Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Любимые учебные пособия




Этой чуткостью и восприимчивостью детского ума мы постарались воспользоватьсяи в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса, времени, с чертежом, планом и т.д. Касса больших (60 миллиметров) письменных букв, согнутых из проволоки, нетолько позволяла составлять слова-поезда: " МАМА", " АНЯ", " ДОМ", но и обучатьсоставителя поездов письму. Он не догадывался об этом, но, составив " поезд", обязательно " проверял" все " вагоны", обводя пальчиком все буквы по порядку. Дедушке трудно рассмотреть на маленьком термометре за окном, какой сегодняморозец. Ему помогут малыши, Ваня и Люба, - они установят точно такую жетемпературу на учебном термометре метрового роста, где очень крупные деленияи подвижная красно-белая ленточка позволяет установить любую температуру, какая бывает на нашей земле. Со стены можно снять и часы с большим циферблатом, в которых часовая стрелкапередвигается в 12 раз медленнее минутной, как на настоящих часах, нопоказать они могут любое время, стоит только малышу покрутить шестеренкусзади. Эта игрушка позволяет ребятишкам на несколько лет раньше сверстниковосвоить часы и измерение времени. Есть у нас " игрушка", которая учит завязывать узлы. На рамке из дюралевыхуголков и трубок в верхней половине завязаны образцы: 14 различных узлов, отсамых простых до очень сложных, вроде альпинистского " узла укорачивания". А внижней 14 " концов" из капронового шнура позволяют завязывать копии этихузлов, что и взрослым не всегда удается. Чтобы малыши познакомились с картой и планом, у нас есть и глобус, и пландома, физическая карта мира и учебная школьная, где рядом с планом местностиизображен и ее рисунок. Уже пяти-шестилетние ребятишки с удовольствиемнаходят, где на плане дорога, лес или село, нарисованные на рисунке, илинаоборот. А когда научатся читать, то задают друг другу задачи по карте мираи знают не только материки, океаны и моря, но и много государств, столиц, реки гор и любят совершать путешествия по суше и по морю. Даже простая на первый взгляд таблица сотни дает малышам много пищи дляразмышлений и возможности задавать друг другу массу задач. Сначала они простопоказывают пальчиком числа и называют их по порядку: кто дальше? И быстроуясняют, что после " двадцать девять" идет не " двадцать десять", а " тридцать", то есть усваивают порядок чисел, а потом начинают сосчитывать разныепредметы. Когда все числа уже знакомы, мы даем задачки: кто быстрее найдетчисло 27? 49? 93? Затем по этой же таблице ребята овладевают сложением, находя, например, сумму чисел, расположенных по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом они изобретают разные способы сложения и быстро привыкаютк математической терминологии. С началами геометрии дети знакомятся по разнообразным геометрическим фигурам, вырезанным из цветной бумаги и приклеенным к стене. Здесь же указаны основныелинии фигур и их названия, высота, медиана, диаметр, радиус... И малыши оченьрано отличают угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности ит.п. А в строительных наборах есть и шары, и цилиндры, и конусы, и пирамиды, и мы называем все эти геометрические тела их " математическим именем". В нашей мастерской учебными пособиями фактически служат и измерительныеприборы: весы, динамометры, секундомеры, штангенциркули и пр.; иразнообразные материалы: от фанеры и жести до всевозможных пластмасс; иразные инструменты для обработки дерева и металлов, в том числеэлектроинструменты, требующие умения и осторожности в обращении. Наконец, игры. В первую очередь это конструкторы: пластмассовые с крупнымидеталями для малышей; конструкторы-механики и даже большой электронныйконструктор, которым увлекаются старшие. Особое место среди всех учебных пособий занимают наши развивающие игры, которые мы назвали ступеньками творчества. Это игры необычные, они родились вобщении с детьми и при их непосредственном участии. В них можно играть уже навтором году жизни, как только малыш начинает различать форму и цвета, и в нихже с удовольствием играют подростки и даже взрослые. Что же такое развивающие игры? При всем своем разнообразии они объединены подобщим названием не случайно: все они исходят из общей идеи и обладают однимии теми же характерными особенностями. Лучше всего проследить это на примере.Вот игра " Сложи узор". Шестнадцать ее кубиков окрашены необычно - все шестьграней по-разному. К ним приложены почти сто рисунков с узорами, начиная спростейших, доступных детишкам в полтора-два года и кончая очень сложными, скоторыми справится не всякий взрослый. И каждое это усложнение узора малышдолжен понять и преодолеть самостоятельно, как бы сделать для себя маленькоеоткрытие. Первые узоры могут быть легкими, то есть ниже его возможностей, но, поднимаясь как по лесенке от узора к узору, он подходит и к таким, которыезаставляют его напрячься полностью, включить все умственные и волевыеспособности " на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - онвидит свои успехи, испытывает огромное удовольствие от того, что трудно, аполучилось, и просит еще. Но вот на каком-то узоре малыш остановится - не сумеет его сложить; например, дошел до узора, где нужны двухцветные грани (" домик", " фонарик"). Он крутиткубики и так и сяк - нет, " домик" никак не получается! Значит, он добрался допотолка своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, идля старшего: подсказывать ни словом, ни жестом нельзя! Можно только утешитьогорченного малыша и обязательно обнадежить его: " Еще и еще раз попробуешь -получится! " И когда завтра или через несколько дней, даже недель, наконецпреодолена и следующая ступенька, это воспринимается ребенком как большоедостижение, возбуждает желание двигаться все дальше и дальше. И этодействительно достижение - ребенок самостоятельно решил эту задачу, котораяеще вчера ему не давалась, была ему не под силу. И при этом ему никто не подсказывал, не показывал. Он додумался сам, чтокрыша домика должна получаться из двух кубиков, сложенных особым образом: оказывается, прямой угол может получиться и так! Это целое открытие! А оновлечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать.Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей! Подобную картину можно наблюдать и зо время игры в " Уникуб", в " Кирпичики", " Внимание": те же задания-ступеньки, то же максимальное напряжениеинтеллектуальных сил, та же радость совершающего открытия и как результатразвития каких-то сторон творческих способностей ребенка. В основуразвивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и" самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразунесколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннеговозраста. Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитиеспособностей. В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенокразвивается наиболее успешно. В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своемусодержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создаютатмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себяприобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самомуразмышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и долженсделать сам. Первая же попытка ввести развивающие игры даже в небольшой дозе (два-три разав неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского садапоказала, что темп умственного развития малышей может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который" через день по столовой ложке" можно достичь желаемых результатов.Развивающие игры не могут заменить " этих грязных железок" и верстака синструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода клюбым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий междупринципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которыхстроится вся система обращения с детьми в семье.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.