Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая база уплаты таможенных пошлин






В Российской Федерации правовой основой взимания таможенных пошлин являются нормы, содержащиеся:

- в законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в (Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и принятых в соответствии с ним федеральных законах);

- в таможенном законодательстве Таможенного союза ЕврАзЭС (Таможенном кодексе Таможенного союза ЕврАзЭС, международных договорах государств – членов Таможенного союза, а также решениях Евразийской экономической комиссии, регулирующих таможенные отношения в Таможенном союзе ЕврАзЭС);

- в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле (в Законе РФ «О таможенном тарифе», в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законах).

В законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности определяется метод таможенно-тарифного регулирования и его основные инструменты – ввозные и вывозные таможенные пошлины. «В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины», – закреплено в ст. 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».[25]

Основным источником таможенного законодательства Таможенного союза является Таможенный кодекс (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17), которым устанавливаются правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе, в том числе регулирования отношений по уплате таможенных платежей (ст. 1).

Примером международного договора, являющегося актом таможенного законодательства Таможенного союза и регулирующего порядок исчисления и взимания таможенных пошлин, может служить Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, заключенное в Москве 25 января 2008 года.

Решениями наднационального регулятора – Евразийской экономической комиссии – оформляются Единый таможенный тариф и иные отношения по применению таможенных пошлин. В этой связи среди актов, принимаемых Советом Евразийской экономической комиссии, следует упомянуть решение «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», решение «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» и т.д.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» определен порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Кроме того, в Законе «О таможенном тарифе» (ст. 6) содержится норма, в соответствии с которой для оперативного регулирования вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не может превышать шесть месяцев в году. В этом случае ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

К предмету регулирования Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» относится, среди прочего, регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, взиманием и уплатой таможенных платежей (ст. 1). В этих целях названным Законом определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования законодательства о таможенном деле, а также определяются права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Пошлины могут использоваться не только при таможенно-тарифном регулировании, но и в случае применения нетарифного метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

К нетарифным мерам относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины (иногда для обозначения этих трех разновидностей нетарифных мер используется собирательное понятие «особые пошлины»), которые взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговая пошлина устанавливается с целью противодействия демпинговому импорту – ввозу товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара, компенсационная пошлина – для того, чтобы нейтрализовать воздействие специфической субсидии иностранного государства на отрасль национальной экономики. Специальная пошлина представляет собой меру, применяемую правительством для ограничения резко возросшего импорта. Названные пошлины применяются в соответствии с решением правительства, принимаемым по результатам специально проводимого расследования. Правительство определяет ставку и срок взимания пошлин из расчета устранения (предотвращения) ущерба отрасли национальной экономики вследствие демпингового импорта. Для предотвращения ущерба национальной экономике еще до завершения расследования к импортерам могут быть применены предварительные пошлины. Правительство осуществляет мониторинг антидемпинговых, компенсационных и специальных мер, по результатам которого ставки пошлин могут быть изменены.

Таким образом, правовая природа антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин принципиально отличается от природы таможенных пошлин. Если ввозные и вывозные таможенные пошлины уплачиваются декларантом или иным уполномоченным им лицом по факту перемещения товара через таможенную границу, фиксируемому соответствующей отметкой в таможенной декларации, то особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные) взимаются по факту установления ценового демпинга, применения иностранным государством специфических субсидий или иных случаев несправедливой конкуренции во внешней торговле и угрозы национальной экономике от возрастающего импорта. Соответствующие факты, являющиеся основанием для взимания антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, устанавливаются в результате расследования, проводимого компетентным органом публичной администрации в установленном порядке (процедура такого расследования, как правило, подробно прописывается в законодательном акте).

Правовой основой взимания особых пошлин во внешней торговле являются нормы, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также в таможенном законодательстве Таможенного союза ЕврАзЭС.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особые пошлины отнесены к нетарифным мерам внешнеторгового регулирования (ст. 20). В том же Законе (ст. 27) установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Евразийской экономической комиссии и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. К числу таких мер относятся особые пошлины – антидемпинговые, компенсационные и специальные.

«Профильным» федеральным законом в отношении особых пошлин выступает Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», целью которого в ст. 1 провозглашена «защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации».[26] Данный Федеральный закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

Основополагающими международно-правовыми актами, регулирующими порядок установления и взимания особых пошлин на территории Таможенного союза ЕврАзЭС, являются Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в Москве 25 января 2008 г.) и Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, заключенное в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.

Наряду с собственно договорами в таможенном законодательстве используются также акты наднационального регулятора – решения Евразийской экономической комиссии. Так, например, решением от 7 марта 2012 г. № 1 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» были утверждены Положение об использовании и защите конфиденциальной информации и служебной информации ограниченного распространения в органе, ответственном за проведение расследований, а также Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Евразийской экономической комиссии по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Итак, различия в правовой природе таможенных и особых (антидемпинговых, компенсационных и специальных) пошлин, нормативно-правовой базе, а также процедурах их установления и применения позволяют утверждать о существовании двух различающихся правовых режимов государственного регулирования внешней торговли, соответствующих таможенно-тарифному и нетарифному методам торговой политики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.