Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2

Примерные задания

К квалификационному экзамену

По ПМ 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Сертифицируемые профессиональные компетенции:

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

Задание 1

Сформулируйте цель, задачи, содержание и составьте план работы на один месяц с указанием форм и тематики работы с родителями детей любой возрастной группы. В ходе работы можно воспользоваться программой «От рождения до школы».

Задание 2

Предлагается проанализировать одну из педагогических ситуаций.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мать четырехлетнего Юры рассказывает воспитателю: - Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает «еще минуточку». Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина… Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбросает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведёшь домой, крику не оберёшься. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед - не в обед. Ну, думаю, уложу в постель, пусть выспится. Но не тут-то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами занять себя, а этот целый день слоняется без дела. Капризным, непослушным становится. Почему?

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Ира гуляет с папой на бульваре. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, и снова внимание девочки занято мячом. - Папа, лови, а я буду бросать! - просит дочь. Но папа не разделяет ее игрового настроения. - Играй сама. Или вон с той девочкой, - предлагает он Ире, на секунду оторвавшись от газеты. Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой папа предлагал играть, тут же убежала, ловко перепрыгивая через скакалку. Скучающая Ира трется возле отцовских колен. - Пап, смотри какой смешной воробей! - теребит она папу. - Угу, - отвечает он, не отрываясь от газеты. Девочка с грустью замолкает, лицо её становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать: - Хочу домой! - Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а наказание, - с раздражением говорит папа.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их, намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на играющих. - Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель. - Да нет… я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул: - Мне жаль маму… Папа опять пришёл поздно и пил вино с дядей Толей. А мама всё плакала… Папа шумел всю ночь.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Родители рассказали воспитателю о своих детях: - Светлана и Наташа - близнецы. Казалось бы, и растут вместе, и каждой из них всё поровну - внимание, ласка, уход… А какие они разные! Светлана спокойная, общительная, покладистая. С ней никаких хлопот: понимает нас с полуслова. Зато Наташа строптивая, чуть что - в слёзы. Постоянно чем-то недовольна: то обидели, то обделили… Послушания добиваемся с трудом. Почему один и тот же подход к разным детям не даёт одинаковых результатов?

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает её движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестрёнке, заботливо укрывает её, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный. - Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают. Эту дерзкую фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлёпывает её, раздражённо приговаривая: - Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза! Воспитатель, заметив это, говорит: -Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай её, спой песенку. Но девочка не слушает её, возражает: -А мама всегда так делает, когда маленькая сестрёнка долго не засыпает.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой и бабушкой об этом говорить бесполезно: они на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа - страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И хитрец пользуется этим. Сын смотрит отцу в глаза и вкрадчиво говорит: - Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? - Так и быть, разрешаю в виде исключения, - отвечает отец. Сын остаётся смотреть телевизор.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Квартиру только что отремонтировали. Шестилетний Шурик разрисовал красным мелом обои возле своего стола. Мама ахнула, а сын смеётся: -Сами же говорили: здесь твоё место, следи за своими игрушками, наводи в них порядок… Вот я и нарисовал картину над своим столом. Разве некрасиво? В глазах весёлые огоньки, лицо лукавое. Уверен: мама не станет гневаться. И действительно, она так сражена «остроумием» сына, что вечером это становится предметом семейных восторгов: - Посмотри, какую картину повесил над своим столом наш художник! - Ах ты, озорник! И ведь додумался же! - в тон маме подхватывает отец.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «еще минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело. Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться. - До чего же упряма! - сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Родители Дашеньки (2 года) и Катеньки (3 года) часто отлучаются из дома в командировку. Девочки остаются с бабушкой. Пожилой женщине трудно справляться с подвижными, шумными детьми. Добиваясь от них «смирного» поведения, бабушка с таинственным видом говорит им: - Тише! Будете кричать, шуметь - услышит дед, посадит вас в мешок. У малышек от страха широко раскрываются глаза. Старшая шёпотом заверяет бабушку: - Мы больше не будем… Если девочки плохо едят, они вновь слышат: - Не будете есть, придется пить горькое лекарство. А начнут перед сном шалить, бабушка грозит оставить одних в тёмной комнате. Сестры верят в бабушкины угрозы, притихают. Девочки стали бояться темноты, перестали одни оставаться в комнате, любой посторонний шум приводит их в трепет.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

- Это не я! - упрямо твердит шестилетняя Рая, исподлобья глядя на отца. - Тогда кто же? Ведь в комнате никого, кроме тебя, не было. Значит, книга сама порвалась?! - Это не я! - Почему говоришь неправду? Девочка по опыту знает, что за малейшую провинность от отца следует тумак, шлепок и даже… ремень, в зависимости от настроения отца. Отец Раи недоумевает: - Сами говорили всегда только правду. Дурных примеров не допускали. Откуда это у неё?

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Слава 6 лет вместе с мамой вошли в кабинет заведующей детским садом. Он впервые поступает в детский сад. Ещё в дверях он здоровается и с интересом оглядывается по сторонам. Слава «не слышит» вопросов заведующей, обращённых к нему, он без спроса хватает альбом с картинками, берет со стола линейку, пытается открыть шкаф с игрушками. Мать, краснея за поведение сына, рассказывает, что он непослушный, непоседливый: -Построже с ним, пожалуйста, мы часто его наказываем, но никаких результатов. Трудный он у нас! Первое время в детском саду Слава отнимал у детей игрушки, обижал ребят даже старше его по возрасту. Воспитателю подчинялся с трудом. Пытались делать ему замечания в мягкой форме. Но Слава делал по-своему. Воспитатель заметила, что, когда он занят каким-либо увлекательным делом, меньше шалит, поведение его более уравновешенное. Но без занятий его кипучая энергия проявляется в шалостях.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Обсуждая на групповом родительском собрании вопрос о формировании детского послушания старших дошкольников, одна из родительниц рассказала: - Добиваясь от сына послушания, приходится иногда прибегать к такой мере, как обсуждение его поведения в кругу семьи. Делаем это, конечно, в исключительных случаях, чтобы ребенок почувствовал: если речь идет на семейном совете - значит, это очень серьёзно.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола: - Плохо себя ведёшь. Братик меньше тебя, ему надо уступать. - Всё уступать, да уступать! А если он мешает мне?! Если в моём рисунке чертит каляки-маляки?! - Всё равно, ты же старше его! Поддержанный мамой, мальчик продолжает своё дело. - Ах, так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это! Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Первые морозы затянули ручеёк хрустальной коркой. Шестилетний Валерик решил проверить прочность льда. Способ самый распространённый: провалится лёд или нет, если по нему пройти? Очутившись по колено в ледяной воде, ему пришлось выслушать от родителей нотацию: этого делать нельзя, можно заболеть. Предупреждение, к сожалению, не подействовало: «эксперимент» повторился на следующий же день. Мать Валерика с раздражением обращается к сыну: - Я тебе покажу, как не слушаться маму! Ты что, хочешь провалиться в холодную воду и заболеть? В сердцах она шлёпает сына: «Чтоб понимал в следующий раз!»

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Дима (6 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же заключает: «Я добрый!»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: «Правда, я молодец?»; сделает сооружение из строителя и снова: «Я настоящий мастер, верно?» - Молодец! Ты ведь у нас самый-самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом-то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то что сегодня хорошо себя вёл с бабушкой… И так изо дня в день.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Утренний прием детей. На участке детского сада детские гомон и смех. И оживлённые лица ребят, и торопливые расставания с родителями - всё говорит о том, что выходной день был радостным для детей и теперь им есть о чём рассказать в детском саду. Видя, что Марина молча вслушивается в разговоры ребят, воспитатель спросил её, играет ли с ней кто-нибудь дома. Девочка, опустив голову, нехотя ответила: - Я играю с соседским Колей… А маме и папе некогда.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мать рассказывает воспитателю: - Володя с папой видятся мало. Утром отец рано уходит на работу, а вечером учится в институте. «Заниматься воспитанием некогда», - говорит он. Когда ребенок нашалит, он предпочитает молчать. И вот результат: вчера Володя надерзил мне, я была возмущена и потребовала, чтобы он извинился. Но ничуть не бывало! Он крутился возле отца. Я укоризненно посмотрела на мужа, давая понять, что жду от него поддержки. Но тот сказал: «Разбирайтесь сами». И представьте себе, четырехлетний ребенок уловил, что отцовский нейтралитет позволяет не послушаться меня; так он и не извинился. А когда отца нет дома, сын так не поступает: в отсутствие мужа мое слово - закон для сына.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

- Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? - Лучше расскажи мне о своём поведении, что ты натворила вчера! - строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает ещё один «заход»: - Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку? - Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мать в присутствии пятилетнего ребенка рассказывает о нём, каков аппетит, что ест с удовольствием, кого больше любит - папу, маму или бабушку, чем переболел, начиная со дня рождения. Конечно, не умалчивает и об игрушках - сколько их и какие они, как сумели «достать» такие диковинные. А потом о главном: что сын умеет, какой он «необычный ребенок», смышлёный, цитирует его высказывания и в итоге говорит: - Вот только непослушный, упрямый - никаких авторитетов не признает, на всё у него собственное мнение. Так ответит, что и взрослый не придумает! Да и отца ни во что не ставит! И всё от того, что не в меру смышлён. Мать беспомощно разводит руками, поглядывая на сына, а тот отвернулся в сторону, будто не слышит. Мальчик озорно посматривает по сторонам. Теперь он то и дело старается выкинуть какой-нибудь «необыкновенный номер»: лезет к маме в сумку, в карман, целится ногой в воображаемый мяч, прерывает разговор старших.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

У Сережи появился младший брат Андрейка. Все разговоры в доме об Андрейке, рассматривают, хвалят его, а Сереже сунут в руки шоколадку и забудут… - Отойди, не мешай маленькому, - говорят Сереже, когда он начинает ревниво теребить маму. Мальчик то и дело слышит: «Ты большой, а Андрюшка маленький!», «Играй сам!», «Не шуми, а то напугаешь малыша». Мать удивляется: - Сережу словно подменили! Куда девалось его послушание, уравновешенность, желание быть большим? Раньше сам одевался, умывался. А теперь не хочет, просит «покормите меня», «оденьте меня». Бывало без умолку что-нибудь рассказывал и расспрашивал, а теперь стал молчуном. И ещё это появившееся упрямство… Откуда это всё у него?

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мать спрашивает у воспитателя: - Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким - горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на всё своё мнение… А мы всегда очень строги с сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали - значит, он должен точно выполнить. Никаких уступок!

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мама трехлетней дочери спрашивает воспитателя: -Почему моя дочь не хочет играть одна? Если её занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь её оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Мама рассказывает про своего сына Ваню (5 лет): - Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют. - Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери. - Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже. - А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, например… - А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья - разбойника! Какое это имеет значение?

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний карапуз вырвал из клумбы цветы. Она возмущена и «выдаёт» ему изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.

  1. Прочитайте педагогическую ситуацию. Дайте рекомендации родителям по решению данной проблемы семейного воспитания:

Илюша (2, 5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: - Сам! Сам! Сам! - Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гражданско-процессуальное право | Информационно-коммуникационные технологии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.