Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И подготовке к семинару






Изучение темы следует начать с выяснения предмета истории социологии, принципов периодизации и классификации социологических учений. Затем целесообразно перейти к характеристике истоков социальной мысли и предшественников социологической науки. Процесс ее институционализации следует рассмотреть в контексте генезиса и эволюции классических социологических теорий (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Рассматривая натуралистическое направление в социологии, необходимо указать на роль учения Ч. Дарвина и биологической науки в формировании социологического мышления, показать эволюционизм как идейно-методологическую основу натуралистических школ в социологии. Затем следует рассмотреть социологическую концепцию марксизма, обратив внимание на ее поздние интерпретации, показать место марксистской теории в истории социальной мысли XIX - ХХ вв. Изучение классических теорий следует дополнить характеристикой антипозитивизма и психологического направления в социологии. Завершить изучение темы целесообразно разбором интегральной социологии П. Сорокина.

Подготовку к семинару следует начать с общей характеристики предыстории и социально-философских предпосылок социологии как науки. Рассматривая социологический проект О. Конта, необходимо понять сущность его позитивистского метода. При этом важно уяснить предложенную ученым классификацию (иерархию) наук и место в ней социологии, а также его взгляды на методы изучения социальной реальности. Затем следует рассмотреть представления О. Конта о социальной статике и социальной динамике, дать характеристику закону трех стадий развития науки, мировоззрения и общества. При этом следует иметь в виду, что эволюционизм был одним из методологических принципов построения ученым своей социологической теории. В заключение следует определить роль О. Конта и его учения в формировании предпосылок институционального оформления социологии как науки.

При подготовке второго вопроса необходимо рассмотреть главные принципы теоретических построений Г. Спенсера: понимание общества как организма и связанное с ним моделирование социальной системы по физиологической модели, идею всеобщего закона эволюции как закономерного органического процесса. Характеризуя понятийный аппарат социологической теории Г. Спенсера, следует обратить внимание на понятия «социальная интеграция», «социальная дифференциация», «социальный институт». Кроме того, важно уяснить представления ученого о закономерностях общественного развития, а также его вклад в создание системы индуктивной социологии на основе использования сравнительно-исторического метода. В заключение необходимо определить место социологии Г. Спенсера в истории обществознания и влияние его идей на дальнейшее развитие социологической науки.

Подготовку к третьему вопросу следует начать с уяснения предмета социологии Э. Дюркгейма. Для этого необходимо рассмотреть понятие, природу и виды социальных фактов, которые, по мнению ученого, составляют объективную социальную действительность. При этом важно показать, что дюркгеймовское определение предмета социологии непосредственно связано с его базовой теоретико-методологической концепцией «социологизма», утверждающего принцип специфичности и автономности социальной реальности, первичной по отношению к индивидуальной биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. В качестве примера применения концепции «социологизма» к анализу конкретного социального явления целесообразно рассмотреть предпринятое ученым исследование самоубийства. Характеризуя метод социологии Э. Дюркгейма, следует обратиться к его программному произведению «Правила социологического метода», где обосновываются принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. В общественно-исторических построениях ученого необходимо выделить идею о решающем значении в социальной эволюции разделения труда и представление о содержании исторического процесса как переходе от механической солидарности к органической. В заключение следует определить роль Э. Дюркгейма в генезисе и последующем оформлении французской социологической школы, показать влияние его идей на развитие европейской и мировой социологической мысли.

Изучение четвертого вопроса целесообразно начать с выяснения идейно-теоретических предпосылок творчества М. Вебера, краткой характеристики идей неокантианцев и В. Дильтея, оказавших влияние на взгляды ученого. Уяснив основные методологические установки М. Вебера, следует перейти к изучению концепции социального действия, занимающей центральное место в его социологической системе. Характеризуя М. Вебера как основоположника «понимающей» социологии, важно уяснить, что главной идеей его социальной философии была экономическая рациональность, нашедшая свое последовательное выражение в современном капиталистческом обществе. При этом категории экономической науки, превращаясь в «идеальные типы», становятся у М. Вебера инструментом историко-социологического анализа. Конкретно социологическую разработку идея рациональности получила в исследованиях М. Вебера по социологии сельского хозяйства и промышленности, религии, бюрократии, науки, права, политики, культуры, знакомство с которыми дает более полное представление о весьма разностороннем наследии ученого. В заключение следует показать, что «понимающая» социология М. Вебера, явившись ответом на позитивистские и натуралистические ориентации в обществознании, оказала решающее воздействие на социологическую науку в ХХ в.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему О. Конта и Г. Спенсера считают основоположниками социологии как науки?

2. В чем заключается сущность теории социального реализма и учения о методе социологии Э. Дюркгейма?

3. Какова, по К. Марксу, роль экономической необходимости в социальной, политической и духовной жизни? Подтверждаются ли, по вашему мнению, основные положения марксистской социологии в современных условиях?

4. Что такое «понимающая» социология М. Вебера?

5. В чем заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П.А. Сорокина?

6. Какие идеи классиков социологии сохранили свою ценность до настоящего времени?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.