Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Артемовский филиал ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж

им. Н.А.Демидова»

Дипломная работа

По теме «Организация нестационарных форм социального обслуживания пожилых и инвалидов»

Выполнила студентка группы СР-652

Чеканова А.Н.

Проверил преподаватель

Кирякова Ю.С

Дата

Оценка

Артёмовский

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России…………………………………………………….

I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………..

1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике…………………………………

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их меры социальной поддержки инвалидов в Артемовском городском округе……………

II. Анализ деятельности организации социальной защиты как фактора обеспечения экономической безопасности населения Артемовского городского округа (на примере Управления Социальной защиты населения Артемовского городского округа)………………………………………..

2.1 Общая характеристика современного состояния института социальной защиты населения в регионе - Свердловской области………………….

2.2 Практические меры социальной защиты инвалидов. Создание среды обитания без барьеров……………………………………………………..

III. Программа реабилитации пожилых и инвалидов……………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.

Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль в формировании и развитии нового направления социального обслуживания населения. В Российской Федерации данный сектор конституировался относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Определенная нормативно-правовая база организации социального обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в Артемовском и других городах, были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральном Законе " Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ. Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;

- востребованность обществом новой социальной политики;

- проблемность развития системы социального обслуживания.

Следовательно, актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его, наиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода.

Первый раздел дипломной работы определяет наиболее острые проблемы пожилых людей. Раскрывается их сущность: рассматривается состояние и положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерии оценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашего государства в области социальной политики в отношении престарелых граждан.

Второй раздел диплома посвящается работе центров социального обслуживания г. Артемовского. Рассматривается деятельность его структурных подразделений, их задачи, определяются проблемы и пути их решения.

Цель данной дипломной работы - раскрыть сущность проблем развития системы нестационарных форм социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в современной России и определить пути их решения.

Решению этой цели служат следующие задачи:

- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов;

- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей и инвалидов;

- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике;

- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере г. Артемовского);

- предложить меры по усовершенствованию управления деятельности Комитета социальной защиты населения г. Артемовского и ОУСЗН по социальной защите;

- новые методы работы центров социального обслуживания;

- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, для оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам;

- определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей (центры социального обслуживания г.Артемовкого).

Предметом исследования - является исследование проблем развития и функционирования системы комплексного социального обслуживания пожилых людей на примере г. Артемовского.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

 

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике.

Новая реальность самым непосредственным образом воздействует на содержание, осмысление и восприятие нынешних интересов нашей страны и общества в целом. Для России характерны свои традиционные жизненные ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положений прагматической этики и приоритета материального успеха, а также признание в качестве главного в жизни – иметь спокойную совесть, душевную гармонию, хорошие семейные и дружеские отношения.

На эти традиционные особенности российского мышления наложили свой отпечаток многие годы жизни при социализме, когда существовала более полувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность в завтрашнем дне. Государство в определенной мере провоцировало иждивенчество. Не было опасности остаться без работы или, заболев, - без средств к существованию. Не терзали сомнения за будущее детей и получение ими образования. Медленно, но решался жилищный вопрос.

Проблема состоит в том, что в механизмах взаимодействия личности, семьи и общества, существует огромное число уникальных моделей отношений. Их многообразие и динамизм предопределяются как сущностными свойствами человека, его особенностями, так и свойствами микро и макросреды, т.е. свойствами и динамикой экономических, политических, духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе. В этом смысле переживаемый россиянами переходный период уникален по степени напряженности социально-личностных отношений, по динамизму перемен.

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества, определяющим социально-экономический статус человека и семьи, является состояние и характер существующих общественных отношений.

В условиях зарождения и развития рыночных отношений наиболее острыми становятся проблемы социальной защиты населения от негативных воздействий рынка.

Логика развития рыночных отношений выдвигает на первый план социальной защиты людей, находящихся за пределами рынка и не имеющих возможности существования даже на уровне минимальных стандартов к жизни.

Это относится к тем, кто по объективным причинам не участвует в сфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальной справедливости, актуальных для всех исторических периодов:

- производственная справедливость, которая содержит предъявленные к человеку со стороны общества требования необходимости полезной деятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался вне производства: старики, дети, инвалиды и др.;

- распределительной справедливости, которая предполагает ответственность общества перед человеком цивилизованного гражданского общества.

На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 20%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях.

Надо признать, что совместные усилия различных ведомств позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых.

Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из " поставщиков", кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

-социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ),

-социальное обслуживание,

-организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолжности по выплате пенсий в предыдущие годы, начиная с 1995 года.

Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы является, с одной стороны, кризис неплатежей, с другой – ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие, несвойственные для нее задачи.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешенной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмы финансирования пенсий.

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешенная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

- государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации. Так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;

- государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального бюджета;

- дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных страховых взносов.

Развитие ситуации с пенсионным обеспечением за время, прошедшее с момента одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации привело к необходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.). Так же предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральные и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства в период становления социально - ориентированной рыночной экономики.

Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их меры социальной поддержки инвалидов в Артемовском городском округе.

Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.

Средняя продолжительность жизни - величина переменная, свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя продолжительность жизни является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

Первая половина 90-х годов ознаменовалась в Российской Федерации резким падением средней продолжительности жизни населения.

Средняя продолжительность жизни по России в 2011 году составила 70, 3 года. Для мужчин — 64, 3 года, и для женщин — 76, 1. Если сравнить эти показатели с данными за 2007 год, то можно сделать вывод о заметном росте продолжительности жизни россиян — почти на 3 года. Четыре года назад мужчины в среднем доживали до 61, 4 года, женщины — до 73, 9, а средняя продолжительность жизни была зафиксирована на уровне всего 67, 5 года.

Несомненно, влияние резкого ухудшения условий труда и жизни для многих миллионов мужчин и женщин, что особенно сильно отразилось на пенсионерах.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории " маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.

Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей. И поэтому им бывает очень трудно справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством.

Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить, что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.

Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды. Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

Анализируя накопленный опыт работы по социальной поддержке инвалидов в Артемовском городском округе.

За последние годы на территории Артемовского округа наблюдается небольшое уменьшение числа инвалидов – согласно базы данных управления социальной политики по состоянию на 01.09.2012г. на учете состоит – 6111 человек, в т.ч. 242 ребенка, для сравнения 2010 год – 6318 человек, из них 265 детей. Инвалиды по группам: 1 группа – 1084 человека, 2 группа 2725 человек, 3 группа – 260 человек.

Меры социальной поддержке инвалидам предоставляются в соответствии с льготным статусом:

- инвалиды 1, 2, 3 группы;

- дети-инвалиды;

- инвалиды ВОВ и инвалиды вследствие военной травмы – 95 (чел);

- участники ВОВ, ставшие инвалидами – (42чел);

- инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы – (27 чел);

- инвалиды в следствии ЧАЭС и других радиационных катастроф (14 чел);

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, имеющие группу инвалидности – (8 чел);

- лица награжденные знаком «Житель Блокадного Ленинграда», имеющие группу инвалидности – (4 чел);

- реабилитированные лица и признанные пострадавшими от политических репрессий, имеющие инвалидность – (94 чел).

В 2012 году, в целях повышения уровня защищенности граждан, Управлением была продолжена работа по реализации мер социальной поддержки льготным категориям граждан и программ социальной направленности, назначению и выплате пособий и компенсаций, предусмотренных как федеральными, так и областными законами.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 года №1426-ПП «О размере, порядке и условия назначения выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказания мер социальной поддержки, которых относится к введения РФ, и порядке его индексации…» произведено назначение и выплата 6637 получателям на сумму 5 659 582 рубля.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 29.09.2011 года № 1236-ПП «О единовременной денежной выплате в связи с 67-й годовщиной Победы в великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» выплачено 2699 получателям на сумму 1 402 500 рублей, в т.ч. ИВОВ – 69 чел., УВОВ -36 чел., узники 14 чел., Блокадники – 7 чел.

По областному закону от 15.07.2005 года № 77-ОЗ «О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы» общая сумма назначенных пособий составляет 321600 рублей на 22 получателя.

По Областному закону от 25.11.2004 года № 191-ЩЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий в Свердловской области» произведена компенсация 26 получателям в т.ч., имеющим группу инвалидности, на сумму 834452, 31 рубля.

Управление социальной политики производит возмещение расходов автотранспортным предприятиям, предоставляющим бесплатный проезд на автомобильном транспорте льготным категориям граждан.

Инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС получают компенсацию на питание и оздоровление. Общая сумма выплат по состоянию на 1 октября 2012 года на питание составила 387 097 руб., на оздоровление 47 192 рубля.

На 01.10.2012 г. В пунктах проката, которые находятся по адресу г.Артемовский, ул.Чайкина, 24 и г.Артемовский, ул.Энергетиков, 15, а также п. Буланаш, ул.Кутузова, 23а, имеется 1299 средств реабилитации, воспользовались услугами пункта проката за 9 месяцев 2012 года 751 чел., из них 179 инвалидов.

За 9 месяцев 2012 года Фондом социального страхования техническими средствами реабилитации обеспечены 779 инвалидов, из них кресло коляски получили 66 чел., трости – 108 чел., костыли, опоры, поручни – 36 чел., слуховые аппараты – 31 чел., кресло – стул с санитарным оснащением – 26 чел., спецсредства при нарушениях функций выделения – 266 чел., подушки – 15 чел., для оптической коррекции слабовидения – 5 чел., медицинские термометры с речевым выводом – 9 чел. Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

Осуществление перечисленных мер позволило, наряду с финансированием социальной защиты из городских источников, более гибко реагировать на социальные нужды жителей своей территории, оказывая адресную социальную поддержку.

Проведенное исследование показало, что система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики. Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.

 

Глава 2. Анализ деятельности организации социальной защиты как фактора обеспечения экономической безопасности населения Артемовского городского округа (на примере Управления Социальной защиты населения Артемовского городского округа).

 

2.1 Общая характеристика современного состояния института социальной защиты населения в регионе - Свердловской области.

В настоящее время главный тезис бюджетной политики в системе государственных расходов - существенно возросшая государственная направленность. Но при конкретном сопоставлении ничего принципиально изменившегося в этом отношении не выявляется, особенно на фоне возросших доходов экономики и бюджета, что можно наблюдать в таблице 3.

Таблица 3 - Доля социальных расходов консолидированного бюджета в процентах к его доходам (в целях сопоставимости - по проекту федерального бюджета соответствующих лет)13

Показатели        
Социальные расходы бюджета, включая фонд софинансирования и компенсаций регионам, в % к доходам консолидированного бюджета 44, 2 46, 1 48, 3  
Социальные расходы, включая трансферты страховым фондам, в % к доходам консолидированного бюджета к страховым платежам 48, 2 46, 4 41, 5  
         

В таком сопоставлении можно настаивать на сравнении с доходами, а не с расходами бюджета, так как именно они определяют зону возможных политических решений в области распределения государственных ресурсов, а расходы есть всего лишь количественный измеритель уже принятых решений. (Уровень жизни людей не возрастает от повышения цен на нефть и газ).

В России нет системы государственных социальных стандартов, имеющих нужды населения по обязательствам государства перед ним. На практике до сих пор действует метод от достигнутого, хотя провозглашен переход к программно-целевому управлению, чтобы действительно продвинуться к нему, целесообразно принять закон о социальных стандартах и вообще концепцию механизма перехода к новой управленческой методологии в социальной сфере. Рассматривая таблицу 3, очевидно, что никаких существенных изменений в пропорциях бюджетного распределения на социальные цели не происходит. Возросла в основном информационная, идеологическая, пропагандистская, сопровождающая социальной составляющей бюджетной политики. Но наблюдаемая стабильность в отношении участия государства в обеспечении нужд населения - позитивный факт, так как еще недавно широко обсуждался вопрос о минимизации социальных расходов как фактора подъема экономики. Хотя развитые и экономически успешные страны демонстрируют как раз высокий уровень подобных затрат.

В России основная из последних определяющих тенденций социальной политики - демографическая, а не экономическая бедность трудоспособного населения, так как преодоление демографического кризиса - источник роста экономики, в том числе и уровня жизни нетрудоспособных, вне которых абсолютное государственное иждивение бесперспективно.

Это признано и Всемирным Банком, ранее много лет рекомендовавшего России модель социальной помощи как самую эффективную. Сейчас именно повышение трудовых доходов считается самым актуальным для восточно-европейского региона, тем самым и для России. А это для нас означает проблему низкой цены труда - минимальной заработной платы, оплаты в социально-культурных отраслях (проблема бюджетников), низкой трудовой пенсии и т.п.

Внешне - это разные вопросы, а по сути - один, так как в коммерческой сфере исходные условия трудового договора выше уровня проживания (за исключением сельского хозяйства и неуспешных предприятий кризисных территорий. Где все упирается в экономическую ситуацию). Вопрос остался в принципе для бюджетной сферы - учителя, медики и т.п., где решение зависит исключительно от государства. Когда политическая воля - ликвидировать чрезмерное отставание бюджетников в оплате труда, о котором как о национальном позоре говорил Президент России, будет властью проявлена, то тем самым автоматически в экономике будет выведен минимальный уровень заработной платы на прожиточный минимум в соответствии с трудовым кодексом РФ.

При всей масштабности абсолютных цифр, реальные вложения нового российского государства в институт социальной защиты населения, в человеческий капитал вообще, - недостаточны. Расходная часть бюджета не соответствует экономическим интересам населения и всех получателей финансовых средств. Нет характеристик тех рубежей сокращения бюджетных средств, которые допустимы и ниже которых государство не должно сокращать бюджетные ассигнования.

Для многих бюджетных организаций ассигнования превратились на основы финансовой деятельности в подобие дотаций, не всегда четко фиксируемых по срокам и по величине. Это потребовало продолжать поиск стратегии и тактики выживания, нахождения дополнительных финансовых средств. Цели этих стараний в конечном итоге стали сводиться к обеспечению приемлемого уровня жизни работников. Результативность деятельности этих учреждений уходит на второй план.

Соблюдение социальных гарантий, которые фактически законодательно уже закреплены, но не реализуются, составляет важнейшую часть концепции бюджетной политики. Иное положение свидетельствует о недостаточной ответственности за реализацию принижаемых законов, о кризисе реформы. Социальные расходы носят приоритетный характер и они возрастают в общем объеме. В структуре этих расходов из федерального бюджета выделяются расходы на выплату пенсий, культуру, искусство, финансирование фундаментальной науки, что можно наблюдать в таблице 4.

 

 

Таблица 4 - Структура расходов федерального бюджета.15

Расходы 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 20011г.
Всего расходов 435, 7       499, 9  
В т.ч. на образование 15, 2 3, 6 18, 5 3, 5 17, 3 3, 4
Культуру и искусство 2, 7 0, 6 3, 3 0, 6 3, 5 0, 7
Средства массовой информации 2, 4 0, 5   0, 55 2, 01 0, 4
Здравоохранение и физическую культуру 7, 5 1, 8 11, 4 2, 2 3, 4 1, 9
Социальную политику 12, 6 2, 3 18, 1 3, 4 35, 1  

На современном этапе развития для нашего социального государства деятельность всей системы социальной защиты населения нацелена на получение конечного результата - обеспечение социальной защищенности всех граждан нашей страны.

Сегодня в министерстве социальной защиты населения сосредоточен весь комплекс полномочий по социальной защите и социальному обслуживанию граждан области. Выстроена единая функционально-структурная модель, включающая 64 территориальных управления социальной защиты, 7 базовых методических центров - в каждом Управленческом округе, 180 учреждений социального обслуживания населения различного типа.

Управленческая вертикаль обеспечивает на практике проведение единой государственной социальной политики, основанной на общих принципах управления и бюджетного финансирования, позволяет повысить эффективность расходования бюджетных ассигнований.

Специфика современного этапа бюджетной реформы в том, что она содержит две взаимосвязанные группы мероприятий: с одной стороны - это реформирование самой бюджетной системы Российской Федерации, с другой - механизмов предоставления и расходования бюджетных средств учреждениями и организациями, которые получают их на заранее запланированные цели. При этом бюджетирование позволяет обеспечить достижение не только оперативных результатов управления, но и реализовать стратегические цели.

Одной из основных задач министерства в настоящий период является оптимизация системы социального обслуживания населения, которую мы рассматриваем как развитие, информатизация, внедрение новых услуг и технологий, обеспечение принципа равнодоступности.

Учреждения социального обслуживания, которые были приняты на областной бюджет в 2010г., отличаются по уровню материально-технической, кадровой обеспеченности, формам и объемам предоставляемых услуг. В 2009-2010гг. министерством проведена работа по инвентаризации сети учреждений: экспертиза материально-технической базы учреждений, их доходов и расходов, оплаты труда работников. По итогам инвентаризации разработана система контроля бухгалтерской и финансово-хозяйственной деятельности учреждений, обеспечивается рациональное использование имеющейся материально-технической базы и кадрового потенциала.

В 2010г. из областного бюджета в виде субвенций на содержание муниципальных учреждений социального обслуживания было выделено 937, 4 млн. руб.; в 2010г. областной бюджет выделил более 2-х млрд. руб. на содержание учреждений, в т.ч.: на укрепление материально-технической базы - 183 млн. руб., на увеличение зарплаты и доплату за особые условия труда - 25, 8 млн. руб.

Практика диктует необходимость перехода от финансирования содержания учреждения к финансированию социальной услуги, как более рациональной форме использования бюджетных средств и повышения качества оказываемых услуг.

В этом году Министерство последовательно внедряет единые принципы планирования, нормирования и стандартизации. Принципиальная основа этого процесса - стандартизация социальных услуг - является одним из основных положений программы реформирования финансов.

Переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает финансирование учреждений социальной защиты на основе государственного заказа, установленного органами государственной власти, включающего объемные и качественные показатели предоставления социальных услуг населению. Разработка государственного областного заказа на социальные услуги требует проведения научно-прикладных исследований и мониторинга рынка социальных услуг.

Необходимо определить само понятие - " социальная услуга", провести расчет ее фактической стоимости, определить норматив рабочего времени на оказание услуги, сформулировать требования к ее содержанию и качеству, т.е. разработать своего рода " социально-экономический стандарт услуги" по аналогии с установленным в здравоохранении медико-экономическим стандартом. Деятельность учреждения должна оцениваться не по объему освоенных средств или другим количественным показателям, а по качественным показателям, по уровню удовлетворения потребностей граждан в социальных услугах.

Проведенные исследования позволят сформировать государственный заказ на предоставление социальных услуг с учетом имеющихся финансовых возможностей бюджета.

В качестве поставщиков социальных услуг могут быть использованы различные структуры социального обслуживания, в т.ч. и в статусе автономных учреждений, негосударственный сектор. Деятельность различного рода учреждений в рамках государственного заказа будет способствовать конкуренции между учреждениями, формированию легального рынка и развитию платных социальных услуг. Необходимо понять, что бесплатных социальных услуг не бывает, они либо оплачиваются через бюджеты - для социально-незащищенных категорий, либо должны оплачиваться самим гражданином.

В рамках реформирования бюджетных отношений является важным вопрос о создании системы учета и отчетности, позволяющей оценить результативность использования и сохранности государственных средств. К сожалению, действующие сегодня инструкции и нормативные акты во многом устарели и не соответствуют современным требованиям. Одним из вариантов могло бы быть использование системы аудита как способа ориентации на достижение учреждением поставленных целей.

Еще один вопрос - это система оплаты труда. Совершенно правильно поставлена задача перехода к отраслевым системам оплаты труда; действующая сегодня единая тарификационная система не отражает отраслевой специфики. Система оплаты труда должна быть ориентирована на результат, стимулировать к качественному выполнению своих обязанностей и достойно вознаграждать за труд.

Таким образом, в совершенствовании государственного управления определяющую роль приобретает развитие законодательной и нормативной базы, обеспечивающей внедрение финансового управления на принципах бюджетирования.

В сфере регулирования отношений в социальном обслуживании должны быть разработаны и утверждены перечни услуг по типам учреждений, методика учета услуг в учреждении, нормативы трудозатрат на оказание стандартизированных услуг, показатели качества услуг, положение о предоставлении платных услуг.

Особое место в реализации министерством бюджетных полномочий, ориентированных на результат, занимают программно-целевые методы хозяйствования, позволяющие решать приоритетные задачи в сфере социальной защиты. Благодаря реализации основных областных программ удается решить многие социальные проблемы. На протяжении нескольких лет министерство социальной защиты обеспечивает 100% - исполнение социальных программ.

В решении задач социального развития министерство ориентируется на объединение усилий государственных и муниципальных органов власти, предприятий и общественности, религиозных концессий и добровольческого движения. Взаимодействие осуществляется как в решении организационных вопросов, так и в вопросах софинансирования.

Одно из направлений повышение эффективности бюджетных средств - это использование внутренних источников экономии, сокращение затрат на управленческие расходы.

2.2 Практические меры социальной защиты инвалидов. Создание среды обитания без барьеров.

Разработана и реализуется федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база – всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально – пространственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предприятий – производителей технических средств для реабилитации инвалидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим «слышать». Внедрен в производство не имеющий Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являются учреждениями регионального и местного уровней.

Органами регионального управления системой реабилитации являются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Органы регионального управления системой реабилитации имеют ряд общих функций:

- реализация федеральной политики в области реабилитации;

- разработка региональной политики в области реабилитации инвалидов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;

- разработка проектов региональных целевых программ по реабилитации;

- разработка территориальных реабилитационных стандартов;

- разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом о реабилитации инвалидов и принимаемым в соответствии с ним и другими федеральными законодательными актами, а так же законами, законодательными и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области реабилитации инвалидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях.

Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной области с согласованными между собой элементами и обоснованными этапами перехода к ней отныне действующей системы социальной помощи.

Главная задача центра - совершенствование медико-социальной помощи остро нуждающимся пожилым людям.

Независимо от того, в какой форме оказывается медико - социальная помощь пожилым людям, особое значение приобретает медико-социальная реабилитация, то есть комплекс мер, направленных на восстановление, укрепление состояния здоровья, профилактику заболеваний и восстановление способности к социальному функционированию. Характер реабилитационных мероприятий зависит от состояния здоровья, от вида патологии.

Целью реабилитации является сохранение, поддержание, восстановление функционирования пожилых и инвалидов, стремление к достижению их независимости, улучшение качества жизни и эмоциональное благополучие.

Задачи медико - социальной реабилитации пожилых и старых людей:

1) согласование и координация работы с лечебными учреждениями города.

2) освоение и апробация новых нетрадиционных методик реабилитации.

3) организация специализированной медико-социальной консультативной работы на базе лечебных учреждений города.

4) организация и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и инвалидов, проживающих в семьях.

5) обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми и инвалидами.

6) содействие обеспечению инвалидов необходимыми вспомогательными средствами (костыли, слуховые аппараты, очки и так далее)

7) осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура).

Основные методы, формы и цели реабилитации, пожилых и людей старческого возраста не отличаются от общепринятых и включают различные аспекты реабилитационного процесса (медицинский, социальный, психологический и др.). Однако реабилитация пожилых и инвалидов имеет свои особенности, которые обусловлены возрастными функциональными изменениями организма. С возрастом у пожилых людей резко возрастают потребности в уходе и необходимость медицинской помощи, психологической поддержки и социальной защиты. Людям пожилого возраста не всегда хватает необходимых стимулов для активного включения в общественную жизнь из-за болезней и старости. Восстановительное лечение требует от пожилого человека веры в необходимость и эффективность реабилитационных мероприятий, энергии и силы воли, терпения. Весь процесс реабилитации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Воля пациента является наиболее важным элементом реабилитации и тем, кто ухаживает за пожилыми пациентами, часто необходимы большие усилия, чтобы пробудить у пожилого чувство собственного достоинства, научить его думать о себе как о личности.

Большое психотерапевтическое значение имеет заранее составленный план реабилитации с уведомлением пациента о его деталях. Обоснование плана реабилитации укрепляет решимость пациента бороться за свое здоровье, снимает депрессию. Основными элементами реабилитации пожилых людей должны быть:

- активный образ жизни;

- организация посильной трудовой деятельности;

- организация досуга и отдыха;

- восстановление утраченных функций и навыков.

Реабилитация людей пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарах, реабилитационных учреждениях, амбулаторных условиях, на дому, интернатах и пансионатах, дневных стационарах.

Таким образом, социальное обслуживание пожилых и инвалидов престарелых осуществляется Центрами социального обслуживания для граждан пожилого возраста, которые включают: отделение дневного пребывания, отделение временного пребывания, отделение социальной помощи на дому, службу срочной социальной помощи. К учреждениям социального обслуживания также относятся дома - интернаты, хосписы, отделения сестринского ухода, геронтологические центры.

Финансирование системы медико-социальной реабилитации инвалидов осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а так же бюджетов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилитационных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реабилитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.

Глубокая проработка поставленных задач во многом определит успешность внедрения системы бюджетирования, нацеленной на результат. Это позволит обеспечить стандартизацию и контролируемость бюджетного процесса, прозрачность расходов, повышение уровня ответственности руководителей.

Для внедрения новой системы бюджетирования министерство социальной защиты планирует:

- разработать и утвердить методику расчета стоимости услуги по социальному обслуживанию граждан;

- в течение 2012 г. - сформировать Государственный областной заказ на социальное обслуживание граждан на 2012-2015г.;

Наиболее полное удовлетворение потребностей населения в социальных услугах напрямую связано с показателями качества жизни: инвалидностью, травматизмом, продолжительностью жизни, рождаемостью, уровнем реальных доходов, социальной безопасностью и снижением преступности. Адресность и ориентированность на человека всегда были и будут ведущими тенденциями и перспективными направлениями развития социальной защиты населения.

Выделим основные проблемы в сфере социальной защиты населения:

1. В России нет системы государственных социальных стандартов, имеющих нужды населения по обязательствам государства перед ним. На практике до сих пор действует метод от достигнутого, хотя провозглашен переход к программно-целевому управлению, чтобы действительно продвинуться к нему, целесообразно принять закон о социальных стандартах и вообще концепцию механизма перехода к новой управленческой методологии в социальной сфере.

2. Для многих бюджетных организаций ассигнования превратились на основы финансовой деятельности в подобие дотаций, не всегда четко фиксируемых по срокам и по величине. Это потребовало продолжать поиск стратегии и тактики выживания, нахождения дополнительных финансовых средств. Цели этих стараний в конечном итоге стали сводиться к обеспечению приемлемого уровня жизни работников. Результативность деятельности этих учреждений уходит на второй план.

3.Соблюдение социальных гарантий, которые фактически законодательно уже закреплены, но не реализуются, составляет важнейшую часть концепции бюджетной политики. Иное положение свидетельствует о недостаточной ответственности за реализацию принижаемых законов, о кризисе реформы, проводимой в сфере социальной защиты населения.

4. В настоящее время каждый регион России отличается по своему экономическому развитию (например, Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО - северные районы страны, резко отличаются уровнем доходов населения от того же Краснодарского края, Ростовской области и других регионов России) и центры социальной защиты помогают населению в соответствии с действующими в их регионе постановлениями главы администрации, распределяющему бюджетные средства в соответствии с возможностями. Некоторая " неравномерность" в исполнении государственных программ социальной защиты населения также является одной из основных проблем социальной защиты населения в стране.

Общая характеристика современного состояния института социальной защиты в Свердловской области.

Губернатор Свердловской области Куйвашев Евгений Владимирович, а также правительство Свердловской области уделяют особое внимание выполнению поручений президента Российской Федерации по обеспечению прозрачной и эффективной системы управления государственными ресурсами. Задача определена - перейти от сметного финансирования к принципу оплаты бюджетных услуг в соответствии с полученным обществом результатом.

В Свердловской области формирование управленческой системы социальной защиты ведется более десяти лет. В 1993 г. приняты Концепция социальной защиты и программа адресной социальной помощи населению свердловской области, ставшие основой для разработки областной законодательной базы. В 1997г. Совет общественной безопасности при губернаторе свердловской области определил основные направления политики социальной безопасности, которые вошли в 1998г. в программу социально-экономического развития области и предусматривали, в том числе внедрение государственного стандарта социального обслуживания и обеспечение адресности социальной защиты. В области создана управленческая вертикаль социальной защиты, благодаря которой удалось обеспечить реализацию социальной политики в период социально-экономических преобразований 90-х гг. и на современном этапе развития общества.

6 декабря 2006г. правительством Свердловской области утвержден разработанный министерством социальной защиты пакет документов об установлении государственных областных стандартов социального обслуживания.

Переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает финансирование учреждений социальной защиты на основе государственного заказа, установленного органами государственной власти, включающего объемные и качественные показатели предоставления социальных услуг населению. Разработка Государственного областного заказа на социальные услуги требует проведения научно-прикладных исследований и мониторинга рынка социальных услуг.

Необходимо определить само понятие - " социальная услуга", провести расчет ее фактической стоимости, определить норматив рабочего времени на оказание услуги, сформулировать требования к ее содержанию и качеству, т.е. разработать своего рода " социально-экономический стандарт услуги" по аналогии с установленным в здравоохранении медико-экономическим стандартом. Деятельность учреждения должна оцениваться не по объему освоенных средств или другим количественным показателям, а по качественным показателям, по уровню удовлетворения потребностей граждан в социальных услугах.

По заказу министерства уже в течение 2-х лет проводится комплексный мониторинг и изучение потребностей населения в социальном обслуживании на территории муниципального образования " Город Первоуральск". Результаты исследования представлены в научных разработках " Мониторинг рынка социальных услуг" и " Программно-целевое планирование деятельности учреждений социального обслуживания на основе исследования рынка социальных услуг". Вторая работа - " Разработка системы минимальных стандартов специального обслуживания граждан Свердловской области, нуждающихся в социальной защите" - позволит обеспечить принцип нормативного подхода в управлении системой социального обслуживания населения. Проведенные исследования позволят сформировать государственный заказ на предоставление социальных услуг с учетом имеющихся финансовых возможностей бюджета.

В течение трех лет действовала программа совместных действий органов социальной защиты населения и администрации МО " Город Каменск-Уральский" по организации социальной поддержки населения. Все мероприятия Программы были реализованы, ее результатом стало создание на территории муниципального образования сети участковых специалистов, диспетчерской службы " Социальное такси", системы предоставления горячего питания для лиц без определенного места жительства. Практика взаимодействия с администрациями муниципальных образований получила свое развитие и сегодня применяется в ряде территорий.

В соответствии с областной программой был реализован комплекс энергосберегающих мероприятий. В 2011г. экономия средств выделенных на оплату топливно-энергетических ресурсов, в сравнении с установленными лимитами составила более 11 млн. руб. программным документом этой работы министерство считает Постановление правительства Свердловской области об экономическом стимулировании работы по энергосбережению.

И вообще, реформирование процесса бюджетного финансирования также должно стать одним из инструментов повышения уровня социальной защищенности населения Свердловской области.

В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службой, и членов их семей особенно актуальна.

В Свердловской области численность ветеранов боевых действий за последние 10 лет выросла с 7, 5 тыс. до 30 тыс. человек. Создано областное государственное учреждение системы социальной защиты населения " Областной центр социальной адаптации военнослужащих" в Екатеринбурге. С 2006г. действуют два областных государственных учреждения социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей в городах Серове и Нижнем Тагиле. Эти учреждения являются важным звеном в создании системы социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы и участников боевых действий. Членов их семей.

В ноябре 2009г. министерством проведена областная конференция по теме " Социальная защита граждан, уволенных с военной службы. И членов их семей в свердловской области: состояние, проблемы, развитие - на которой присутствовали более 60 руководителей ветеранских организаций, силовых структур, взаимодействующих органов.

Результатом этой совместной деятельности стала разработка министерством и принятие в Свердловской области ряда правовых нормативных документов социальной направленности в отношении инвалидов и ветеранов военной службы, участников боевых действий, членов их семей.

В 2011г. на реализацию мероприятий указанной областной государственной целевой программы правительством области было выделено 2, 6 млн. руб.

В 2012 г. также выплаты произведены и всем семьям военнослужащим по призыву, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, не связанных с боевыми действиями. На эти цели спланировано выделение 7 млн. руб.

В рамках выполнения программы организовано обучение в высших учебных заведениях за счет средств областного бюджета 18 человек, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболеваний, полученных в период прохождения ими военной службы.

С 2000г. началось становление новой общественной организации " Память сердцу", для детей, погибших защитников Отечества, официально зарегистрированных в этой организации около 60 тыс. чел. И надо было искать способы повышения их уровня жизни.

В значительной мере организовано взаимодействие и координация деятельности общественных ветеранских организаций инвалидов и ветеранов военной службы. Участников боевых действий, комитетов солдатских матерей в области социальной защиты указанных категорий граждан.

Отделения социального обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг:

- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

- помощь в приготовлении пищи;

- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными профилактическими учреждениями;

- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- оказание психологической помощи;

- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

В соответствии с примерным Положением о центрах социальное обслуживание осуществляется для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социально-бытовой и социально-медицинской помощи в надомных условиях. Отделение создается для обслуживания не менее 120 человек, проживающих в городе, и не менее 60 человек, проживающих в сельской местности.

Социально-реабилитационное отделение.

На обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание.

СРО осуществляет социальное обслуживание, которое включает в себя социально-бытовое, культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществляет оздоровительные, адаптивные и профилактические мероприятия, организуют питание, отдых, обеспечивает их участие в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Деятельность отделения направлена на поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важно потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.

Количество клиентов в заезд – 25 человек, длительность курса реабилитации – 14 дней.

В год организуется 25 заездов реабилитацию получает 650 человек.

Условия проживания:

· Клиенты проживают в 2-х, 3-х, 4-х – местных комнатах;

· Сбалансированное 5–разовое питание.

Реабилитационные мероприятия:

- лечебная физкультура;

- терренкур (прогулки на свежем воздухе по «тропе здоровья» в лесу);

- массаж;

- фитотерапия;

- трудотерапия;

- пункт проката технических средств реабилитации.

Социально - психологическая реабилитация:

- сенсорная комната (комната психологической разгрузки);

- психологические тренинги.

Социокультурная реабилитация:

- игротерапия;

- музыкотерапия;

- библиотерапия;

- кружковая работа;

- тематические вечера отдыха.

В отделении разработан комплекс услуг на 14 дней проживания, стоимость комплекса составляет 1904, 89 руб.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Графическая информация




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.