. 4. Молодежь как особая социально-демографическая группа. 5. Социальные проблемы молодежи. 6.Особенности исследования средней и старшей возрастных групп.  
6. Социология брака и семьи 1. Предмет и задачи социологии брака и семьи. 2. Виды семей. 3. Функции семьи. 4. Состояние и тенденции развития семейно-брачных отношений в России и за рубежом.  
7. Экономическая социология 1. Объект, предмет, категории экономической социологии. 2. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. 3. Экономическое поведение в разных экономических системах: либеральной рыночной экономике, плановой экономике, социально ориентированной рыночной экономике. Критерии продвижения в советскую и рыночную эпоху. 4. Собственность как социальный институт. Его характерные черты. 5. Отношение к труду. Рынок труда.  
8. Социология менеджмента 1. Предмет социологии менеджмента. 2. Подходы к анализу системы управления: технический, политический, критический. 3. Бюрократический и органический типы управления. 4. Влияние различных стилей управления на сплоченность коллектива, производительность труда, удовлетворенность работой. 5. Управление адаптацией, карьерой, текучестью кадров.  
9. Методы сбора и анализа социологической информации 1. Методология и методика социологического исследования. 2. Виды и этапы социологического исследования. 3. Программа как проект исследования. Ее составляющие элементы. 4. Методы сбора информации. 5. Опрос как универсальный метод сбора первичной социальной информации. 6. Понятие выборочной и генеральной совокупностей. Репрезентативность выборки. 7. Анализ информации. 8. Выводы и рекомендации. 2 (1)
  Итого 18 (4)

 

 

Таблица 2.2.3 — Состав и объем практического занятия/семинара

 

Номер ПЗ/семинара Номер темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Кол-во часов
    Развитие науки “Социология: 1. Предпосылки возникновения и классический период развития социологии. 2. Социологическая мысль России в конце Х1Х – начале ХХ века. 3. Современный период развития социологии. Цель – закрепление знаний по теме занятия. Занятие проводится в форме устного опроса, обсуждения, дискуссионных вопросов темы занятия, сообщений  
    Проведение социологического исследования: 1. Эмпирический базис социологической науки. 2. Методы сбора информации. 3. Обработка социологической информации Знакомство с этапами проведения исследования. Разбор конкретной ситуации. Выдача задания на проведение конкретного социологического исследования.  
    Социальные системы: 1. Понятие общества. 2. Понятие социального института. 3. Виды социальных институтов. 4. Структура общества. Цель – закрепление знаний по теме занятия. Занятие проводится в форме устного опроса, обсуждения, дискуссионных вопросов темы занятия, сообщений 2 (1)
    Социология молодежи: 1. Молодежь как объект познания. 2. Особенности молодежного возраста. 3. Социальные проблемы молодежи.   Цель – расширение знаний по теме занятия. Занятие проводится в форме устного опроса, обсуждения, дискуссионных вопросов темы занятия, сообщений 2 (1)
    Социология брака и семьи: 1. Особенности современного брака. 2. Эволюция семьи. 3. Семья и дети в жизненных установках россиян. 4. Социальное самочувствие семьи. Цель – закрепление знаний по теме занятия. Занятие проводится в форме устного опроса, обсуждения, дискуссионных вопросов темы занятия, сообщений  
  7, 8 Экономическая социология: 1. Объект и предмет экономической социологии. 2. Особенности современного рынка труда. 3. Профессиональное образование и рынок труда 4. Экономическое поведение. Цель – закрепление знаний по теме занятия. Занятие проводится в форме устного опроса, обсуждения, дискуссионных вопросов темы занятия, сообщений  
    Представление исследовательских работ студентами: Представление и обсуждение творческих работ студентов. Цель – закрепление знаний по теме занятия.    
Итого 18 (2)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.