Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость структуризации в программировании






ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ

Развитие индустрии создания программных средств и все более широкое ис­пользование различных программ для удовлетворения информационных потребно­стей человека существенно повышают требования к надежности программного из­делия, т. е. к уменьшению числа оставшихся невыявленных ошибок в программе и таких неучтенных ситуаций, при возникновении которых программа может выдать неопределенный результат или прекращает свое нормальное функционирование.

Значительное увеличение сложности задач, решаемых с помощью ЭВМ, при­водит к увеличению размеров и сложности программ, что порождает дополнитель­ные трудности при их разработке и отладке. Увеличение продолжительности жизненного цикла программ приводит к тому, что с течением времени из-за изме­нения условий использования программ возникает необходимость их модифика­ции, повышения их эффективности, удобства пользования ими.

Для разрешения возникших при этом проблем в практике программирования выработан ряд приемов и методов, которые принято называть методами структур­ного программирования.

Под структурным программированием понимают такие методы разработки и записи программы, которые ориентированы на максимальные удобства для воспри­ятия и понимания ее человеком. При прочтении программы в ее следующих друг за другом фрагментах должна четко прослеживаться логика ее работы, т. е. не должно быть " скачков" на фрагменты программы, расположенные где-то в другом месте программы.

Структурное программирование — " программирование без go to", т. е. не ис­пользуются операторы перехода без особой необходимости. В связи с этим отдель­ные фрагменты программы представляют собой некоторые логические (управляю­щие) структуры, которые определяют порядок выполнения содержащихся в них правил обработки данных. Любая программа получается построенной из стандарт­ных логических структур, число типов которых невелико. Процедуры и функции

Основные логические структуры описаны нами ранее:

следование — последовательность операторов, групп операторов, выполняе­мых друг за другом в порядке их следования в тексте программы;

ветвление — управляющая структура, которая в зависимости от выполнения заданного условия определяет выбор для исполнения одного из двух или более за­данных в этой структуре групп операторов;

повторение — цикл, в котором группа операторов может выполняться по­вторно, если соблюдается заданное условие.

Существенная особенность всех этих структур — то, что каждая из них имеет только один вход и только один выход, что и обеспечивает логически последовательную структуру программы. Все эти структуры определяются рекурсивно, т. е. каждая из входящих в структуру групп операторов может быть одним оператором, группой операторов и может быть любой из допустимых структур — допускается вложение структур.

Так как программа задает правила обработки данных, то проектирование самих данных при изготовлении программы имеет не менее важное значение, чем проек­тирование правил их обработки. Очевидно, что, чем четче определены сами дан­ные, тем легче разрабатывать правила их обработки. Простота и надежность про­граммы существенно зависят рт того, насколько удобно отдельные обрабатывае­мые данные объединены в некоторые структуры. При этом язык программирования Паскаль требует от программиста четкого описания вводимой в употребление структуры данных, что позволяет транслятору обеспечивать работу с каждой такой структурой и следить за корректностью ее использования.

Для того чтобы возложить на транслятор контроль за корректностью использо­вания в программе различных типов данных, в Паскале требуется описывать константы и переменные перед их применением с указанием их типа. Чтобы эти описа­ния было легче использовать транслятору или программисту, Паскаль требует чет­кой структуризации программы, отводя для различного рода информации строго отведенное место (см. структуру программы).

Метод нисходящего проектирования программ. С массовым внедрением вычислительной техники процесс программирования постепенно превращается в промышленное изготовление программ. Для этой цели создаются разнообразные технологии программирования. Примерами таких технологий могут служить тех­нология нисходящего программирования и технология восходящего программиро­вания.

Технология нисходящего программирования базируется на методе програм­мирования " сверху-вниз". Часто этот метод называют методом пошаговой детали­зации. Большинство специалистов в области программирования придерживаются той точки зрения, что именно этот метод создает предпосылки к решению сложных проблем. Основой такого метода является идея постепенной декомпозиции исходной задачи на ряд подзадач. Сначала формулируется самая грубая модель решения, отдельные детали которой на первом этапе могут быть довольно расплывчатыми (как вид какого-либо участка земли с большой высоты, в котором неразличимы мелкие подробности). По мере разработки программы, разбивая наиболее неясные части алгоритма и добиваясь все более точных и детализированных формулировок, мы получаем более подробное решение, как бы опускаемся с большой высоты ни­же и начинаем при этом различать более мелкие детали. Решение отдельного фрагмента сложной задачи может представлять собой самостоятельный программный блок, называемый подпрограммой. Такой процесс детализации продолжается до тех пор, пока не станут ясны все детали решения задачи. В этом случае программу решения сложной задачи можно представить как иерархическую совокупность от­носительно самостоятельных фрагментов — подпрограмм.

Таким образом, подпрограммой называют обособленную, оформленную в виде отдельной синтаксической конструкции и снабженную именем часть программы. Использование подпрограмм позволяет, сосредоточив в них подробное описа­ние некоторых операций, в остальной программе только указывать имена подпро­грамм, чтобы выполнить эти операции. Такие вызовы подпрограммы возможны не­однократно из разных участков программы, причем при вызове подпрограмме мож­но передать некоторую информацию (различную в разных вызовах), чтобы одна и та же подпрограмма выполняла решение подзадачи для разных случаев.

Понятие подпрограммы как обособленной именованной части программы со своими собственными объектами (константами, переменными и т.п.) является во многих языках программирования основным средством структурирования про­грамм. Современные подходы к разработке программ поощряют явное оформление в виде подпрограммы любого достаточно самостоятельного и законченного про­граммного фрагмента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.