Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коварство комфорта




Интервью с профессором И.А.Аршавским Свое мнение о принципиально новых методах воспитания детей высказывает вбеседе с журналистом О.Франценом заведующий лабораторией возрастнойфизиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии ипатофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук, профессор Илья Аркадьевич Аршавский, который на протяжении многих летнаблюдал семью Никитиных. - Илья Аркадьевич, многих читателей смущает двойственное отношение прессы ксистеме Никитиных. Действительно, с одной стороны, журналисты вроде быпропагандируют, а с другой - при каждом удобном случае предостерегают оттого, чтобы родители немедленно использовали полученную информацию какруководство к действию. Что вы об этом думаете? - Пресса, безусловно, поступает правильно. Система прогрессивная, у неебольшое будущее, поэтому она заслуживает всяческого внимания, как научного, так и общественного. И в то же время нельзя ни на минуту забывать, что этопоиск не только увлекательный, но и опасный. В истории науки было немало случаев, когда исследователи ставили рискованныеопыты на себе. Это требовало готовности к самопожертвованию, большогомужества. Очевидно, эксперимент на своих детях требует гораздо большегомужества. Тем более что в начале эксперимента педагоги Никитины не имелипрямого отношения к науке. К чести супругов Никитиных, надо сказать, что им присущи чрезвычайнаяответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Этикачества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, гдеученые-специалисты беспомощно разводят руками (или досадливо отмахиваются, что еще хуже). Но это же обстоятельство означает, что владение системой внынешнем ее виде можно уподобить искусству, где успех зависит прежде всего отталанта исполнителя. Нужно еще немало поработать, чтобы систему можно былоприменять широко, чтобы устранить сомнения, которых немало. Но главное уже ясно - основа здесь правильная, научная. - Многие считают, что не только сама система Никитиных особенная, но и дети, к которым можно ее применять, тоже должны быть особенными. Если этодействительно так, то ценность ее значительно снижается. - Это не так. Особую ценность она имеет не для исключительных детей и даже недля нормальных, а для неблагополучных. - Но ведь система Никитиных отличается прежде всего повышенными нагрузками.Как же выдержит их ослабленный организм? - А вы вспомните, из-за чего все началось у Никитиных. Их подтолкнула кэкспериментированию суровая необходимость. Сын-первенец страдал жестокимдиатезом. Чего только не предпринимали родители, к каким только врачам необращались! И вот Лена Алексеевна в поисках спасительного средства сталавыходить с младенцем в холодный тамбур у входной двери. И - о чудо! - ребенокперестал плакать, ему стало заметно лучше. Этот эпизод, положивший начало многолетним экспериментам в семье-лаборатории, может быть воспринят как случайность. Но и у следующих детей Никитиных былиподобные предрасположенности, которые удалось устранить. - И все-таки это не очень-то понятно... - Дело в том, что система Никитиных - только часть более общей и сложнойпроблемы. Чтобы понять ее, нужно окунуться в физиологию, а это уведет нас навремя от самой системы Никитиных. Причем придется познакомиться не только суже очевидным, но и со спорным, пока еще не устоявшимся. Согласны? - Думаю, читатели будут " за". Ведь очень интересно узнать о научной подоплекесистемы Никитиных. - Сейчас все больше говорят о наследственных заболеваниях. На одной изпоследних сессий Академии медицинских наук СССР была названа цифра: 1500таких недугов! Единственное кардинальное решение этой проблемы - геннаяинженерия, к которой даже подступы пока неясны. Но, думается, значение наследственных заболеваний, безусловно, имеющих место, сильно преувеличивается. Создается впечатление, что после периода непризнаниягенетики маятник качнулся в другую сторону. К ней относят многое из того, чтонепонятно. Вот и получается, что решение ряда проблем откладывается назавтрашний день, тогда как сделать это можно еще сегодня. К болезням этоимеет самое непосредственное отношение. Берусь утверждать, что многие такназываемые наследственные заболевания имеют совсем другую причину. Возникают они не из-за поломки генов, а из-за неправильно протекающейбеременности, мешающей реализовать наследственную программу. В результатеблагополучные в наследственном отношении родители дают неблагополучных детей.При этом возникают не истинные мутации - изменения в генах, передающиесяпотомству, а фотокопии их - изменения, существующие лишь в одном поколении(хотя в дальнейшем они также могут стать наследственными, еслинеблагоприятные воздействия будут повторяться). - Это подтверждается результатами исследований? - Да, более чем 40-летним опытом работы нашей лаборатории. Причем я имею ввиду не только длительные наблюдения за беременными женщинами, но иэкспериментально вызванные нарушения у животных, разумеется. Вот вам пример. Пара кроликов генетически хорошо изучена и дает хорошеепотомство. У крольчихи вызывается так называемый экспериментальный неврозшумом, током под металлическим полом и т.п. Если это происходит в началебеременности, возникают различные уродства: заячья губа, волчья пасть, дефекты конечностей, отсутствие части или всего мозга... Неблагоприятныевоздействия в более поздний период, когда формирование органов в основномзавершено, дают физиологически незрелые, ослабленные организмы. Физиологически зрелый не только не погибнет, но и не заболеет! Афизиологически ослабленного поджидают всякие напасти. Если они и минуют его вдетстве, что случается редко, то обязательно дадут знать о себе позже.Результаты наших исследований говорят, что проблема #1 не рак исердечно-сосудистые заболевания сами по себе, а физиологическая незрелость, являющаяся основным поставщиком как этих, так и других недугов. - Это может быть справедливым лишь в одном случае: если ослабленных рождаетсямного. - К сожалению, так оно и есть. Их рождается все больше и больше. - Но отчего же, ведь условия жизни и медицинское обслуживание становятся вселучше? - Причина все в том же стрессе, о котором так много сейчас говорят. Толькообычно имеют в виду вред, причиняемый взрослым людям, тогда как гораздобольшая опасность грозит наиболее слабому звену жизни - зарождающемусясуществу. Стрессовых факторов, способных навредить будущему ребенку, много. К тому жефизиологически незрелый организм, достигнув половой зрелости, сам становитсясвоеобразным стрессовым фактором и может оставить после себя толькофизиологически незрелый организм. Порочный круг, каждый виток которогоувеличивает неблагоприятные изменения! Природа в таких случаях пускает в ход жестокое, но действенное оружие -естественный отбор. Современная медицина отвела от человечества это страшноеоружие. Некоторые западные ученые считают, что как раз здесь и кроется кореньзла, и предлагают все вернуть на круги своя. Конечно же, это от непонимания ибессилия. Но и не видеть здесь никакой проблемы тоже неверно. Да, мы добились огромных успехов в охране материнства и снижении детскойсмертности, и это прекрасно. Но почивать на лаврах ни в коем случае нельзя.Раз уж мы взяли у природы " бразды правления", то должны пользоваться имичрезвычайно ответственно, встречать возникающие трудности во всеоружии. Надопризнать честно: наука не была в полной мере готова к решению проблемы, окоторой идет речь. Во многом это объясняется тем, что недостаточно развита физиологиябеременности как наука и даже возрастная физиология в целом. Возникший вакуумстараются заполнить энтузиасты из числа акушеров и педиатров, но никто неможет заменить здесь именно физиолога. К сожалению, этой проблемой занимаетсятолько наша небольшая лаборатория. Настало время резко расширить фронт работ. - Но не могут ли ваши исследования уже сейчас подсказать какой-то выход изпорочного круга? - Лет тридцать назад физиологически незрелых организмов рождалось не более15-20 процентов. Это означает, что их сравнительно немного среди тех молодыхлюдей, которые сейчас сами становятся родителями. Они способны уменьшитьпроцент ослабленных новорожденных. С этого и надо начинать. Решать эту задачупредстоит не только ученым и врачам, но и самим молодым людям. Главное - необходимо гораздо ответственнее относиться к гигиене материнскогоорганизма. Заботиться о будущей матери после того, как беременность сталазаметной, поздно. Начинать надо гораздо раньше. Как я говорил, особенноуязвимы начальные стадии беременности, когда плод только формируется.Вообще-то отпуск был бы нужен в это время - другое дело, что физическиженщине труднее работать во вторую половину беременности. Во всяком случае, женщину в этот период нужно оградить от конфликтных ситуаций, нервотрепки, обеспечить максимально спокойные и здоровые условия для работы. Это, думается, вполне выполнимо, достаточно лишь желания членов коллектива.Разумеется, такое же отношение должно быть и в семье. Сильнейший стрессовый фактор - половая жизнь. Природа создала надежныймеханизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, ксожалению, расшатан. Поэтому приходится полагаться на сознание. Я считаю, чтополовая жизнь во время беременности недопустима. Очень вредно и избыточное питание. Представление о том, что будущая матьдолжна есть за двоих, оправдывало себя лишь тогда, когда пищи действительноне хватало. Зародившийся организм будто знает о том, что " необходимость - двигательпрогресса". Природа так распорядилась, что он получает от матери питательныевещества и кислород строго в обрез, поэтому должен самостоятельно добывать" хлеб насущный". Рефлекторно активизируются скелетные мышцы, кровь бежитбыстрее, а вместе с ней пища и кислород. Наконец плод удовлетвореннозамирает. Но получил он гораздо больше, чем ему требовалось просто дляподдержания жизни! За счет своего труда он быстро растет. Повторяющиеся циклы- это движение не по кругу, а по спирали: с каждым витком образуются новыеэнергетические уровни. А если питательные вещества поступают от матери в избытке? Тогда нет стимулак развитию. Вместо спирали получается круг. Развитие либо прекращается, чтоозначает смерть, либо задерживается, что приводит к физиологическойнезрелости. Запомнился мне случай, происшедший во время войны. В одной палатележали две роженицы. Одна питалась, как и все в то тяжелое время. Другойзаботливый муж разве что не птичье молоко в дом приносил. И как же убиваласьпоследняя женщина, сетуя на несправедливость судьбы, когда у нее родилсяослабленный ребенок, а у соседки по палате - крепыш! Мы-то с вами уже знаем, что это закономерно. Добавлю, что подобное явление мы вызывали и специально, в опытах с животными.Причем использовали как пищу, так и кислород. Излишек его тормозит развитие, недостаток стимулирует. Да еще какой недостаток! Естественное для плодапоступление кислорода соответствует условиям на высоте Эвереста - величайшейгорной вершины на Земле. А ведь это почти девять километров! Для взрослогоорганизма эти условия пагубны. Альпинисты, покоряющие Эверест, пользуютсякислородными аппаратами, а мы превышали в своих опытах этот уровень, то естьделали содержание кислорода еще меньше. И что же? Плод адаптируется и к этимусловиям! Разумеется, всему есть предел. Если перейти определенную границу, плодупросто нечего будет добывать, как бы активен он ни был... Из множества неблагоприятных факторов хочу назвать еще один. Часто считают, что токсикозы говорят о неблагополучном течении беременности. И вот уже в ходидут без ведома врача различные лекарства, приносящие облегчение. А ведьхорошо известно, что лекарства - это палка о двух концах. Матери онодействительно может помочь, а для ребенка окажется сильным стрессовымфактором. Между тем ранние токсикозы - это истинное спасение для нормальнойбеременности, и тревогу должно выбывать скорее их отсутствие. Ведь с ихпомощью из материнского организма удаляются губительные для плода вещества иустанавливается благоприятная среда. Если же защитные силы женщины ослаблены, нарастают неблагоприятные изменения. А вот поздние токсикозы, хотя это тожеприспособительные реакции, уже ненормальны, особенно тяжелые формы. Значит, организм матери до сих пор не справился со своей задачей. Еще раз приходится напоминать о том, как важны знания о собственноморганизме. И как важно воспитывать еще со школы уважительнейшее отношение кженщине, основываясь не на чем-то абстрактном, а на физиологической ее роли. - Итак, если представители " физиологически зрелого" поколения будут соблюдатьтребования, это позвонит разорвать порочный круг. Но ведь среди них все-такиесть ослабленные, у которых будет такое же потомство. - В детстве можно в значительной степени компенсировать то, что упущено вматеринском организме. Если, конечно, действовать умело. Вот здесь и способеноказать неоценимую помощь опыт Никитиных. Разумеется, взятый не " один кодному", а с коррективами - над ними еще предстоит поработать. Вот поэтому я и говорил, что система Никитиных имеет особое значение именнодля ослабленных детей. Когда они наверстывают упущенное, догоняют своихсверстников, эффект особенно заметен. Но важно вовремя начать действовать, иначе может быть поздно. Основная заслуга Никитиных в том, что они нашлиприемы, которые можно использовать с самого рождения. - А как, собственно, узнать, физиологически зрелый родился ребенок или нет? - Вы правы, это важный момент. Ведь физиологически незрелый организм внешнеможет и не отличаться от нормального. Это объясняет, кстати, почему до насникто не обнаружил явление физиологической незрелости и почему оно сейчас стаким трудом получает признание. Отличия здесь внутренние. Они вызванынесоответствием физиологических особенностей ребенка его возрасту.Исследование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мочи и крови, рефлексов вполне определенно указывает на эти отличия. Конечно же, подвергать каждого новорожденного всесторонним исследованиям былобы сложно. Поэтому наша лаборатория создала доступные практикам методы. Оничитывают частоту и периодичность дыхания, частоту сердечных сокращений, мышечный тонус и двигательные рефлексы. Особенно показательны, наглядны рефлексы. Это характерные внешние проявленияфизиологических особенностей новорожденного. Ими вполне могут пользоваться иродители. Большинство рефлексов связано с тем, что до полутора месяцев умалыша как бы сгибательная поза, в которой он преимущественно находился вматеринском организме. Например, рефлекс Робинзона. Если вложить в ладони младенцу по пальцу, он стакой силой их сожмет, что можно даже поднять его. Этот рефлекс ошибочносчитают хватательным. Нет, хватание в данный период еще ложное! Характерно ирефлекторное сгибание ножек при раздражении подошвы. Очень важен открытыйнами пяточный рефлекс. Достаточно слегка надавить на пяточную кость, какмладенец напрягается, вскидывает руки, на личике появляется гримаса плача -ничего общего, кстати, не имеющая с настоящим плачем. Все это происходиттолько с физиологически зрелым, у ослабленного рефлексы плохо выражены иливовсе отсутствуют. - Итак, мы выяснили, что такой-то новорожденный физиологически незрелый. Чтодальше? - Я думал, что обойдусь без объяснения энергетического правила скелетныхмышц, чтобы не вдаваться в подробности. Теперь вижу, что не удастся. Этоправило мы выдвинули в противовес энергетическому правилу поверхности, сформулированному известным немецким физиологом Максом Рубнером игосподствующему в науке с прошлого столетия по сей день. Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим одинаковую энергию наединицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас- умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию (уних гораздо больше приходится поверхности на единицу массы, а значит, итеплоотдача больше), то исчерпывают они свой энергетический фонд быстрее.Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет. Мы тоже, начиная свои исследования, находались в плену у этого правила, которому подчиняются " все, от слона до мыши". А потом обратили внимание нанесоответствия. Например, кролик и заяц одинаковы по величине и весу. Значит, энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Нонет! Заяц гораздо активнее и тратит знергии больше. Еще бы, ведь он мчится соскоростью поезда, спасаясь от хищника! Получается, что заяц быстрее должен" съесть" свой жизненный лимит. Однако живет он в два-три раза дольше своего" расчетливого" собрата! Еще пара: крыса и белка. Поверхность тела у ниходинаковая. Первая живет два с половиной года, вторая - двенадцать-пятнатьлет. И таких примеров у нас набиралось все больше. В конце концов мы вывели другую закономерность: жизнь организма, его рост иразвитие зависят от двигательной активности, позволяющей реализоватьнаследственную программу. Прямо противоположное тому, что утверждал Рубнер! Ведь из его правила вытекает, что каждое движение - неизбежное зло, так какистощает " жизненную копилку". Нет, оно эту " копилку" пополняет! Именноблагодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создаетзапас, задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительныевозможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятнымиусловиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник, увязывающий генетическую программу с информацией извне. Без этого эволюциябыла бы невозможна. Природа очень дорожит законом активности и жестоконаказывает за его нарушения. Энергетическое правило скелетных мышц начинает действовать, как мы уже знаем, еще до рождения ребенка. - С плодом вроде бы все ясно. Но вот новорожденный... Он дышит, сосетмолоко... Значит, активен! Разве этого недостаточно, разве принцип активностине соблюден уже? Или все-таки необходимо что-то еще? - Опять же сошлюсь на наши опыты. Четырех-пятидневные щенки в достаточномколичестве получали от матери молоко. Некоторым из них вводили вещества, блокирующие двигательную активность. И если вес остальных щенков превысилчерез месяц килограмм, то у этих остался прежним, на уровне четырех-пятидней! Результаты таких опытов трудно укладываются в голове, онипереворачивают существующие представления. Но беспристрастный язык фактовсвидетельствует: пища не сама по себе определяет рост и развитие, а только всочетании с мышечной активностью. Младенцу нужна работа всех мышц. - Вы убедили меня в том, что энергетическое правило скелетных мышц - общаязакономерность, благодаря которой и достигается максимальная активность, столь необходимая для оптимального развития организма. Но что " включает" еепосле рождения? Возможно, сильный холод, который должно ощутить крохотноесущество, появившееся на свет? - Да, новая среда встречает температурой вдвое меньшей, чем была у матери! Представляете, какая сложная задача у новорожденного: самостоятельновосстановить утраченные восемнадцать градусов? Ведь потери тепла у него вомного раз больше, чем у нас с вами. Тут Рубнер, безусловно, прав.Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками. Этоему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет. Увы, как часто, превратно понимая уязвимость, хрупкость новорожденного, стремятся обеспечить ему максимальный комфорт - держат в жаркой комнате даеще стягивают пеленками! И действие механизма, созданного природой, нарушается тем больше, чем сильнее " забота". Примерно при 32-34 градусахмускулатура полностью расслабляется... - А какая температура нужна? - Точно этого пока сказать нельзя. Югославские ученые поставили интересныйопыт. Крысы, которые должны вот-вот родить, могли поселиться в ячейках слюбой температурой, но все, как одна, устраивались там, где было 15 градусов.В самом гнезде, конечно, теплее, но воздух, которым дышали крысята, именнотакой. Мы получили хорошие результаты, на время понижая температуру и до 10градусов. Это время, пока мышцы у крысят еще напряжены. Еслипереусердствовать, мышцы также расслабляются, и развитие тормозится. Междупрочим, крысы считаются удобной моделью для изучения человека. С полной уверенностью в своей правоте мы ненадолго ставили на живот ребенкастакан воды со льдом около 5 градусов. Температура тела не понижаласьнапротив, поднималась на 0, 5-1 градус. Как только она начинала снижаться, стакан снимали. Это очень тонизировало малыша. Однако призываю родителей не увлекаться. Повторяю, точных рекомендаций наэтот счет пока не существует Определенно можно говорить лишь о верхнейгранице. Она не должна превышать 20-22 градуса. 25-26 градусов в родильныхдомах плохо. Хорошо кратковременно держать новорожденного (первые 7-8 дней его жизни) притемпературе не выше 18 градусов обнаженным, набирая 2, 5-3 часа в сутки. Дляфизиологически зрелых сеансы могут быть 10-15 минут, для незрелых - меньше.Во всех случаях сигналом к прекращению процедуры служит снижение двигательнойактивности. И спать ребенку следует не в жаркой комнате. Даже зимой можно оставлять егона закрытой веранде или балконе. Если, конечно, нет сильного мороза. В этомслучае полезно держать открытой форточку или же периодически проветриватьпомещение. Напомню, что с помощью таких процедур Никититиным удалосьликвидировать у своих детей диатез. Но, повторяю, важно не перейти рамкиадаптивных возможностей организма. С ослабленным младенцем необходимообращаться особенно осторожно. Тем не менее для него эти воздействия стольэффективны, что он все больше и больше наверстывает упущенное и медленно, новерно догоняет в развитии своих сверстников. - Вы нелестно отозвались о стягивании пеленками. А оно чем плохо? Это векамисуществующий обычай. Бытует мнение: так ребенку спокойнее. Он не будетбеспокоиться, пугаться своих ручек, травмировать себя ими. И если малышактивен во время бодрствования, так как получает прохладные воздушные ванны, и если спит на холоде, но затянут пеленками, - противоречит ли это вашиммыслям? Ведь во сне он отдыхает. Какая уж тут активность? - Дело в том, что борьбы с холодом, так пугающей многих родителей, ещенедостаточно! В самом деле, вначале ребенок спит почти все время. Так что же, позволить ему практически постоянно бездельничать? Природа не может этогодопустить! Она ищет дополнительные резервы. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительноговыдоха. Возникает дефицит кислорода - уже известный нам " пусковой механизм" двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате50 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. А пеленкиэтому препятствуют! Полностью устранить двигательную активность они, ксчастью, не могут. Но сильно ограничивают. И тем больше, чем туже затянуты. В нашей лаборатории создана специальная одежда дм новорожденных типараспашонки, рукава зашиты. В ней они в полной безопасности и в то же времяабсолютно свободны, поэтому сохраняют естественную для них двигательнуюактивность. - Лена Алексеевна Никитина утверждает, что избавиться от диатеза упоследнего, седьмого, ребенка удалось еще в роддоме благодаря раннемукормлению грудью. Действительно ли это важно? - В родильных домах новорожденного приносят на первое кормление в лучшемслучае через сутки, а обычно через двое-трое суток. Причина - все в том жестремлении к комфорту. Дают отдохнуть, прийти в себя и роженице и ребенку.Кроме того, утверждают, что молоко появляется чаще всего на третьи сутки. Но вот мы обратили внимание, что у животных иначе. Они кормят буквально впервые минуты после родов, и это имеет огромное значение. Их детенышизастрахованы от неприятностей, с которыми смирились, как с неизбежными, педиатры: от потери в весе не менее 100-200 граммов, от так называемой" физиологической желтухи", от увеличения выделения влаги, от загустения кровии уменьшения содержания в ней белка... Дальнейшие наши исследования показали, что если младенцу сразу же дать грудь, у женщины появляется молоко, иначе оно действительно пропадает ивосстановится через три дня, причем с трудом. И у малыша неблагоприятныхизменений не возникает. Это и не удивительно, ведь первое молоко, названноемолозийным, - чрезвычайно ценный для ребенка продукт. Оно содержит полныйнабор не только питательных веществ, но и таких, что повышают устойчивость кинфекциям, против которых новорожденный сам по себе беззащитен. Особеннонуждаются в нем физиологически незрелые. Если ослабленный ребенок не можетсосать, нужно сцедить молоко и дать (не стерилизуя, чтобы не разрушитьактивные вещества) из рожка. Благотворно действует раннее кормление и на женщину. Без всякихфармакологических средств ее организм способен быстро прийти в норму. ВЯузском роддоме погибала женщина от кровотечения. Отчаявшиеся спасти ее врачиухватились за последнюю " соломинку": я предложил дать матери покормитьребенка. Кровотечение прекратилось! Это далеко не единственный пример. И еслиб видели вы лицо матери, только что искаженое страданием и вдругпреобразившееся, когда она почувствовала прикосновение губ своего ребенка! Самая красивая женщина в это мгновение прекрасна. И становится ясным, что этои есть для нее наилучший отдых. А как меняется отношение к нежеланномуребенку! Сколько будущих несчастливых жизней способны выправиться в этотсчастливый миг... Да, раннее вскармливание необходимо и ребенку и матери. Мы считаем, что онодолжно начаться в первые 1-30 минут после рождения, в крайнем случае, непозже часа. Конечно, сложившиеся традиции не так легко изменить. Вот почемусейчас появляются компромиссные рекомендации ученых: кормить через 16, 12, 6часов... Мы уверены, что в скором времени будет принята наша рекомендация. ВСША, например, ее уже подхватили и широко используют. - Я сейчас заметил, что разговор все время идет о первых днях ребенка. А ведьНикитины рассказали нашим читателям о большом периоде жизни своих детей... - Первая неделя - критический срок. В это же время решается, приспособится ликрохотное существо к совершенно новым для себя условиям. В этот периодопределяется, избавится ли ребенок от физиологической незрелости или же, наоборот, она у него из-за неправильных мер усугубится. Именно поэтому яуделил столько внимания первой неделе. - Ну а если возможности в эту " узловую" неделю все-таки упущены? Можно личто-то сделать в последующие периоды? - Это во много крат сложнее! Но вполне возможно. Опыт Никитиных, а также ихпоследователей - московских инженеров В. и Л.Скрипалевых, режиссераН.Бурляева и актрисы Н.Бондарчук - тому подтверждение. Все их дети родились сявной физиологической незрелостью, к тому же по ряду причин основные мерыначали принимать после недельного возраста. Тем не менее во всех случаяхудалось добиться замечательных успехов. - Это обнадеживает. Какие же здесь существуют возможности? - Прежде всего по-прежнему недопустимо сдерживать активность ребенка, тугоего пеленая. Рукава в одежде типа распашонки должны быть зашиты до той поры, пока малыш не привыкнет к своим ручкам и не исчезнет опасность травмы. Оченьважно, чтобы кормление грудью продолжалось до года. Я понимаю, что не всегдаэто от матери зависит. Но нередко она по собственной инициативе прекращаетвскармливание. Ошибочное решение! Ничто не может заменить материнское молоко. Причем кормить ребенка следует так часто, как он этого попросит. А вначале онпросыпается, проголодавшись, примерно через каждые три часа. Получается, чтокормить приходится не менее семи раз в сутки да и ночью тоже! Ребенок недолжен страдать от того, что это неудобно для взрослых. Не теряет своего значения холод. Воздушные ванны следует делать передкормлением. Хорошо, если будет 18-16 градусов, для более крепкого малышаможет быть и 14 градусов. - Тот же вопрос: как определить в этот период состояние ребенка? - Вот этапы нормального развития. Они могут служить достаточно четкимориентиром. К полутора месяцам (не позже!) ребенок приобретает способность противостоятьгравитации и начинает расставаться со сгибательной позой. Первойвысвобождается голова. Начинается активное, хотя и робкое, познание мира, возникают зрительные ориентировочные рефлексы. К трем месяцам впервые " развязываются" ручонки. Несколько позднее уже и ножкине сопротивляются разгибанию. Между третьим и четвертым месяцами появляетсяистинное хватание, а рефлекс Робинзона исчезает. Пропадает и пяточныйрефлекс. Ребенок начинает познавать окружающие предметы не только зрением, нои хватая их, осязает и даже пробует на вкус. В пять-шесть месяцев наступает вторая антигравитационная реакция: позасидения. Это совпадает с появлением зубов. И наконец, заключительная победа над гравитацией: в девять-десять месяцевребенок стоит, а вскоре делает первые робкие шажки. При хорошей активности ребенка вполне может быть некоторое опережениеграфика. Напротив, отставание должно встревожить, особенно если оно большое.Ведь тогда вообще все перепутается. Запоздала, например, поза сидения -значит, поздно появятся зубы. Сейчас они нередко " лезут" в девять месяцев, вгод и даже в полтора. Нормальная двигательная активность - это и профилактикакариеса. - Очевидно, своеобразие развития ребенка после недельного возраста в том, чтоон довольно быстро изобретает новые для себя возможности. Поэтомуудовлетворить его потребности в движении можно двояко: либо предоставив егосамому себе, либо дав дополнительную нагрузку - специальные упражнения, спортивный снаряд в кроватке, плавание... Второй путь многих смущает. Онивысказываются за естественный ход событий, протестуют против насилия надприродой. - Никого не удивляет обычный уход за младенцем, удовлетворяющий различные егопотребности. Думаю, мне удалось доказать, что двигательная активность такжежизненно важная потребность. А в полной мере удовлетворить ее ребеноксамостоятельно не может. И если мы стимулируем активность, это никак нельзяназвать насилием над природой. Вот если нет оптимальных условий дляпроявления активности, тогда и следует говорить о своеобразном насилии. Но, подчеркиваю, оптимальных. Крен в другую сторону также опасен. Начну спростого. Хорошо почаще класть малыша на животик. Тогда он стараетсяподнимать головку. это удается ему раньше, чем обычно, так как укрепляютсямышцы шеи. У Никитиных много упражнений для рук. Они учили своих малышей крепкохвататься за протянутые к ним свои пальцы, подтягиваться... В коляскезакрепляли перекладинку, на которой малыш мог тренироваться, когда достаточноокрепнет. Все это хорошо. Их последователи Скрипалевы придумали еще однополезное новшество: наклонную рамку-лесенку в кроватке. Лежащий ребенокподтягивается с ее помощью все выше и выше. повернешь лесенку по-другому - ималыш может стоять. Она учитывает распределение тяжести маленького тельца иподдерживает его. Наибольшие споры, конечно, вызывает раннее плавание. Никитины сожалеют о том, что не научили своих малышей плавать, так как не знали об этом новшестве. Да, их сожаление оправдано. Мы убедились в пользе раннего плавания, наблюдая заОлей Скрипалевой, которая в начала плавать с двух месяцев, и за ВанейБурляевым - он приобщился к этому с девяти дней. Основная польза тут вот вчем. Как указывалось выше, природа " предусмотрела" периодический дефицит кислородау спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную активность. Какаяздесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает дыхание не насекунду, как во сне, а на 30-40 секунд и более! Известный уже нам " пусковоймеханизм" заводится сильнее. А возможности для двигательной активности в воделучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге " ребенок-амфибия" крепче, чем обычный. Не говоря уже о том, что легко приобретается навык плавания, очень важный в жизни. - Часто сомневаются в самой возможности раннего плавания. Конечно, этозабавно: и в нашей стране, и за рубежом плавающих младенцев становится всебольше. Но не верит кое-кто такого рода сообщениям, и все тут! Ведь житейскийопыт говорит: младенец слаб и беспомощен. Интересно выразила это мнение одначитательница: " Не поверю, что малыш не захлебывается и что в ушки вода незаливается, пока мне не объяснят, как это получается". А действительно, как? - Когда мы начали изучать " детей-амфибий", я сразу вспомнил об опыте, которыйдавно демонстрировал студентам. Капнешь утке на ноздри воду, и дыхание у неерефлекторно останавливается. Это и позволяет ей быть ныряющим животным. Удетей оказалось то же самое. Как только ноздри смачиваются водой, тут жеперекрываются воздушные ходы. А система ухо - горло - нос, как известно, единая. Ротовая полость оказывается замкнутой, из-за этого повышаетсядавление е евстахиевых трубах, и уши также перекрываются. - Ваня Бурляев к шести месяцам проводил в воде уже два часа в день, а то иболее - до пяти. Допустимо ли это? Не может ли появиться из-за перетренировоктак называемое " бычье сердце"? - В принципе разделяю подобную тревогу. Чрезмерные нагрузки пагубны. Именнопоэтому я говорил об оптимальных условиях для двигательной активности. Но вданном случае " перетренировки" нет. Ведь два часа (редко больше) Ваня небеспрерывно проводил в воде, а набирал их за сутки. К тому же не толькоплавал, но и рассматривал игрушки на дне, а то и просто неподвижно лежал наповерхности. Конечно, для совсем маленького это было бы слишком долго. Ваня исам начинал в девять дней с короткого знакомства с водой - его просто окунали(к этому времени пуповина, как правило, уже отпадает). - Некоторые энтузиасты раннего плавания предлагают идти еще дальше. Пионерэтого дела в нашей стране И.Чарковский ратует даже за то, чтобы все времядетей в воде держать с самого рождения. К нему присоединяется и В.Скрипалев.Ссылаются они как раз на " невесомость", в которой ребенку легче. Так, мол, онбудет развиваться быстрее. Что вы об этом думаете? - В исключительных случаях стоит прибегнуть и к совету Чарковского. Так можновыходить чрезмерно ослабленного, с глубокой физиологической незрелостьюребенка. Что и было частично с Ветой Чарковской. Она покидала ванну толькодля сна и гуляния. Девочка была недоношенной, вес ее был ниже всякихдопустимых границ - 1600 граммов. А в три месяца она не только сравнялась вразвитии со сверстниками, но и обогнала их! Но рекомендовать это для всех детей... Тут я против. Мы готовим все-такичеловека для жизни в воздушной среде. Жизнь в океане пока фантазия. Сталобыть, основное время ребенок должен находиться не в воде - она нужна ему лишькак вспомогательное средство. Но дело не только в этом. Излишнее увлечениеплаванием сокращает или вовсе ликвидирует возможность удовлетворить другиепотребности ребенка. Нельзя за счет одного обкрадывать его в другом! Нужно исходить из возраста малыша, причем не только укладываться в нормальныйпериод бодрствования, он неодинаков для разных возрастов, но и оставлятьвремя для всего остального, что необходимо бодрствующему ребенку. - Имеете ли вы в виду под " остальным" и интеллектуальное развитие младенца? - Несомненно! И здесь наш разговор переходит в иную плоскость. С самогорождения ребенка его воспитание должно опираться не просто на физиологическуюактивность, а на психомоторную активность. Конечно, все разговоры о якобысознательном восприятии малышом информации лишены основания. Сознания у негонет не только в первый год жизни, но и много позже. Однако это не означает, что мы не можем первых же дней взяться за совершенствование интеллекталичности. Ведь уже действует мощный механизм - подсознание. На него и следуетопираться. Какой же существует к нему " ключик"? Это эмоции. Двигательнаяактивность ребенка обязательно окрашена оционально. Наипервейшее требование: нужно стараться, чтобы любая реакция малыша была емуприятна! Это залог его успешного развития. И это предусмотрено природой: ведьпервыми возникают положительные эмоции и уже затем, при встрече снеблагоприятными условиями, отрицательные. - Позвольте, а крик новорожденного, с которым он появляется на свет? Разве неотрицательна первая его эмоция? - На протяжении многих веков философы ломали головы над этим. Какие только недавались объяснения! И протест нового человека против ожидающей его бреннойжизни, и недовольство более суровыми, чем в материнском чреве, условиями...На самом деле происходит вот что. У плода голосовая щель закрыта. В частности, чтобы околоплодные воды непопали в дыхательную систему, в последнюю стадию беременности у плода уженачались ритмические дыхательные движения, создающие разрежение, котороеоблегчает приток материнской крови. После рождения голосовая щель все ещеспаявшаяся. И первый крик ребенка - это просто-напросто выдох при суженойщели. Ничего отрицательного здесь нет. Напротив, чем сильнее крик, тем лучше.Это также может служить признаком физиологической зрелости. У новорожденного вообще какое-то время отсутствуют болевые реакции. Это точноустановлено нашей лабораторией. А когда они появляются, то могут в принципевыражаться необязательно криком. Но малыш быстро " уясняет", что именно криклучше всего привлекает внимание родителей, и начинает этим пользоваться.Получается, что это мы, взрослые, приучаем его кричать. - Другое сомнение. Вы сказали, что ребенку все должно быть приятно. Носердобольные мамы как раз к этому и стремятся: стараются устроить для него" райскую жизнь". Пусть, мол, нежится, пока можно, успеет еще натерпеться. Какже вяжется это с условием, которое вы выдвинули ранее: подвергать малышаразличным испытаниям - холодом, физическими нагрузками?.. - О, это очень важно! Нельзя ограждать ребенка от контактов с внешней средой.Он не должен получать готовое удовольствие - на блюдечке с голубой каемочкой, как говорится. Он должен сам, проявив активность получить положительныеэмоции. Наша лаборатория расшифровала физиологический смысл информации.Только та информация представляет для ребенка ценность, которая вызываетдвигательную активность и обеспечивает тем самым рабочие возможности егоорганизма Возможности, которые нужны сейчас и которые потребуются в будущем.Возможности тела и возможности мозга. Так что ни в коем случае нельзязабывать о важнейшем инструменте эволюции - удовольствии, но пользоваться имследует умело. Не потакать нужно ребенку, а научить его трудом добыватьнаграду. А получив ее, он захочет вновь и вновь повторять то, что ужепопробовал сделать. Только так возможно полноценное развитие. С этой точкизрения известное изречение " труд создал человека" приобретает новое, физиологическое звучание. - Как же можно создать положительный эмоциональный настрой у ребенка иповышать на этом фоне его интеллект? - Нужно всемерно развивать познавательный рефлекс. Существует такое понятие - комплекс оживления. Малыш оживляется, видя лицоматери, игрушку, ванночку... Так он устанавливает контакт с внешним миром.При этом возникает двигательная активность и улыбка - проявлениеположительных эмоций. Если вы будете просто улыбаться ему - уже хорошо.Контакт расширяется. Дети, недополучающие улыбку или вовсе ее лишенные, сильно отстают в развитии. Но можно пойти еще дальше: отвечать не только наулыбку, но и на гуление. Наталья Бондарчук придумала целый " язык" гуления дляобщения со своим сынишкой. Смысловой информации он практически не несет, ноэмоционально чрезвычайно насыщен! Это очень ценно. И контакт резкоувеличивает, и облегчает овладение в дальнейшем настоящей речью. Можно пойти еще дальше. Развесить по стенам карты, азбуку, числа, нарисоватьбуквы и цифры на игрушках, включать музыку, обращаться к ребенку наиностранном языке. Последний прием интересно использован в семье Скрипалевых.Владимир с самого рождения детей разговаривает с ними только по-английски, аЛариса - только по-русски. В результате ребята легко, непроизвольно осваиваютоба языка - и " папин" и " мамин". Это подтверждает, что полезная информацияхотя и не воспринимается грудным младенцем сознательно, но откладывается вего подсознании и потом скажется. Только нужно учитывать два требования. Вы должны быть убеждены, что то, чемвы " пичкаете" своего ребенка, потом ему действительно будет полезно. Иследует сделать максимальный упор на его самостоятельные действия. Например, недостаточно, если ребенок только слышит музыку. Гораздо больше пользы, еслион сам попробует извлекать звуки. Забавно было наблюдать, как Ваня Бурляевтерзал губами клавиши игрушечного рояля. Постепенно он стал " общаться" смузыкальными звуками более осмысленно. Когда ребенок делает сам, он творит. В нем воспитывается творец. В противномслучае всего лишь исполнитель. Здесь имеет значение все. Малыш много ползает- значит, самостоятельно познает мир. Взял погремушку - тоже познание.Засунул ее в рот - еще лучше: в познание включаются все чувства, емудоступные. Очень важны зачатки игр, которые возникают в это время. Причем, если ребенок активен, самостоятелен, не надо бояться, что он устанет. Он сампереключится, когда нужно, на что-нибудь другое и избежит таким образомусталости. В заключение хочу подчеркнуть, что перед нами двуединый процесс. Развитиемозга стимулирует физическое развитие, а это, в свою очередь, открывает новыевозможности для интеллекта. Известно, что организм в начальной стадии как быповторяет в ускоренном темпе эволюцию жизни на Земле. Видим мы это и в нашемслучае. Так когда-то взаимодействие мозга и руки, взаимное их " подталкивание" вперед позволили обезьяне превратиться в человека. Очевидно, возможностиэтого явления безграничны. Используя его, можно сделать человека во многократ совершеннее и физически и интеллектуально. Итак, исследователи-энтузиасты и видный ученый, начав с разных исходных точек- практики и научной теории, - пришли к одному и тому же выводу: существующиеметоды воспитания детей необходимо во многом пересмотреть. Очевидно, вескиеаргументы, выдвинутые профессором Аршавским и супругами Никитиными вподтверждение своих мыслей, должны быть внимательно рассмотрены специалистамив данной области. Они заставили нас по-новому взглянуть на проблемувоспитания, они показали огромные, не вскрытые пока еще резервы в развитиидетей.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.