Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филькина граммота






Автором его был царь Иван Грозный. Для усиления своей самодержавной власти ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.

Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.

В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.

Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».

 

2. Архитектура Московского Кремля стр. 229 – интерактивная карта (групповая проектная работа по воссозданию московского кремля) – слайд4

В XV - начале XVI вв. был создан теперешний Московский Кремль. (Территория - 27, 5 га; длина стены - 2, 25 км; толщина стен - 3, 5-6, 5 м; высота стен - 5-19 м.)

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы.

Собор Успения Богородицы (СЛАЙД5) (или Успенский собор) в Московском Кремле (1475-1479 гг.) Архитектор: Аристотель Фиораванти; Заказчик: Иван III; Функция: кафедральный собор; Тип: пятиапсидный пятиглавый храм.

Архангельский собор (СЛАЙД6) (1505-1508 гг.) Архитектор: Алевиз Новый; Функция: С XIV в. до XVIII столетия храм служил местом погребения москов­ских князей и царей. Княжеско-царский некрополь включает 46 гробниц. Первый русский царь Иван Грозный покоится в царской усыпальнице, устроенной и алтар­ной части храма. Рядом с ним погребены два его сына.

Благовещенский собор (СЛАЙД 7) (1485-1489 гг.) Архитекторы: псковские мастера; Функция: домовый храм русских князей, а после венчания на царство в 1547 г. Ивана IV - русских царей. Его северная и западная галереи служили парадным вхо­дом в царский дворец.

Церковь Ризоположения (СЛАЙД8) построена в 1484-1485 годах псковскими зодчими на месте сгоревшей от пожара одноглавой церкви, возведенной в 1451 году митрополитом всея Руси Ионой. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов всея Руси.

Церковь была возведена в память чудесного избавления Москвы от нашествия татар 2 июля 1451 года, когда многочисленное войско татар подошло к городу, но внезапно, бросив все награбленное, отступило. Это событие также совпало с церковным праздником Положения Ризы Богородицы. В память этого знаменательного события и была названа церковь.

Грановитая палата (СЛАЙД 9) в первом летописном упоминании фигурирует как " палата большая великого князя на площади", впоследствии могла называться Большой Золотой или просто Большой палатой. Эта палата была построена на месте древней гридницы (столовой) и являлась передним приёмным покоем дворца.В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерац ии, а в подклете оборудована резиденция патриарха.

Колокольня Ивана Великого (СЛАЙД 10) в 1505 приглашённым итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 году. В 1532 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти 17 века. В 1600 году при царе Борисе Годунове, предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:

Покровский собор или собор Покрова, «что на рву» на Красной площади (СЛАЙД 11), более известный под народным названием «Василия Блаженного» (в конце XVI в. у его стен был погребен юродивый, носивший это имя). Собор был, построен зодчими Бармой и Посником в 1555-1561 годах как мемориальное сооружение в честь поко­рения в 1552 г. Казани (покажите иллюстрацию).

Царь - пушка (СЛАЙД 12) — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской ар­хитектуры было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри стол­бов, и вся масса здания держится на фундаменте. Восьмерик на крестообразном основании. Перекрытие в виде шатра, многоглавие, ассиметричность. Самый выдающийся образец этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенское (1532) – слайд13

 

Физкультминутка – релаксация под колокольный звон

3. Живопись в основном предоставлена иконами (виртуальная экскурсия)

Слайд 14 – Убранство Успенского Собора

В 15-16 вв. сложилось несколько школ церковной живописи: новгородская, вологодская, Строгановская, московская). Стоглавый собор 1551 г., который регламентировал искусство, утвердил образцы, которым надлежало следо­вать. В живописи такими образцами считались иконы Андрея Рублева.

· Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андроникова монастыря (Москва), где умер и похоронен. В творчестве великого древ­нерусского живописца нашли отражение эстетические и духовные ценности эпохи, Искусство Андрея было высоко оценено еще при их жизни.

· Икона «Троица» СЛАЙД 15 – самое знаменитое произведение гениального русского художника. Она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.

· Спас – видео СЛАЙД 16

2) Диони́ сий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности.

В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.

· Распятие икона происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Она воспроизводит в общих чертах иконографическую схему, широко распространенную в русской иконописи, голгофский Крест по центральной оси и две группы предстоящих по обе стороны Креста, которые возглавляют Богоматерь и Иоанн Богослов. За Богоматерью представлена группа святых жен, за Иоанном Богословом – римский сотник Лонгин, указывающий на Христа. Над средней перекладиной Креста располагаются две фигуры плачущих ангелов.Композиция разворачивается на фоне иерусалимской стены. В соответствии с христианским вероучением, учреждение Новозаветной Церкви непосредственно связано с Крестной жертвой, поскольку она основана на крови Новозаветного Агнца – Христа. Именно в момент Крестной жертвы происходит смена церквей, смена Заветов. Изображения

· Житийная икона " Алексий митрополит" была исполнена прославленным русским иконником Дионисием или иконописцами его мастерской для Успенского собора Московского Кремля. В среднике иконы изображен сам Алексий в рост, в богато украшенном архиерейском саккосе, омофоре и белом клобуке. Правой рукой он благословляет, в левой держит закрытое Евангелие.высветленный колорит, построенный на изысканных цветовых оттенках с обилием белого и золотого цветов, удлиненные пропорции, бесплотные, как бы парящие фигуры. Икона Дионисия во многом продолжает классические традиции московской школы XV века.

3)Строгановская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века, получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Они от­личаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, с множеством зверей и птиц. Примером является икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» - Прокопий Чи́ рин (икона Никита –Воин).

· Икона Прокопия Чирина " Никита-воин " происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Икона представляла собой центральную часть трехстворчатого складня, на створках которого было исполнено житие святого Никиты. На иконе Прокопия Чирина святой Никита представлен в рост, в трехчетвертном повороте, молящимся перед образом Богоматери с Младенцем (в облаках, в правом верхнем углу иконы). Подобные изображения святых перед Христом или Богоматерью, широко распространившиеся в XVI и особенно в XVII веках, наряду с традиционными фронтальными изображениями, выражали идею заступнической, посреднической молитвы. Плотный темно-зеленый фон означает, что икона предназначалась под оклад. Как и большинство " строгановских" икон, икона Прокопия Чирина небольшого размера, с мелкими, тщательно прорисованными деталями. Особая изысканность рисунка и цвета, обилие тончайшего орнамента, прочерченного золотыми и серебряными линиями, сближают эти произведения с книжной миниатюрой, гравюрой и ювелирным искусством предшествующего времени. Особая хрупкость, вытянутые пропорции, обилие золота в одеждах и световых бликов в личном письме создают бесплотный, пронизанный светом образ, подобный Небесному

Ø Слайд-Задание Сравните иконы XV–XVI вв. и определите авторов:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.