Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология ремонта всыпных обмоток






Многолетняя практика эксплуатации отремонтированных электрических машин с частично замененными обмотками пока­зала, что они, как правило, выходят из строя после непродолжи­тельного времени работы. Вызвано это рядом причин, в том числе

нарушением при ремонте целостности изоляции неповрежденной части обмоток, а также несоответствием качества и срока службы изоляции новой и старой частей обмоток. При ремонте электри­ческих машин с поврежденными обмотками наиболее целесооб­разна замена всей обмотки с полным или частичным использова­нием ее проводов. Поэтому в настоящем разделе приведено опи­сание ремонтов, при которых поврежденные всыпные обмотки статоров, роторов и якорей заменяют полностью вновь изготов­ленными на ремонтном предприятии.

Изготовление всыпных обмоток начинают с заготовки отдель­ных катушек на шаблоне. Для правильного выбора размера шаб­лона необходимо знать основные размеры катушек, главным обра­зом их прямолинейной и лобовой частей. Размеры катушек об­мотки ремонтируемых машин могут быть определены замером старой обмотки.

Намотка катушек. Катушки всыпных обмоток наматывают на простых или универсальных шаблонах с ручным или механичес­ким приводом. Ручная намотка катушек на простом шаблоне требует больших затрат труда и времени. Чтобы ускорить про­цесс намотки, а также уменьшить количество паек и соединений, применяют механизированную намотку катушек на станках со специальными шарнирными шаблонами, позволяющими после­довательно наматывать все катушки, приходящиеся на одну кату­шечную группу или всю фазу.

Перед намоткой катушек или катушечных групп следует тща­тельно ознакомиться с обмоточно-расчетной запиской ремонти­руемой электрической машины, в которой указаны: мощность, номинальное напряжение и частота вращения ротора электричес­кой машины; тип и конструктивные особенности обмотки; число витков в катушке и проводов в каждом витке; марка и диаметр об­моточного провода; шаг обмотки; количество параллельных вет­вей в фазе; число катушек в группе; порядок чередования кату­шек; класс применяемой изоляции по нагревостойкости, а также различные сведения, относящиеся к конструкции и способу изго­товления обмотки.

Нередко при ремонте обмоток двигателей приходится заменять отсутствующие провода требуемых марок и сечений имеющимися проводами. По этим же причинам намотку катушки одним прово­дом заменяют намоткой двумя (и более) параллельными провода­ми, суммарное сечение которых эквивалентно требуемому. При замене проводов обмоток ремонтируемых электродвигателей предварительно (до намотки катушек) проверяют коэффициент заполнения паза, который должен соответствовать значению, ис­пользуемому при расчете обмотки.

Расклиновка обмотки. Провода обмотки, лежащие в пазу, долж­ны прочно удерживаться в нем, для чего применяют пазовые кли­нья, изготовляемые главным образом из сухого бука или березы.

Клинья делают также из различных изоляционных материалов со­ответствующей толщины, например из пластмассы, текстолита или гетинакса, и изготовляют на специальных станках. Длина клина должна быть больше длины сердечника статора на 10... 15 мм и рав­на или на 2...3 мм меньше длины пазовой изоляции. Толщина кли­на зависит от формы верхней части паза и его заполнения. Дере­вянные клинья должны быть толщиной не менее 2 мм. Чтобы при­дать деревянным клиньям влагостойкость, их проваривают 3...4 ч в олифе при 120... 140 °С, а затем сушат 8... 10 ч при 100...ПО °С.

Сборка схемы обмотки. Окончив укладку катушек в пазы и расклиновку обмотки, собирают схему. Если фаза обмотки намотана отдельными катушками, сборку схемы начинают с последователь­ного соединения катушек в катушечные группы. За начала фазы принимают выводы катушечных групп, выходящие из пазов, кото­рые расположены вблизи выводного щитка. Эти выводы отгибают к корпусу и предварительно соединяют катушечные группы каж­дой фазы, скручивая зачищенные от изоляции концы проводов катушечных групп.

Проверка сборки схемы. После сборки схемы обмотки проверя­ют электрическую прочность изоляции между фазами и на корпус путем приложения напряжения, а также правильность соединения схемы. Для проверки сборки схемы используют самый простой способ — кратковременно подключают статор к сети 127 или 220 В, а затем к поверхности его расточки прикладывают стальной ша­рик (от шарикоподшипника) и отпускают его. Если шарик враща­ется по окружности расточки — схема собрана верно. Эту провер­ку можно провести также с помощью вертушки.

Для проверки правильности сборки схемы и отсутствия витковых замыканий в обмотках ремонтируемых машин применяют ап­парат типа ЕЛ, который служит также для нахождения паза с короткозамкнутыми витками в обмотках статоров, роторов и якорей, проверки правильности соединения обмоток по схеме и марки­ровки выводных концов фазных обмоток машин. Он обладает вы­сокой чувствительностью, позволяющей выявлять наличие одного короткозамкнутого витка на каждые 2000 витков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.