Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Развитие логических УУД средствами предмета «Окружающий мир».

Практическое занятие 6.

 

Самостоятельная работа.

1. Изучите по учебникам психологии теорию вопроса – практикум по ТОРО, с. 31.

2.Познакомьтесь с работами В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, посвященных обозначенной проблеме. Составьте аннотированный список изученных вами работ.

Н. Ф. Талызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников» раскрывает психологические особенности детей младшего школьного возраста, показаны пути развития их познавательной активности.

В книге рассматриваются следующие вопросы:

- Общее понятие о познавательной деятельности.

- Виды познавательной деятельности.

- Закономерности процесса усвоения.

- Формирование познавательной деятельности.

- Методика формирования отдельных видов познавательной деятельности: методика работы с начальными логическими приемами мышления; формирование действий, входящих в умение учиться.

В. В. Давыдов «Теория развивающего обучения» - монография излагает фундаментальные понятия, лежащие в основе теории развивающего обучения (понятия деятельности, идеального и сознания, личности), логико-психологические основания различения эмпирического и теоретического мышления; освещены периоды психического развития детей; дает описание учебной деятельности школьников, осуществление которой способствует их психическому развитию; приведены историко-теоретические предпосылки развивающего обучения.

Часть первая. Фундаментальные понятия теории развивающего обучения

Глава I. Философско-психологические понятия теории развивающего обучения

1. Деятельность

2. Идеальное и сознание

3. Личность

Глава II. Типы мышления и виды обобщения

1. Различие рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического мышления

2. Особенности теоретического и эмпирического обобщения

Глава III. Проблемы психического развития детей

1. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребенка

2. Основные периоды психического развития ребенка

3. Происхождение и развитие личности в детском возрасте

Часть вторая. Психическое развитие школьников в учебной деятельности

Глава I. Теория учебной деятельности

1. Содержание и строение учебной деятельности

2. Формирование и развитие учебной деятельности

3. Формирование учебных действий

4. Усвоение теоретических знаний

5. Формирование и развитие субъекта учебной деятельности

6. Основные положения теории учебной деятельности

Глава II. Проблемы исследования учебной деятельности

 

1. Основные теории учения

2. Нерешенные проблемы теории учебной деятельности

Глава III. Построение учебных предметов

1. Связь теории учебной деятельности с построением учебных предметов

2. Особенности формирующего эксперимента

3. Экспериментальные учебные предметы

3. Русский язык

Глава IV. Развитие психики школьников, обучающихся по разным системам

1. Общие вопросы связи психического развития и обучения школьников

2. Развитие познавательных процессов

3. Развитие личности

4. О понятии развивающего обучения

Часть третья. Историко-теоретические основы развивающего обучения < BR> (результаты исследований школы Л.С. Выготского)

Глава I. Теория Л.С Выготского о психическом развитии человека

1. Исторические предпосылки культурно-исторической теории

2. Основные положения культурно-исторической теории

3. Проблема обобщения

Глава II. Проблемы детской и педагогической психологии в трудах А.Н. Леонтьева

Глава III. Достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии

Глава IV. Философское обоснование культурно-исторической теории в работах Э.В. Ильенкова

Глава V. Современное состояние научной школы Л.С. Выготского.

 

В. В. Давыдов «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на начальном обобщении» - книга содержит подробное изложение теоретической позиции автора по проблеме начального обучения. Материал служит обоснованием программы развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова), работа над которой предполагает специальную подготовку учителя.

Раскрывает суть следующих вопросов:

- О разных типах мышления и видах обобщения

- Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте

- Связь учебной деятельности с построением учебных предметов начальной школы.

 

3. Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Признаки, которые одинаковы у всех рассматриваемых предметов, это общие признаки. Признаки, которыми предметы отличаются друг от друга, – отличительные признаки.

Существенные признаки являются неотъемлемыми (неотделимыми) от определенного круга предметов. Они однозначно отличают эти предметы от каких-либо других предметов. Существенные - это признаки постоянные, устойчивые, сохраняющиеся у данной группы предметов при изменении несущественных.

Анализ – расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих их элементов, частей, моментов, сторон, а также связей и отношений между ними с целью целостного познания этих предметов и явлений. Проанализировать предмет – значит разложить его на единицы, части, элементы, выделить его отдельные признаки, выявить принцип построения целого.

Синтез - это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, достраивание и восполнение его недостающих компонентов. Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез тесно связаны между собой.

Операционный состав действия анализа-синтеза:

Выделить предмет (учебный материал, объекты, действия и т.д.), подлежащий анализу.

Определить цели анализа.

Расчленить предмет (целое) на составные части, элементы в соответствии с целью анализа (в зависимости от того, какова цель анализа, в предмете могут быть выделены различные элементы).

Исследовать отдельно каждый элемент;

Установить взаимосвязи свойств, качеств, частей, элементов предмета.

Установить их место и роль в системе целого.

Если нужно, включить изучаемый предмет в связи и отношения с другими предметами.

Сделать вывод об основных, существенных частях, элементах, свойствах изучаемого предмета, о принципе его построения.

Зафиксировать полученное знание о предмете в знаковой форме (модель, схема).

Сравнение – сопоставление предметов с целью выявления признаков сходства или различия между ними (или того и другого вместе). Сравнить – это значит найти, выявить, чем похожи и чем отличаются данные предметы.

Обобщение - - нахождение существенно общего в заданных предметах или явлениях. Этим общим могут быть их признаки или части, отдельные элементы. Выделение некоторого признака как общего и существенного включает его отчленение от других признаков. Специальное отчленение, общего существенного и его противопоставление частному несущественному составляет содержание абстрагирования. Абстрагирование и обобщение осуществляются в тесной связи.

Классификация - – распределение предметов и явлений по классам и подклассам в зависимости от сходства и различия их друг с другом.

Основное назначение классификации заключается в систематизации, упорядочении предметов (понятий) некоторой области знаний, установлении закономерных связей между ними. Важнейшей ее задачей является построение схемы, фиксирующей систему предметов (понятий).

 

4. Пути формирования понятий: индуктивный и дедуктивный.

Существует два способа формирования понятий на уроках окружающего мира:

1. Индуктивный.

2. Дедуктивный.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.

Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности учителя и учащихся:

- наблюдения объектов и явлений;

- их сопоставления, выделение существенных признаков;

- их обобщение;

- работа с определением понятия, в котором выделяется определенные признаки;

- применение знаний на практике.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

В начале дедуктивного пути учитель дает определение понятия, затем усвоения его признаков, связей, раскрывает его происхождения, далее закрепление признаков и связей. Понятие усвоено, если ученик дает его определение, указывает существующие признаки; имеет представление об объекте или явлении; умеет самостоятельно применять понятия при решение учебных задач.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий.

 

5. Составьте фрагменты уроков, на которых вы будете формировать понятия: «Насекомые», «Хвойные растения», «Дикие животные», «Природная зона».

Фрагменты уроков в приложении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация кроссвордов | Общие и специальные требования предъявляемые к зданиям.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.