Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства общения учителя физической культуры с учащимися






 

Все средства общения делят на две группы: речевые и нере­чевые.

Речевые

       
   

 


монологическая речь диалогическая речь

 

Рассказ, доклад команды свободный диалог направленный диалог (беседа)

 

лекция выступление

 

 

Неречевые

           
     
 

 


Жесты Предметы Мимика Коды, символы Действия

 

Речевые средства общения являются основными как по час­тоте использования, так и по содержательности. Они позволяют выражать тонкие оттенки чувств, мыслей, побуждений челове­ка. С помощью речи учитель физической культуры отдает рас­поряжения, объясняет, оценивает поведение и действия учащих­ся, регулирует их состояние.

Речь бывает монологической и диалогической.

Монологическая речь — это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний учителем

Диалогическая речь - это обмен репликами между обеими общающимися сторонами. Она используется для обмена мне­ниями, согласования совместных действий.

Среди различных функций речи (сигнификативной, то есть обозначения предметов, явлений, действий и т. д., обобщающей и др.) особое значение для педагогической деятельности приоб­ретает коммуникативная функция, имеющая три стороны: ин­формационную, выразительную и волеизъявления.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и умений и тесно связана с функциями обозначения (например, использование спортивной терминологии) и обобщения (на­пример, отнесение того или иного показателя двигательной дея­тельности к определенной группе двигательных качеств: быст­роты реагирования — к качествам быстроты; усилия, развивае­мого при сжатии динамометра, - к группе силовых качеств и т. д.). Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно отражающее ту или иную мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление и у учащегося.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отно­шения говорящего к предмету сообщения. По тембру, громко­сти голоса, по паузам и т. д. узнают, спокоен или взволнован человек, сердится он или радуется, утомлен или скучен. Через речь учитель передает учащимся свое отношение к их поступкам и делам. По речи учащиеся легко распознают искренность эмоций учителя или его равнодушие.

Волеизъявление отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям. Оно тесно связано с убеждением и внушением.

Неречевые средства общения. Наиболее распространенными из неречевых средств общения являются жесты, сочетаемые с мимикой. Они отражают динамическую сторону общения, в отличие от внешнего облика и физиогномической маски, создающих статичную сторону общения.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Жесты оживляют речь, но слишком частые и однообразные, суетливые, резкие жесты раздражают. Мимика - это динамическое выражение лица в данный момент общения. Хотя некоторые элементы жестикуляции и мимики врожденные, они в основном обусловлены воспитанием. Умелое владение ими помогает учителю передавать нужную информацию учащимся, отражать свое настроение и при необходимости заражать им своих учеников.

Общение действиями занимает на уроках физического воспитания и учебно-тренировочных занятиях большое место. Оно включает показ физических упражнений, то есть передачу содержания общения; движения, выражающие отношение учители к ученику (например, похлопывание по плечу в знак одобрении его действий) или учеников друг к другу (например, выражена угрозы замахиванием руки).

Предметные средства общения. К неречевым средствам общения относится обмен вещами. Например, при выполнении упражнения в форме соревнования -- какая шеренга учеником быстрее передаст из одного конца в другой набивной мяч сигналом к осуществлению упражнения каждым учеником мо­жет явиться получение им мяча от рядом стоящего партнера Вручение подарков, награждение победителей призами тоже относится к предметным средствам общения.

Кодово-символическое общение осуществляется учителем фи­зической культуры с учащимися с помощью схем, формул, гра­фиков.


 

 

       
 
 
   
Мотивы

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.