Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкета слушателя курсов

ВВОДНЫЙ БЛОК

 


1.Фамилия Имя Отчество
2.Дата рождения
3.Учреждение
4.Район
5.Образование
6.Занимаемая должность
7.Стаж работы в системе образования
8.Когда и где проходили курсы повышения квалификации
9.Адрес места работы
10.Рабочий телефон
11.Домашний телефон
12.Какую конкретную помощь хотели бы Вы получить?
13.Какую методическую помощь Вы получаете на рабочих местах?
14.Какие трудности Вы испытываете при обучении и воспитании детей?
15.По каким проблемам Вы можете поделиться опытом?
16. На какие методические пособия Вы опираетесь в своей работе?
17.По каким вопросам Вы хотели бы получить консультацию?

Программа по курсу «Теоретические и прикладные аспекты проблемы заикания»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Заикание – одна из острейших и малоизученных проблем коррекционной педагогики (логопедии). Существующие представления о механизмах этой речевой патологии все еще остаются гипотетичными.

Однако повседневная практическая работа специалистов настоятельно требует разработки методов реабилитации заикающихся, что невозможно без знаний педагогического, клинического, психологического, нейрофизиологического и других аспектов данной проблемы.

Цель: ознакомить слушателей с теоретическими и практическими проблемами заикания.

Задачи:

- ознакомить с современными представлениями об этиологии и патогенетических механизмах заикания;

- сформировать логопедические умения по обследованию заикающихся детей, подростков, взрослых;

- дать представления о существующих методах коррекционных психолого-педагогических воздействий.

Слушатели должны знать:

- структуру речевого нарушения при заикании, его причины и механизмы;

- психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм заикания;

- содержание и методики комплексного психолого-педагогического обследования заикающихся;

- основные направления и содержание дифференцированной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми, подростками, взрослыми в условиях медицинского стационара, детского сада, специальной школы;

- содержание и методы логопедической работы по преодолению заикания у взрослых;

- мероприятия по предупреждению возникновения заикания у детей, по профилактике рецидивов и организации системы логопедической помощи заикающимся.

Курс рассчитан на 24 часа лекционных, 12 часов практических занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Итоговая аттестация проводится в виде зачета.

ТЕМА 1. Исторический обзор проблемы заикания (2 часа)

Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины ХIХ века. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце ХIХ – начале ХХ века. Взгляды Куссмауля, Гутцмана, Фрешельса и других западноевропейских ученых конца ХIХ – начала ХХ века на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-е года ХХ века. Вклад В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специализированной медико-педагогической помощи заикающимся детям. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися.

ТЕМА 2. Введение в проблему. Клинические и психологические особенности проявления заикания (4 часа)

Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная; выделение мышечных судорог по месту их преимущественной локализации, артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мышц речевого аппарата: легкая, средняя, тяжелая.

Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи: покраснение лица и шеи, усиленная потливость, учащенное сердцебиение и др. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Речевые уловки, эмболофразии. Характер личностного реагирования на заикание, логофобии. Типы течения заикания: регредиентный, прогредиентный, рецидивирующий, стационарный.

Этиология заикания. Современные представления о патогенетических механизмах речевого расстройства.

 

ТЕМА 3. Современные представления о заикании. Клинический и психолого-педагогический аспекты в изучении заикания (4 часа)

Приоритетные направления российской клинической школы в изучении заикания. Понятия о невротических и неврозоподобных состояниях. Определение невротической и неврозоподобной форм заикания.

Роль биологических и психологических факторов в этиопатогенезе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психофизиологические особенности детей, имеющих фактор риска речевой патологии в виде заикания. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заикания. Особенности динамики невротической формы заикания.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания: особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Психолого-педагогическая характеристика подростков, страдающих невротической формой заикания: характерологические особенности, компенсированные, декомпенсированные и гиперкомпенсированные формы поведения; особенности общения со сверстниками и взрослыми; личностные реакции подростков на речевой дефект.

Психолого-педагогические особенности взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания: особенности проявления логофобии; общение в разной ситуации; особенности проявления речевого дефекта.

Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функции, нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр. Особенности динамики неврозоподобной формы заикания. Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения. Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания.

 

ТЕМА 4. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. Психолого-педагогическое обследование заикающихся дошкольников, подростков и взрослых (4 часа)

Психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающихся, анализ результатов медицинского обследования. Этапы обследования дошкольников, подростков и взрослых. Сбор анамнестических сведений, анализ заключения специалистов, психолого-педагогическая характеристика ребенка с заиканием.Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, обследование речевой функции.

Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся. Основные направления комплексной реабилитации лиц с разными клиническими формами заикания.

 

ТЕМА 5. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся (6 часов)

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания.

Использование ряда логопедических технологий в системе медико-педагогического комплекса реабилитации заикающихся: торможение патологических речедвигательных стереотипов, регуляция эмоционального состояния, формирование речевого дыхания,

формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие координации и ритмизации движений, развитие планирующей функции речи.

 

ТЕМА 6. Воспитание личности заикающихся (2 часа)

Развитие у заикающихся социальных взаимоот­ношений. Необходимость дифференцированного применения психотерапевтических методов воздей­ствия в зависимости от возраста, клинической формы заикания и этапа реабилитационной работы.

ТЕМА 7. Профилактика хронификации и рецидивов заикания (2 часа)

Основные направления профилактической работы. Риск возникновения заикания у детей с ранним речевым развитием, с задержкой развития речи, с семейным левшеством, с двуязычием.

Профилактика хронификации заикания. Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня, ограничение речевой активности, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.).

Профилактика рецидивов заикания. Меры по предупреждению нарушений социальной адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет технико-экономических показателей процесса. | Исходные данные. По дисциплине «архитектура зданий»




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.