Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические отношения.






1) ранговая система:

- 1-8 – простолюдины, земледельцы, ремесленники, торговцы

- 9-18 – лица, получающие ряд привилегий, нет повинностей

- 19-20 – лица, получавшие «кормление» на несколько дворов и право собирать с них налог в свою пользу

- В 18 году была установлена фиксированная цена за один ранг – 1000 монет

2) рабы в ханьском обществе

- частные – разорившиеся простоюдины

- государственные – родственники преступников

- ребенок раба – раб

- широко распространена работорговля, сделка оформлялась купчей

- цены: старики и молодые – 15 тыс. монет, женщины – 20 тыс., мужчины – 40 тыс.

3) налоги:

- поземельный – уменьшение было выгодно крупным землевладельцам

- подушный – постоянное увеличение душило рядового земледельца

4) повинности – от 20 до 56 лет нести воинскую и трудовую повинность, можно откупиться

5) купля-продажа земли была возможна с разрешения общины («угощения» свидетелей)

6) расслоение мелких земельных собственников привело к обезземеливанию значительной части крестьянства и работе на арендованной земле при арендной плате в половину урожая, распространяется наемный труд, многие попадают в рабство

7) в 6 году до н.э. провалилась попытка ограничения частного владения землей и рабами

 

17. Нововавилонское царство. С XII по VII века вавилоняне боролись за независимость. Сначала были касситы (это ещё средневавилонское), потом Элам в союзе с Ассирией и, главным образом, именно с Ассирией. Победа восставших и очень краткий период взлёта (626-539 гг.). До завоевания Киром (затем – лишь одна из сатрапий). Вождь восстания халдей Набопаласар. В союзе с Эламом победил. Это и есть «халдейский период». Помогли потом и мидийцы, взявшие Ниппур и Ашшур, заключившие потом союз с Вавилоном. После окончательной победы, стали поглядывать на остальные бывшие Ассирийские владения. Навуходоносор (605-562). В 597ом взял Иерусалим, потому что Иудея отпала от Вавилона при поддержке Египта. Воевал с финикийскими городами, но действовали скорее против Египта (те взяли Тир и Сидон). Вновь восстал Иерусалим. 587 год ликвидация Иудеи как царства. Увёл тысячи в плен. «Вавилонский плен» (Библия). Расцвет. 200.000 в Вавилоне, «Новый город» на другом берегу Евфрата, зиккураты и ворота Иштар. Но после его смерти кризис. Брожения в знати. У власти сын арамейского вождя Набонид (556-539). Он ввёл лунный культ бога Сина, сделав его главным. Бог арамейский. Взял мидийский Харран и восстановил там храм Сина. Но – уже шли персы. Набонидом недовольны все (жречество – из-за бога, купцы – из-за потери торговли). Кир пришёл как избавитель. В последствии его называли «спасителем», а Набонида в Библии сделали сумасшедшим. Рабство. Естественно, СХ. Рабство уже сильно развилось, имеет богатую историю. Часто рабов отдают учиться ремеслу, у них самих есть рабы. Был движимый и недвижимый пекулий (условное владение). Полные права в суде, вплоть до суда со свободными. Но есть и другое – развилось долговое рабство (теперь правда должник сидит в тюрьме, а не сразу идёт в рабы), но срок отработки долга теперь исчез. Трёх видов – царские, храмовые и частные. Неочевидная система, так как даже марксисты признают большую роль наёмников в СХ.

 

35. «Буддийский период». Держава Маурьев. 1. Хронология: VI-нач. II

2. Политистория. Заканчивается ведийская прелюдия, начинается резкий рост (эконом, культ и пр. см. ниже). На первый план выходит СВ Индии, СЗ под Персами. Наиболее мощные государства того периода – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти (все на СВ по Гангу и Ямуне). Между ними борьба за гегемонию и к IV в. главной становится Магадха (дин. Нандов). Македонцы до неё не доходят и поворачивают, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны. Нанды прославились в преданиях жестокостью и жадностью, достоверной информации о них нет.

В борьбе с ними выдвигается Чандрагупта, выгнавший македонцев и низвергнувший Нандов. Основывает династию Маурьев (317-180 до). Расцвет её при Ашоке (внук Ч, сер III). Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью. Всё очень рыхло. Главные памятники от Ашоки – «эдикты» по всей стране: этические заповеди с сильным буддийским душком. Основная идея: царь – хороший («знаете что, скрипка…») и то, что он говорит тоже хорошо и этому надо следовать, если ты его любишь. Веротерпимость, однако не без попыток вмешаться. Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке, где на тот момент было в основном североиндийское население). Держава шаткая и не единая => может быть очень сильной при первых правителях, но долго не продержится. Так и случилось. К 180 г. распадается, но: роль Индии очень возросла, появилась традиция единства, некая культурная общность и меньший экономический разрыв между областями.

Управление: складывается серьёзный административный аппарат (в малых областях, в рамках больших гос-в видели, что происходит). При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники. Опора также на армию (в основе – профессиональная. Большая роль у тяжёлых колесниц, конницы, слонницы).

3. Эк.: После ведийского периода – резкий взлёт, т. к. железо (археологич. не доказано, но иначе быть не может). Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Интенсификация с/х (новые методы рисоводства). «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля.

4. Соц.: Верхушка – местная аристократия. В городах: цехи и купечгильдии (главы их участвуют в самоуправлении), объединённые отдалённым родством (браки только внутри одной соцгруппы). В сёлах: общины, большая значимость рода (родство + общий культ предка). Община постепенно разлагается, появляется кабальное рабство (патриархальное). Касты.

5. Культура: Резкий взлёт. Создаётся общеиндийский контекст. Буддизм (про него). Львы с капители Ашоки - нацсимвол

 

28. Персидская держава (VI – IV вв. до н.э.). Возникновение Персидской державы:

1. Персы фигурируют в источниках с IX в. Всё время под кем-то. Сначала ассирийцы, потом мидийцы. Ахемениды – несменяемые правители с древнейших времён. Кир II Великий. Самое важное: 553 – восстание против Мидии (царь - Астиаг). 550 – её разгром и захват столицы (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия. После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабится и получить удовольствие. Потом Средняя Азия. Следующая очевидная мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами (см. «раннее железо», археология) в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525)(см. Саисское возрождение, Египет позднего царства). Пытался пройти дальше, но не случилось. Вся значимая Азия покорена.

2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).

3. Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года. Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устройства Персидской державы, провести централизацию всей державы. Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. Убит после 7 месяцев правления. В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет. Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.

4. Реформы Дария:

1) Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами, судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д.

2) Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

3) Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

4) Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

5) Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

6) Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.