Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная тематика рефератов. 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры






 

1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры

2. Динамика науки как процесс порождения и накопления знаний

3. Естественнонаучный эксперимент и техническое творчество

4. Любые темы по истории науки и специальности

5. Естествознание и техническое знание

6. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке

7. Развитие науки в советский период

8. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени

9. Наука и техника на рубеже XX и XXI веков, их роль в возникновении и решении глобальных проблем человечества

10. Атомизм в античности, в Новое время и в современном понимании

11. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки

12. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса

13. Научные знания Древнего мира и Античности (до V в. н.э.)

14. Научные знания в Средние века (V—XIV вв.)

15. Возникновение взаимосвязей между наукой и культурой. Научные знания эпохи Возрождения (XV—XVI вв.)

16. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время

17. Научная революция XVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике

18. Этап формирования взаимосвязей: между культурой и экспериментальным естествознанием (XVIII — первая половина XIX в.)

19. Специфика социокультурного знания

20. Философские проблемы социокультурной деятельности

21. Философские вопросы культуры

22. Научно-техническое творчество

23. Культура и техника

24. Междисциплинарные связи в современной науке

25. Становление информационно-технической цивилизации

26. Проблемы самоорганизации в современной картине мира

27. Концепция системного метода

28. Информатика и социальное управление

29. Наука и культура в техногенном мире

30. Модели роста научного знания. Теория парадигм Т. Куна

31. Модели развития науки

32. Влияние Интернета на развитие современного российского общества

33. Становление науки нового времени

34. Концепция постиндустриального общества Д. Белла

35. Современные космологические концепции

36. Становление инновационной деятельности как науки

37. Ценности современной науки

38. Элементы научных знаний в язычестве

И другие по выбору и предложениям c согласия преподавателя.


8. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения

дисциплины

 

8.1. Контроль результатов обучения

Формируемые компетенции в соответствии с ООП Формы
ОК-1, 2 Ответ на вопрос в ходе практического занятия; коллоквиум во время проведения конференц-недели; зачет
ПК-5 Выполнение контрольной работы; в ходе практического занятия; коллоквиум во время проведения конференц-недели; зачет
ПК-13 Решение проблемы в ходе практического занятия; коллоквиум во время проведения конференц-недели; зачет

 

Контроль и оценка приобретаемых студентами знаний, умений и компетенций осуществляются различными способами. Из них применяются следующие:

1. Ответ на вопрос – дает возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения им теоретических и фактических знаний на уровне знакомства.

2. Выполнение контрольной работы позволяет оценивать приобретенные студентами практические умения на репродуктивном уровне (деятельность на основе известных алгоритмов - функционирование).

3. Решение задачи – дает возможность оценивать приобретенные студентами когнитивные умения на продуктивном уровне (деятельность на основе неизвестных алгоритмов - развитие).

4. Решение проблемы – позволяет оценивать приобретенные студентами профессиональные и универсальные (личностные) компетенции.

5. Коллоквиум – форма проверки и оценивания знаний учащихся представляет собой мини-экзамен, проводимый вовремя конференц-недели и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся.

6. Зачет.

 

Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний студентов по изучаемому предмету, но, что не менее важно, установить склонность студентов к научно-исследовательской работе. Рефераты могут быть представлены на конкурс НИРС университета или для участия в студенческих конференциях.

 

Тематика рефератов:

 

1. Внешние предпосылки формирования мирового образовательного пространства (МОП).

2. Общая характеристика социокультурного пространства

3. Модернизационные процессы в системе высшего образования России.

4. Интернационализация как тенденция развития высшего образования и интегративные процессы в МОП.

5. Новые технологии в развитии МОП.

6. Роль инновационных технологий в развитии МОП.

7. Лингвистический фактор и его роль в формировании МОП.

8. Глобализационные процессы и их влияние на систему высшего образования России.

9. Образовательное пространство как сфера социальной работы.

10. Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов.

11. Модернизация высшего образования России XXI века.

12. Новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как основа модернизации социального образования.

13. Проблемы интеграции системы высшего образования России в МОП.

14. Прогностическая модель социального образования.

15. Совершенствование концептуальной модели образования на основе инновационных технологий образования.

 

8. 2. Контроль самостоятельной работы (СРС)

 

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.

- вынесение студентом на обсуждение в ходе практического занятия дискуссионных вопросов теоретического курса дисциплины;

- проверка освоения вопросов, вынесенных на самостоятельное рассмотрение в ходе коллоквиума во время проведения конференц-недели;

- обсуждение реферата в ходе практического занятия;

- устный опрос в ходе практического занятия по вопросам, вынесенным для самостоятельного изучения.

 

8.3. Организация текущего, промежуточного и итогового контроля и оценивания.

Примерная тематика эссе

 

1. Моделирование в науке и педагогике. Ограниченность модельных представлений.

2. Обоснование категориально-понятийного аппарата науки.

3. Проблема согласования и выбора научных теорий, концепций, идей.

4. Основные способы организации научного знания.

5. Научная теория как форма представления научного знания.

6. Циклы развития науки (Т.Кун).

7. Понятие парадигмы.

8. Роль идеи в научном поиске.

9. Критерии достоверности научного знания.

10. Способы проверки достоверности научной информации.

11. Роль эксперимента в получении научного знания.

12. Разновидности научных методов.

13. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования

14. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов.

15. Ответственность ученого за результат исследовательской работы.

16. Научная проблема становления человека как субъекта образования.

17. Человек как цель образования.

18. Проблема интеграции междисциплинарных знаний.

19. Взаимопроникновение наук в современных условиях.

20. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.

 

Примерные зачетные тестовые задания.

1. Что является главной целью науки:

А) получение знаний о реальности

Б) развитие техники

В) совершенствование нравственности

2. Всегда ли истинное знание является научным? (Да или Нет)

3. Предполагает ли определение «ненаучный» негативную оценку? (Да или Нет)

4. Всегда ли научное знание является истинным? (Да или Нет)

5. Является ли систематизированность характерным признаком научного знания? (Да или Нет)

6. Является ли стремление к обоснованности, доказательности знания критерием научности? (Да или Нет)

7. Является ли научное знание интерсубъективным? (Да или Нет)

8. Применяются ли в науке приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни? (Да или Нет)

9. Как называется метод получения эмпирического знания, при котором главное не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность:

А) эксперимент

Б) наблюдение

В) измерение

10. Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:

А) измерение

Б) эксперимент

С) наблюдение

11. Появляются ли теории как прямое обобщение эмпирических фактов? (Да или Нет)

12. Обращаются ли ученые в своей деятельности к философии? (Да или Нет)

13. Зависит ли прогресс научного познания от используемых наукой средств? (Да или Нет)

14. Одинаковы ли методы и средства, используемые в разных науках? (Да или Нет)

15. Описывает ли теория непосредственно окружающую действительность? (Да или Нет)

16. Как называются научные теории, которые оперируют наиболее абстрактными идеальными объектами:

А) фундаментальные Б) теории конкретных явлений С) общенаучные

17. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания. Какой это уровень:

А) философский

Б) интерпретации

С) понимания

18. Могут ли философские основания науки быть предметом научных споров? (Да или Нет)

19. Можно ли эмпирическими данными установить истинность универсального обобщающего суждения (Да или Нет)

20. Являются ли теоретические построения науки по своей сути гипотезами? (Да или Нет)

21. Является ли степень подтверждения фактами гипотезы или теории основанием для ее принятия или отвержения? (Да или Нет)

22. Имеют ли процедуры подтверждения и опровержения гипотезы одинаковый познавательный статус? (Да или Нет)

23. Что является главным источником развития науки?

А) взаимодействие теории и эмпирических данных

Б) конкуренцией теорий, исследовательских программ

24. Каков статус истинности в научном познании:

А) истинность является центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности

Б) истинность является необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки?

25. Возможно ли открытие новых явлений путем теоретических исследований? (Да или Нет)

26. Может ли эмпирическое исследование начаться без определенной теоретической установки? (Да или Нет)

27. Сводятся ли задачи науки к сбору фактического материала? (Да или Нет)

28. Назвать основные предпосылки принципа «Образование через всю жизнь»

29. Назвать показатели качества образования

30. Объяснить значение термина «нострификация».

 

 

Примерный перечень проверочных вопросов к экзамену

1. Основные этапы становления и развития философии науки к. XIX – XX в. Позитивизм и неопозитивизм.

2. Основные представители и концепции постпозитивистского этапа философии науки.

3. Основные проблемы философии науки XX в.

4. Наука в системе мировоззренческого знания

5. Классификация научного знания

6. Становление первых форм европейской теоретической науки в античности и средневековье

7. Постановка и развитие в рамках теологического знания проблем математики, физики, астрономии, медицины в арабской философии и науке V - XII вв.

8. Классический этап развития науки. Классическая механика Г. Галилея и И. Ньютона. Механистическая картина мира.

9. Неклассический этап развития научного познания, квантовая теория, теория относительности.

10. Постнеклассический этап развития науки. Синергетическая парадигма, глобальный эволюционизм, направление искусственного интеллекта.

11. Изменение философских и естественнонаучных представлений о материи в истории философии и науки.

12. Классическое, неклассическое и постнеклассическое понимание энергии и информации, их взаимосвязь.

13. Изменение представлений о пространстве и времени в ходе развития научного познания.

14. Современные научные представления об эволюции форм отражения. Эволюционная эпистемология

15. Язык как средство построения и развития науки в контексте аналитической философии XX в.

16. Научные традиции и научные революции. Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна

17. Познание как операциональный процесс. Соотношение субъекта и объекта научно- познавательной деятельности, проблема истины и ее критериев

18. Концепция несоизмеримости научных теорий П. Фейерабенда.

19. Типология рациональности

20. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания

21. Формы конкретно-чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), их характеристика, представители сенсуализма.

22. Концепция личностного, неявного знания М. Полани.

23. Формы абстрактно-логического познания (понятия, суждения, умозаключения), их характеристика, представители рационализма.

24. Концепция «критического рационализма» К. Поппера и И. Лакатоса.

25. Основные методы эмпирического познания, их виды, формы, роль в научном познании.

26. Теоретическое познание, его основные формы, роль в процессе познания.

27. Методология современного научного познания.

28. Антропологические и ценностные предпосылки и основания научного познания

29. Место науки как социального института в структуре общественного бытия.

30. Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного информационного, сетевого общества, системы образования и воспитания.

31. Актуальные проблемы глобалистики, этические проблемы науки к. XX-н. XXI в.

32. Философское понимание содержания, методов и смысла образования.

33. Философия деятельности.

34. «Философия для детей».

35. Педагогика ненасилия.

36. Философские проблемы педагогики и образования к. XX в. - h.XXI в. в контексте новых информационных технологий.

 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.