Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения по обеспечению безопасности труда в организационно-технологической






ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС И ДР.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ

Общие положения

Состав и содержание проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) установлены по СНиП 3.01.01.85* [22].

В данном разделе пособия рассматриваются только те решения, кото­рые связаны с обеспечением безопасности труда при использовании кранов и подъемников.

Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ со­гласно ст. 2.18.8 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузо­подъемных кранов» Госгортехнадзора России [15].

Исходными материалами для разработки проекта производства работ должны служить:

• техническое задание на разработку проектно-технологической до­кументации;

• согласованный проект организации строительства;

• техническое заключение о грунтах;

• генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;

• необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;

• материалы и результаты технического обследования действующих, предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;

• требования к выполнению строительных, монтажных и специаль­ных строительных работ в условиях действующего производства.

Согласно ст. 9.5.18 «Правил...» Госгортехнадзора России [15] строи­тельно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ, в котором предусматриваются:

• соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовысотные характеристики крана);

• схема установки и безопасной привязки кранов;

• обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешехо­дов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строе­ниям и местам складирования строительных конструкций, деталей и материалов;

 

• условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

• условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на
параллельных путях;

• перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графи­ческое изображение (схема) строповки грузов;

• места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. д.;

• мероприятия по безопасному производству работ с учетом кон­кретных условий на участке, где установлен кран (ограждение
строительной площадки, монтажной зоны и т. п.).

Проект производства работ утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации, а по производству монтажных и спе­циальных работ — руководителем соответствующей субподрядной органи­зации по согласованию с генподрядной строительно-монтажной организа­цией. Утверждающие ППР лица должны быть аттестованы согласно требований ст. 9.4.2. «Правил...» Госгортехнадзора России [15]. Проекты производства работ по реконструкции, расширению и техническому пере­вооружению действующего предприятия, здания, сооружения должны быть согласованы и с руководителем или ответственным представителем этого предприятия.

Проекты производства работ с использованием грузоподъемных кра­нов согласовываются с владельцами кранов.

Согласно СНиП 12-03-2001 [9] опасные зоны, связанные с применени­ем грузоподъемных машин, и решения, предусматривающие защиту от воз­никновения опасных зон в местах возможного нахождения людей, опреде­ляются в проекте организации строительства (ПОС).

Отступления от решений ПОС при разработке ППР не допускаются без согласования организации, разработавшей ПОС.

Проект производства работ должен быть передан на строительную площадку до начала выполнения тех работ, на которые он разработан (п. 3.9 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») [22].

Чертежи проектов производства работ рекомендуется выполнять в масштабе 1: 50 — 1: 200, а отдельные детали в масштабе 1: 10 — 1: 20, строй-генплан в масштабе 1: 500.

Проекты производства работ и технологические карты на строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы с использованием грузо­подъемных кранов должны разрабатываться специализированными органи­зациями.

Проекты производства работ и технологические карты должны разраба­тываться лицами, аттестованными согласно требований ст. 9.5.18 «Правил...» Госгортехнадзора России [15] и имеющими соответствующие удостоверения. Проекты производства работ с использованием грузоподъемных кранов согла­совываются с владельцами кранов.

 

 

4.2. Стройгенплан

Для башенных кранов показывают крайние стоянки и стоянки кранов в нерабочем состоянии (рис.4.1 -4.3).

При совместной работе нескольких кранов на объекте (в том числе ба­шенных, находящихся на одних или разных рельсовых крановых путях) или кранов с другими механизмами для производства строительно-монтажных работ для обеспечения совместной безопасной их работы определяются промежуточные стоянки. Промежуточные дополнительные стоянки показывают также при рабо­те кранов (когда это требуется) с предельными массами грузов, на предель­ных вылетах и в стесненных условиях.

Привязка крайних стоянок башенного крана производится к тупиковым упорам или концам рельсов, промежуточных стоянок кранов — к осям здания.

 

Рис. 4.1. Определение границ зон при работе башенный кранов: / — ограждение строительной площадки; 2 —-граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 —^ границы зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конст­рукций; 4 — граница зоны обслуживания краном; 5 — башенный кран

 

 

Рис, 4.2. Определение границ зон при работе стрелового крана: .1 — ограждение строительной площадки; 2 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 — границы зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конст­рукций на одной стоянке; 4 — то же, с учетом всех стоянок; 5 — стреловой кран

 

 

Для стреловых кранов, как правило, показываются все стоянки. При равных расстояниях между стоянками стреловых кранов может показываться шаг стоянок между начальной и конечной; при последова­тельном выполнении однотипных работ — между начальной и конечной стоянками — ось движения крана, на которой кран может устанавливаться в любом месте (рис.4.2).

Стоянки крана обязательно показываются при выполнении работ в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов ЛЭП, при выполне­нии других работ повышенной опасности, производстве работ с предельными по грузоподъемности массами грузов.

Для котлованов, траншей и других выемок, имеющих откосы или без откосов, должно предусматриваться сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78 [26].

Привязка кранов, подъемников и рельсовых крановых путей произво­дится к осям здания (сооружения), а при реконструкции — к наружным поверхностям стен (рис.3.21).

Ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контроли­руемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1, 3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями, а при расстоянии более 2 м — сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям ГОСТ 12.4.059-89[25]; проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего прохода менее 0, 7 м.

Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0, 6 м, а высота таких проходов в свету — не менее 1, 8 м. На стройгенплане показывают зону складирования материалов и кон­струкций с указанием размеров и площади зоны, а также места хранения грузозахватных приспособлений и тары (рис.4.1).

Для стреловых кранов места хранения грузозахватных приспособлений и тары показывают на фрагменте одной стоянки крана.

Стенды со схемами строповок и таблицей масс грузов должны предусмат­риваться в зоне разгрузки автотранспорта и на площадках складирования.

Для стреловых кранов место установки такого стенда показывают на фрагменте одной стоянки крана.

Количество стендов принимается в зависимости от количества разгрузочных площадок — в среднем один стенд на одну площадку.

При необходимости кантовки на стройгенплане должна предусматри­ваться специально оборудованная площадка или соответствующее обору­дование для кантовки.

Передвижные вагончики или отдельные блок-контейнеры, используе­мые для административно-бытовых помещений, устанавливаются группами

При разработке стройгенплана необходимо учитывать требуемые размеры проезда для завоза крана на площадку или с площадки и пло­щади для монтажа и демонтажа крана. Временные дороги должны обес­печивать свободный проезд других строительных механизмов и пожар­ных машин ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе и временным), местам открытого хранения строительных мате­риалов, конструкций и оборудования.

Вдоль зданий шириной до 18 м устраивается проезд с одной стороны, более 18 м проезды должны быть с двух сторон, а шириной более 100 м — со всех сторон здания. Проезды должны иметь покрытие, пригодное для движения пожарных автомобилей в любое время года [38].

При наличии тупиковых дорог должно быть предусмотрено устройство разворотных площадок размером не менее 12 х 12 м или петель.

На территории строительства площадью 5 га и более должно быть предусмотрено не менее двух въездов с противоположных сторон.

Ширина ворот на въездах на строительную площадку должна быть не менее 4 м.

У въездов на строительную площадку должен устанавливаться инфор­мационный стенд пожарной защиты с нанесенными строящимися и вспомо­гательными зданиями и сооружениями, схемой движения транспорта, ме­стонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи.

На строительной площадке у выезда должно оборудоваться место очистки и мойки колес машин от грязи.

В местах пересечения временных дорог и пешеходных дорожек с опас­ными зонами необходимо устанавливать дорожные знаки и знаки безопас­ности.

В необходимых случаях для регулировки движения транспорта и рабо­ты крана специально назначаются сигнальщики.

На дорогах должна предусматриваться установка знаков, ограничи­вающих скорость движения транспорта.

На стройгенплане показывают место стоянки транспорта под разгруз­кой и разрабатывают схему движения транспорта с расстановкой дорожных знаков, регламентирующих порядок движения транспортных средств в со­ответствии с «Правилами дорожного движения» (рис.4.3).

Скорость движения автотранспорта на стройплощадке вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч — на поворотах.

Место нахождения контрольных грузов башенных кранов для минималь­ного и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути.

Положение контрольных грузов на строительной площадке должно соот­ветствовать наибольшей грузоподъемности крана и/или наибольшему грузово­му моменту. Если кран имеет постоянную грузоподъемность или перемещает

только грузы с минимальной грузоподъемностью, на строительной площадке может быть один контрольный груз для максимального вылета.

При установке на один рельсовый путь нескольких кранов контроль­ные грузы с максимальной массой могут находиться внутри рельсовых кра­новых путей в промежутке между тупиковыми упорами двух кранов. При этом расстояние от тупикового упора до контрольного груза должно быть не менее 1 м. При кранах с одинаковой грузоподъемностью у пары кранов могут быть общие контрольные грузы.

На стройгенплане показывают схему движения работающих людей на стройплощадке, пешеходные дорожки, входы в здание и спуски в котлован.

Съезды в котлован или другие выемки выполняют с уклоном 0, 10, а в стесненных условиях — 0, 15. В случае если в котлован (или другую выем­ку) требуется заезд только стреловых кранов, уклон пандуса принимается с учетом максимального уклона, преодолеваемого краном в транспортном положении согласно паспорта крана.

Рабочие спускаются в котлован по лестницам щи специально устроен­ным для рабочих пандусам. Не допускается спуск в котлован по пандусам, где производится движение транспорта.

В случае совмещения на одном пандусе автодороги и пешеходной дорожки они должны быть разделены временным сигнальным ограждением или отбойным брусом. Входы в здание предусматриваются с торцов здания или противопо­ложной от крана стороны здания.

Шкаф электропитания крана, запирающийся на замок, устанавливается с наружной стороны ограждения кранового пути. К шкафу электропитания крана должен быть обеспечен свободный подход.

Линия электропитания от распределительного щита до грузоподъемно­го крана должна быть самостоятельной, присоединение к этой линии дру­гих потребителей запрещается.

При привязке башенных кранов необходимо учитывать размеры пло­щадок для монтажа и демонтажа кранов, а также расположение монтируе­мых и демонтируемых кранов относительно строящегося или рядом распо­ложенного здания (сооружения) или других препятствий.

Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие.

На стройгенплане показывают места установки знаков безопасности при ограничении зоны обслуживания, а также наносят расположение про­жекторных вышек и опор наружного освещения {рис. 4.4, 4.5).

К площадкам укрупнительной сборки конструкций предъявляются та­кие же требования, как и к площадкам складирования материалов и конст­рукций. Кроме того, в зависимости от вида укрупняемых конструкций площадки должны иметь стеллажи, оборудование и приспособления для укрупнения и кантовки конструкций.

  Огр аждение с козырьком строительной площадки \

Временные административно-бытовые помещения

 

Рис. 4.4. Строительный генеральный план для случая ограничения зоны обслуживания башенного или рельсового стрелового кранов (вар.1): 1 — граница зоны, опасной для нахождения людей время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 2 — граница зоны обслуживания краном; 3 — то же, на участке принудительного ограничения поворота стрелы — линия принудительного ограничения; 4 — то же, на участке условного ограничения зоны обслуживания линия условного ограничения; 5 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 6 — знак №2, запрещающий пронос груза; 7 — знак №1, предупреждающий об ограничен зоны обслуживания; 8 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания (сооружения); 9 — место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 10 — место сбора строительных отходов 11 — площадка для кантовки колонн; 12 — площадка для складирования материалов и конструкции А - величина тормозного пути поворота стрелы плюс 0, 5 м (в ППР принимается 3, 0 м); а — принудительного ограничения поворота стрелы; а1 — угол привязки ограничения к оси рельсового пути; X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза; Lгp — наибольший габарит груз

 

 

 

Рис.4.5. Строительный генеральный план для случая ограничения зоны обслуживания башенного или рельсового стрелового кранов (вар.2): 1 — граница зоны обслуживания краном; 2 — граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 — линия условного ограничения зоны обслуживания краном; 4 — линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; А — величина тормозного пути плюс 0, 5 м — в ППР принимается равным 3, 0 м; 5 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания (сооружения); б — площадка для приема раствора и бетонной смеси; L — наибольший габарит перемещаемо­го груза; X — минимальное расстояние отлета груза при его падении

При небольшом объеме работ площадка укрупнительной сборки может находиться в зоне работы крана (кранов), с помощью которого (которых) воз­водится здание (сооружение). При больших объемах работ укрупнительная сборка конструкций производится на отдельной площадке с самостоятельными (не связанными с производством строительно-монтажных работ) кранами, не­обходимым оборудованием и временными сооружениями.

Первичные средства пожаротушения размещаются на строительной площадке и строящемся объекте, складах и в административно-бытовых помещениях в соответствии с требованиями «Правил пожарной безопасно­сти в Российской Федерации» [38].

Для уменьшения загрязнения окружающей среды строительные отхо­ды должны собираться на стройплощадке в контейнеры. Контейнеры со строительными отходами должны устанавливаться в отведенном для них месте и вывозиться за пределы строительной площадки. Место сбора строительных отходов должно показываться на стройгенплане.

Вблизи санитарно-бытовых помещений также устанавливаются кон­тейнеры для сбора мусора и пищевых отходов. На стройгенплане должна быть показана схема удаления мусора с этажей.

На стройгенплане показываются грузовые и грузопассажирские подъ­емники с их привязкой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.