Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И широкое поле деятельности




Конечно, под богатой обстановкой я понимаю не ковры, хрусталь, польскуюмебель и т.п. Все это предназначено для отдыха взрослых, а ребенку от такогобогатства пользы мало: полированным миром вещей-недотрог можно лишьлюбоваться, а делать в нем ничего нельзя. Правда, для ребятишек в возрасте додвух лет даже простое разглядывание предметов и их изображений занимает до 20процентов всего времени их бодрствования и является важным развивающимфактором. Но чем старше становится ребенок, тем менее его удовлетворяет односозерцание, и он тянется к каждому предмету рукой и начинает его пробоватьсначала " на вкус", потом " на стук", потом на всякое другое его применение. Новедь хрусталь для этого не годится, а вот если малышу рано попадают в рукикарандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, картон, краски, пластилин, кубики - все то, чем можно работать (действовать, строить, делать), тембогаче условия его развития. Мы рано заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они имбыстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуютсявзрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами, приборами... А заметив это, разрешили малышам " войти" в нашвзрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Мы ужеписали в первом разделе книги, как мы начинаем знакомить малышей с этимсложным миром реальных вещей. Того же принципа самостоятельности мыпридерживаемся и в дальнейшем, не требуя от малышей " не брать без спроса", нотребуя " класть на место". При этом, приветствуя исследовательскуюдеятельность, мы запрещаем ломать, рвать, портить вещи " просто так" - " созла" или от нечего делать. Доступность вещей не означает, однако, что детям позволено все трогать ибрать без разрешения. У нас есть вещи - и их действительно огромноебольшинство, - которыми дети могут пользоваться в любое время по своемуусмотрению. Перечислять их бессмысленно: это все то, что не входит в двезапретные категории: чужие и ценные вещи. Под " чужими" понимаются буквальночужие, а кроме того, личные вещи - на папином или мамином столе, в дедушкинойкомнате, в чьей-то сумке или портфеле, которые неприкосновенны. Эти вещиможно брать только с разрешения. А ценные вещи - на них также налагался, безусловно, строгий запрет - это часы, магнитофон, фотоаппараты, пишущаямашинка и т.п., тонкие механизмы, которые ребенок по незнанию может легкоиспортить. Мы не прятали их от детей, не убирали подальше, но давали понять спервого же знакомства, что эти вещи трогать нельзя. И я не помню случая, чтобы по вине малышей что-нибудь из дорогих вещей вышло из строя, хотя онибыли всегда доступны, а дети часто оставались с ними наедине. Думаю, так получалось потому, что подобных запретных вещей было очень немногои они не были детям совершенно незнакомы. Обычно малыши рассматривали ихвместе с кем-нибудь из взрослых или старших, и они переставали бытьпритягательными своей неизвестностью. А главное, у детей нашими стараниямивсе больше появлялось других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами истроительными материалами, все это, помимо обычных игрушек, кукол, которых удетей тоже много. В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить. Были как-то у насв гостях целую неделю два брата - двухлетний Витя и шестилетний Дима. Как жеони были довольны, что молотки бывают разного роста и гвозди тоже и что доскуможно прибивать гвоздями к обрубку бревна на полу. С каким усердием онивколачивали в бедную доску гвозди один за другим, получалось это у них вселучше и лучше. А мы с их мамой - доктором - глядели на " мастеров" и говорилидруг другу: " Как же не хватает малышам в современной квартире вот такогонастоящего дела! " Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявитьсебя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писатьмелом, - сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в" Детской энциклопедии" карта, - повесили большую карту полушарий на стенку.Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные иписьменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянныекирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг -от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы.Вот это-то мы и назьваем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открываетсябогатое поле деятельности. Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью онможет представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на беломпотолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания " на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта илитаблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудитьинтерес к какой-то области знания и даже развить определенные способностиребенка. Те, кто знаком с биографией женщины-математика Софьи Ковалевской, моглиобратить вниманне на такую деталь: стены ее детской были оклеены страницамииз математической книги. Но мало кто верит в связь между этими страничками сформулами и чертежами и ярким математическим талантом девочки Сони. У нас в семье, видимо, точно так же " сработала" таблица Менделеева, накоторую обратил внимание в " Детской энциклопедии" трехлетний Антон. А позженачались дымы, запахи, вспышки, появился конструктор " Юный химик") целаястена в мастерской, забитая химической посудой и химикатами. Потомхимико-механический техникум, победа в химической олимпиаде и, наконец, химфак МГУ.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.