Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беларусь во II половине ХХ века. Программа практических занятий по истории Беларуси

Программа практических занятий по истории Беларуси

(2014-2015 гг.).

 

Методический семинар.

1. Предмет, задачи и функции исторической науки.

2. Основные источники по истории Беларуси.

3. Развитие отечественной историографии. Современное состояние науки.

4. Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси.

Конспект:

1. Вспомогательные исторические дисциплины.

2. Знаменитые историки Беларуси.

 

План семинара № 2. Беларусь в раннем средневековье.

Основные понятия: первобытное общество, каменный, бронзовый и железный век, «неолитическая революция», археологические культуры, ассимиляция, колонизация, вече, дружина, натуральное хозяйство, погост, феодализм, вервь, путь из варяг в греки, вотчина, холопы, закупы, рядовичи, тиун, детинец, посад, двоеверие, агиография, кириллица, скрипторий, апсида, неф, крестовокупольный храм, плинфа, голосники, романский стиль.

 

Вопросы к обсуждению.

1. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси: каменный век

2. Становление государственности у восточных славян. Киевская Русь.

3. Первые государственные образования на территории Беларуси (VIII – перв. пол. XIII вв.).

4. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – XIII вв.

Конспект:

1. Принятие и распространение христианства (начало христианизации Руси (Владимир Святославич); основные причины принятия христианства; установление церковной организации, ее структура; епархии на территории Беларуси; пути и способы распространения христианства на Беларуси; двоеверие; значение новой религии).

2. Культурное развитие белорусских земель в IX - XIII вв. (письменность (Кирилл и Мефодий), жанры литературы (летописи, церковная литература, агиография, наиболее значимые произведения); развитие архитектуры (культовая и оборонительная: памятники, техника исполнения); монументальная живопись (фрески, мозаика); иконопись и книжная миниатюра; декоративно-прикладное искусство; деятельность христианских просветителей (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Аврамий Смоленский).

Сообщения:

1. Путь «из варяг в греки» в экономической и политической жизни Полоцкого княжества.

2. Борьба населения белорусских земель с иноземными захватчиками (XIII в.).

3. Культурно-просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.

Презентации:

1. Полоцкая и Гродненская школы зодчества: характерные черты, памятники.

2. Декоративно-прикладное искусство на белорусских землях в IX - XIII вв.

План семинара № 3. Белорусские земли в составе ВКЛ (середина XIII – п.п. XVI).

Основные понятия (ко всей теме): федерация, магнаты, шляхта, воеводство, гетман, канцлер, магдебургское право, маршалок, подскарбий, паны-рада, уния, привилей, статут, староста, каштелян, волока, крестьяне похожие и непохожие, крепостное право, дякло, мезлево, панщина, чинш, мещане, магистрат, ратуша, юридики, сословия, шляхта, мещане, духовенство, «Устава на валоки», фольварок, Ренессанс (Возрождение), гуманизм, готический стиль, белорусская готика.

Вопросы к обсуждению:

1. Создание Великого княжества Литовского: различные теории и концепции. Роль белорусских земель в становлении белорусско-литовского государства.

2. Государственный и общественный строй ВКЛ. Статуты ВКЛ.

3. Общественно-политическое развитие ВКЛ во второй половине XIII – первой половине XVI вв. Кревская уния и ее результаты.

4. Основные направления внешней политики ВКЛ.

5. Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе ВКЛ. Аграрная реформа Жигимонта II Августа (волочная помера).

Конспект:

1. Культура белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI вв. (формирование белорусского языка; роль церкви и монастырей в распространении грамотности и развитии литературы (деятельность Аврамия Смоленского, митрополита Киприана); развитие летописания и наиболее значимые летописные памятники; развитие книгопечатания в ВКЛ, первые типографии; поэзия (Н. Гусовский, Я. Вислицкий, А. Римша; печатная литература (Ф. Скорина); Ренессанс на белорусских землях (характерные черты, особенности белорусского Возрождения); иконопись, светская живопись (портрет).

Сообщения:

1. Белорусский феодальный город.

2. Магдебургское право и его влияние на жизнь городского населения.

3. Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия “Белая Русь” (понятие этноса, его признаки и условия формирования (исторические (расселение балтов, славян, этнические сообщества – кривичи, дреговичи, радимичи), географические, политические, экономические и т.д.); этническая структура населения белорусских земель XIII - XVI вв.; основные теории происхождения названия “Белая Русь”) – с конспектом.

4. Белорусская архитектура во второй половине XIII – первой половине XVI вв. (оборонительная (замки, крепости), и храмовая архитектура (церкви оборонительного типа, особенности стилевого решения белорусских церквей и костелов – белорусская готика)презентация.

5. Батлейка- белорусский народный театр. - презентация.

Рефераты:

1. Крупные магнаты ВКЛ: их деятельность, роль в государстве.

2. Мой город во времена ВКЛ.

3.Этапы закрепощения крестьян в ВКЛ.

4. Биографические портреты Великих князей литовских (по согласованию с преподавателем).

5. София Гольшанская: судьба польской королевы.

 

План семинара № 4. Белорусские земли в составе РП (вторая половина XVI- XVIII вв.

Основные понятия: Образовательная комиссия, Брестская церковная уния, Генриховы артикулы, Пакта конвента, конфедерация, рокаш, liberum veto, сенат, посольская изба, фольварок, фольварко-барщинная система, крестьянские повинности, мануфактура, Реформация, Контрреформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, антитринитаризм (арианство), иезуиты, «Полонецкий универсал», барокко, сарматизм, Просвещение, батлейка.

Вопросы к обсуждению:

1. Люблинская уния и создание речи Посполитой. Условия объединения ВКЛ и Польши.

Государственный строй Речи Посполитой. Положение ВКЛ в политической системе РП.

2. Внешняя и внутренняя политика РП.

3. Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе РП.

4. Политический кризис РП, попытки реформ во второй половине XVIII в. Разделы РП и присоединение белорусских земель к Российской империи.

Конспект:

1. Церковно-религиозные отношения в ВКЛ и РП (Реформация и возникновение протестантизма, его характерные черты; начало Реформации на Беларуси (1553 г. – основана первая кальвинистская община); протестантские течения на Беларуси (Николй Радзивилл Черный, С. Будный, А. Валович, В. Тяпинский, Ян Кишка); Контрреформация, орден иезуитов; Брестская церковная уния, предпосылки создания греко-католической церкви, ее роль в усилении политического и социального кризиса в РП).

2. Культура Беларуси второй половины XVI - XVIII вв. (политические и религиозные условия для развития белорусской культуры; новые литературные жанры и деятельность С. Будного, А. Валовича, В. Тяпинского, П. Скарги, И.Патея, М. Смотрицкого; братьев Зизаниев; первое периодическое издание на территории беларуси – “Газета Гродненская” (с 1776 по 1783 гг); стиль барокко – характерные черты, отражение в литературе (С. Полоцкий), последняя четверть XVIII века – идеи Просвещения на Беларуси, реформа системы образования (Образовательная комиссия), деятельность К.Лыщинского, Г. Канисского, И.Капиевича; развитие науки (Гродненская медицинская школа, деятельность М. Почобут-Одляницкого, К. Нарбута, А. Нарушевича).

Сообщения:

1. Деятельность ордена иезуитов в сфере образования и культуры.

2. Частные театры на Беларуси.

3. К. Семянович – инженер, теоретик артиллерии, гуманист.

4. Восстание 1794 г. под руководством Т. Костюшки 1794 г.

5. Барокко в белорусском искусстве (архитектура, живопись (светская – сарматский портрет, парадный и погребальный; иконопись, характерные черты белорусской иконы)презентация.

6. Несвиж и Радивилы– презентация.

Рефераты:

1. Жизнь и деятельность Франтишки Урсулы Радзивилл.

2. Я.Я. Глебович: политик и деятель культуры.

3. Антоний Тизенгауз: исторический портрет.

4. Конституция РП – основное содержание и значение.

 

 

План семинара № 5. Беларусь в составе Российской империи (XVIII – нач XX вв).

Основные понятия (ко всей теме): губерния, земства, инвентари, люстрация, уставные грамоты, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, мировые суды, крепостное право, разбор шляхты, разночинцы, черта оседлости, секуляризация, Континентальная блокада, Тильзитский мир,

синдикаты, акционерное общество, буржуазия, капитализм, промышленный переворот, филоматы, филареты, русификация, «Гомон», народники, марксизм, критический реализм, псевдорусский стиль, эклектика («историзм»), модерн.

Вопросы к обсуждению:

1. Этапы и особенности политики российских властей на территории Беларуси. Общественно-политическое движение на территории Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв. Шляхетское восстание 1830-1831 гг. и его итоги.

2. Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.

3. Отмена крепостного права в Российской империи. Особенности проведения аграрной реформы 1861 г. на Беларуси.

4. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в Росийской империи. Особенности их проведения в белорусских губерниях.

5. Общественно-политическое движение второй половины XIX – начала XX вв.

Конспект:

1. Война 1812 г. и Беларусь (международное положение в Европе накануне войны – Континентальная блокада, Тильзитский мир, создание Герцогства Варшавского, подготовка Франции к войне - заключение договоров с союзниками; Россия накануне войны (подготовительные мероприятия на территории Беларуси, политические настроения в стране (Проект положения об управлении автономным Великим Княжеством Литовским – 1811 г. (авторы проекта); армии Франции и России и соотношение сил; начало военных действия, оккупационный режим, создание Наполеоном Комиссии ВКЛ; Смоленская битва, Бородинское сражение; результаты войны для Беларуси).

Сообщения:

1. Восстание 1863-1864 гг. (причины восстания, политические течения; образование Центрального национального комитета в Варшаве, лето 1862 г. – Литовский провинциальный комитет в Вильно; К. Калиновский и его деятельность, «Мужыцкая праўда»; начало восстания в Польше и Беларуси (Временные правительства, манифесты и аграрные декреты), деятельность повстанческих отрядов на территории Беларуси, роспуск Временного правительства Литвы и Беларуси и создание Отдела управления провинциями Литвы; действия российских властей (военные и проводимые М.Н. Муравьевым мероприятия на территории Беларуси); подавление восстания, его характер и результаты).

2.Война 1812 г. иБеларусь.

3. Пейзаж и натюрморт в белорусском искусстве (романтизм и классицизм в белорусской живописи (жанры: исторический (Ф. Смуглевич, Я. Дамель), портретный (И. Олешкевич, В. Ванькович); пейзаж (В. Дмаховский), натюрморт (И. Хруцкий)презентация.

4. Дворцово-парковое строительство в Беларуси в XIX веке. – презентация.

Рефераты:

1. «Первая белорусская труппа» Игната Буйницкого.

2. Газеты “Наша нива” и “Наша доля” и их роль в белорусском национальном возрождении.

3. Ефим Карский и его труд «Белорусы».

4. Развитие театра на территории Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ вв.

План семинара № 6. Беларусь в период социальных преобразований.

Основные понятия: Государственная дума, Временное правительство, двоевластие, Временный городской комитет порядка, СНК, Комитет спасения революции, Облисполкомзап, БНР, Брестский мирный договор.

Вопросы к обсуждению:

1. Первая русская революция 1905-1907 гг.

2. Первая мировая война и Беларусь. Февральская революция 1917 г. на территории Беларуси.

3. Октябрьская революция 1917 г. Проблема белорусской государственности. Первый Всебелорусский съезд.

4. Провозглашение Белорусской Народной Республики и ее деятельность в условиях немецкой оккупации (март – декабрь 1918 г.).

Конспект:

1. Социально-экономическое положение белорусских губерний в 1900-1914 гг. Столыпинские реформы (экономический подъем в России и Беларуси (ускоренное развитие крупной промышленности), концентрация производства, развитие банковской системы; 1 часть реформы: предпосылки проведения аграрной реформы, ее цели; сущность указа от 9 ноября 1906 г. (создание хуторов и отрубов, а также переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток, результаты реформы; 2 часть: 14 марта 1911 г. - введение Витебской, могилевской и Минской губерниях органов местного управления – земств, цель и результаты реформы).

Сообщения:

1. БСГ – создание, программа, деятельность.

2. Причины и итоги буржуазно-демократических революций 1905-1907 гг. и в феврале 1917 г.

3. Судьба рады БНР.

Схема:

Течения в общественно-политической борьбе накануне и в ходе революции 1905-1907 гг.

План семинара № 7. Беларусь в I половине ХХ века.

Основные понятия: ЛитБел, БССР, Рижский мирный договор, “военный коммунизм”, “продразверстка”, “продналог”, НЭП, белорусизация, индустриализация, коллективизация, “нацдемовщина”, раскулачивание, “санация”, пацификация, осадничество, камасация, парцеляция, тоталитаризм.

Вопросы к обсуждению:

1. Создание ССРБ и Литовско-Белорусской ССР.

2. Война Польши и Советской России. Второе провозглашение БССР. Рижский мир.

3. Участие БССР в создании СССР. Национально-государственное строительство в 20-х гг. ХХ века.

4. “Новая экономическая политика” и особенности ее проведения в Беларуси.

5. Проведение индустриализации и коллективизации в БССР.

6. Формирование советской общественно-политической системы в БССР в 20-30-х гг. ХХ в. Политические репрессии в БССР.

Конспект:

1. Западная Беларусь в составе Польши (1921-1939). Воссоединение Западной Беларуси БССР (административно-территориальная реформа на присоединенных землях (“восточные кресы”), создание польской администрации; отрасли сельского хозяйства и промышленности, особенности землевладения в Польше и Западной Беларуси, земельные реформы 1920-1930 гг. (осадничество, камасация, парцеляция); террор по отношению к белорусскому населению (пацификации, деятельность тайной политической полиции – дефензивы); национально-освободительное движение: два течения (революционно-освободительное – КПЗБ, КСМЗБ и др.; национально-демократическое – БХД, группа А. Луцкевича – Р. Островского и др.; объединение двух течений в середине 30-х гг.); полонизация населения, особенности культурного развития Западной Беларуси).

Сообщения:

1. Политика белорусизации: направления, ход, итоги.

2. Культура БССР в 1920-1930-е гг.

Беларусь во II половине ХХ века.

Основные понятия: «оттепель», волюнтаризм, НТР, интенсивный путь, экстенсивный путь, план Маршалла, «холодная война», соцреализм, идеологизация, «перестройка», «бархатные революции», гласность, демократизация, хозяйственный расчет, денонсация.

Вопросы к обсуждению:

1. Международные отношения после Второй мировой войны. БССР на международной арене.

2. Восстановление и развитие народного хозяйства Беларуси. Общественно-политическая жизнь и попытки реформирования экономики в 1950-1960-е гг.

3. Политическое и социально-экономическое развитие БССР в 60-80-е гг.

4. Распад СССР и провозглашение независимости Республики Беларусь.

Конспект:

1. Развитие белорусской культуры во второй половине ХХ века (противоречивый характер культурной жизни страны, реформы в системе образования, русификаторская политика в образовании; особенности развития науки; основные тенденции развития литературы – жанры, темы (творчество А. Адамовича, В. Быкова, И. Науменко, С. Алексиевич, В. Короткевич, К. Крапива и др.); белорусский кинематограф, развитие театрального (творчество белорусских драматургов (А. Дударев, А. Макаенок, М. Матуковский) и деятельность ведущих театров), музыкального искусства (творчество В. Оловникова, М. Аладова, А. Богатырева, И. Лученка, В. Мулявина и др.; деятельность музыкальных и танцевальных коллективов), живописи (Г. Ващенко, В. Стельмашонок, М. Савицкий, М. Данциг, В. Громыко, А. Марочкин, И. Ахремчик), архитектуры (особенности городской застройки, новые технологии, строительство промышленных комплексов, минского метро (с 1977 г.), мемориальных ансамблей).

Сообщения:

1. Участие Беларуси в создании ООН.

2. Памятники мирового культурного наследия ЮНЕСКО на территории Беларуси. – презентация.

3. Общественные организации и политические партии Беларуси на современном этапе.

Реферат:

1. Знаменитые педагоги и выпускники БНТУ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Распределение тем занятий по модулям | Кузнечик Ольгерд Павлович




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.