Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арбитражный суд Пензенской области






Датой образования Арбитражного суда Пензенской области считается 2 апреля 1992 года (в соответствии с Законом РФ «Об арбитражных судах» от 4 июля 1991 года и постановлением Верховного Совета РСФСР № 2642-1). В настоящее время в Арбитражном суде Пензенской области трудятся 30 судей. Арбитражный суд Пензенской области является судом первой инстанции.

 

 

Тема: Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам

Подведомственность дел арбитражным судам

 

Согласно данным статистики в 2014 году в арбитражные суды субъектов Российской Федерации поступило 1 млн. 528 тыс. заявлений. Это на 11, 5% больше показателей 2013 года(для сведения в 2013 год – 6% в сравнении с 2012 г., 2012 год – + 14% в сравнении с 2011 г.).

С 2011 года наблюдается следующая динамика рассмотрения арбитражных дел: число дел, рассмотренных арбитражными судами в 2012 году в сравнении с 2011 годом увеличилась на 30, 7 % (с 1 млн. 78 тыс. до 1 млн. 410 тыс.), затем снизилось в 2013 году на 11, 5 % (до 1 млн.24 8 тыс.).

Таким образом, по итогам 2014 года в сравнении с 2011 годом число дел, рассмотренных арбитражными судами, увеличилось на треть (+32, 2%)[2].

По словам Председателя Арбитражного суда г. Москвы О.М. Свириденко самое большое дело, хранящееся в архиве Арбитражного суда города Москвы, " состояло из 1400 томов. Каждый том — это 150 листов" [3].

Подведомственность или предметная компетенция – совокупность норм права, устанавливающих правила отнесения нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел, к ведению того или иного органа

Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим важно определить, что имеется в виду под экономическим спором, предпринимательской деятельностью и иной экономической деятельностью.

Основная проблема при разграничении подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами возникает у заявителей при определении понятия «экономический спор», которое носит оценочный характер. Тем более, когда участниками спора являются лица, не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности. Так, к подведомственности арбитражного суда относятся дела о банкротстве граждан или споры между участниками (учредителями) хозяйствующих субъектов, являющимися физическими лицами, которые не охватываются понятием «предпринимательская деятельность».

В юридической литературе экономический спор определяется как спор из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, возникших в связи с осуществлением предпринимательской, иной экономической деятельности, или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также в связи с предъявлением субъектами предпринимательской деятельности иных требований экономического (имущественного характера[4].

Экономические споры довольно многочисленны по количеству. Рассмотрим те, которые наиболее часто встречаются в арбитражной практике.

1. Преддоговорные споры. Они возникают, когда договор сторонами еще не подписан. Спорят стороны о договорных условиях. От того, как эти условия будут определены, потом будет зависеть очень многое.

2. Договорные споры. Это споры о правах и обязанностях сторон, вытекающих из уже заключенного договора. Именно они чаще всего встречаются в арбитражном суде. Как правило, это споры о неисполнении или о ненадлежащем исполнении договорных обязательств. В этих случаях закон дает право взыскать все убытки, причиненные срывом договорных обязательств, или заставить исполнить обязательство в натуре, или взыскать долг с уплатой процентов, или применить иные меры гражданско-правовой ответственности.

Нередко стороны договора спорят об изменении или о расторжении договорных обязательств. Однако здесь стороне, пожелавшей изменить или расторгнуть договор, нужно доказать, что обстоятельства существенно изменились, и в момент заключения их нельзя было предусмотреть. Например, в связи с повышением курса доллара поездки за товаром в другие страны стали невыгодными, и поэтому поставщик хочет расторгнуть договорные отношения с торговым предприятием. Разумеется, можно потребовать расторжения договора, если контрагент нарушает договор.

3. Споры о нарушении прав собственника (законного владельца). В этих спорах истец может требовать устранения препятствий в пользовании принадлежащего ему имущества или истребовать свое имущество у того, кто каким-либо образом завладел им незаконно.

4. Споры с государственными органами. Множество споров связано с органами власти, которые отказывают или создающим препятствия для регистрации предприятий и организаций в определенным законом срок. Часто приходится спорить с налоговыми органами. Например, если они взыскивают с банковского счета предприятия излишнюю сумму или незаконно накладываю штраф.

5. Споры, связанные с причинением убытков. Убытки могут причиняться как в результате неисполнения договоров, так и в случаях, когда между сторонами спора договор и не заключался.

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

Понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предпринимательская деятельность характеризуется рядом признаком.

1. Самостоятельность. Означает осуществление её предпринимателем своей властью и в своем интересе.

2. Собственная имущественная ответственность предпринимателя. Предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций).

3. Рисковый характер. Предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения. Любой предприниматель, безусловно, несет множество рисков при осуществлении своей деятельности. В силу различных обстоятельств, не зависящих от его воли (изменение рыночной конъюнктуры, падение курса национальной валюты, банкротство партнеров, исчезновение с рынка необходимых для ведения предпринимательской деятельности товаров, военные действия, правительственные меры, ограничивающие экономический оборот и т.д.), коммерческие расчеты предпринимателя могут не оправдаться, и он, в лучшем случае, не получит запланированной прибыли, а в худшем – разорится вследствие понесенных убытков.

4. Направленность на систематическое получение прибыли. Предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыл. Прибылью называют доход предпринимателя, получаемый в виде прироста вложенного в производство капитала. Получение прибыли является главным стимулом и основным показателем эффективности любого предприятия. Прибыль – это вознаграждение предпринимателя за деловую активность.

5. Легализованный характер. Сущность этого признака состоит в том, что любой предприниматель должен декларировать себя в качестве такового перед уполномоченными государственными органами. Каждый предприниматель, прежде чем начать деятельность, должен встать на учет в государственные органы. За невыполнение этого требования предусматривается административная и уголовная ответственность. После получения свидетельства о государственной регистрации и постановки на учет в статистические и налоговые органы, внебюджетные фондыпредприниматель вправе осуществлять указанные в его свидетельстве виды деятельности. Ограничение установлено только для лицензируемых видов деятельности, их можно осуществлять с момента получения лицензии.

Сложнее обстоит дело с определение содержания иной экономической деятельности. Понятие экономической деятельности широко используется в ст. 8 и 34 Конституции РФ и связывается с определенной сферой общественных отношений. В отличии от предпринимательства, предполагающего систематическое получение прибыли и осущесвляемого лицами, зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, иная экономическая деятельность, не охватываемая предпринимательством, не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли, но, тем не менее приносит доход. По своей природе такая деятельность имеет экономическую основу, связана с хозяйствованием, с удовлетворением материальных потребностей и интересов. При этом закон не связывает иную экономическую деятельность с наличием у лиц, её осуществляющих, определенного статуса, приобретаемого в установленном законом порядке, как это предусмотрено в ст. 2 ГК РФ применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В этом смысле в качестве иной экономической деятельности можно, по-видимому, рассматривать деятельность акционеров, вкладывающих свои средства в акции, рассчитывая при этом получить доход в виде дивидентов[5].

В соответствии с ч. 3 ст. 27 АПК РФ предусматривается возможность отнесения федеральным законом к подведомственности арбитражных судов и иных, помимо названных в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, дел.

Например, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) к подведомственности арбитражных судов относит дела об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 23.1), причем в области предпринимательской деятельности (ст. 141, 14.10-14.14 и др.), в области финансов (ст. 15.10), в области управления (ст. 19.19) и др.

 

Критерии подведомственности дел арбитражным судам

Статья 27 АПК РФ определяет два признака подведомственности спора арбитражному суду:

· Характер спорного правоотношения. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Данный критерий прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК, ст. ст. 1, 2 и др. АПК, ч. 3 ст. 22 ГПК. Значимость указанного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Тем самым данный критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.

· Субъектный состав правоотношения. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, - с участием, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

· Следует помнить, что дела, связанные с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности, рассматриваются специализированным судом - Судом по интеллектуальным правам – независимо от субъектного состава сторон и третьих лиц.

Вывод о подведомственности экономического спора арбитражный суд может быть сделан лишь на основе анализа двух основных критериев подведомственности в совокупности. Приоритетный характер имеет критерий характера спора. Наличие статуса предпринимателя не всегда означает, что спор с участием данного субъекта подведомственен арбитражному суда. Например, предприниматель, который в правоотношении выступает как потребитель, не может обращаться в арбитражный суд.

Помимо указанных критериев — экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава — в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности:

· Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Соглашение в соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ и ФЗ " О третейских судах в Российской Федерации" от 24.07.2002 N 102-ФЗ, Законом РФ " О международном коммерческом арбитраже" 07.07.1993 N 5338-1 выступает как основание для разграничения подведомственности между государственным арбитражным судом и арбитражем, третейским судом при наличии ряда условий.

· Спорность либо бесспорность права. Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Так, по общему правилу, дела бесспорного характера подведомственны арбитражному суду только в случаях, указанных в законе, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда или арбитражного суда с учетом субъектного характера спора.

· Характер нормативного акта. При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

 

Виды подведомственности дел арбитражным судам

 

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в ч. 1 ст. 33 АПК РФ:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) корпоративные споры (например, споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица; споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок; споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц; иные споры, предусмотренные ст. 225.1 АПК РФ);

3) споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) споры, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) споры, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Перечень дел, отнесенных к специальной подведомственности, не является закрытым и может быть расширен другими законами. Так, в соответствии с ст. 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ " Об акционерных обществах" владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, альтернативную и императивную.

Договорная подведомственность – подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.

Заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при обращении за разрешением спора во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права на обращение в суд.

Императивная подведомственность - дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Императивной подведомственностью охватываются два случая досудебного урегулирования спора:

1. Дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке.

Стороны в любом договоре могут предусмотреть положение о соблюдении досудебного претензионного порядка урегулирования спора. В этом случае спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Таким образом, соблюдение условия претензионного порядка становится дополнительным и обязательным условием для получения судебной защиты.

При этом вопрос соблюдения претензионного порядка рассматривается судом при решении вопроса о принятии иска к производству. Если и после принятия иска к производству суд установит, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с ответчиком, предусмотренный договором, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения (ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

На первый взгляд ситуация прозрачна и объективна: если договором предусмотрен досудебный претензионный порядок, его исполнение обязательно. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Ключевым фактором при рассмотрении спора об установлении претензионного порядка становится формализованное описание его механизма в договоре. Необходимо прописывать именно порядок урегулирования спора, тогда как неопределенное условие о переговорах нельзя отнести к порядку. Данный подход подтверждается Определениями ВАС РФ по делу N А40-102900/10-123-244 от 01.08.2011 N ВАС-10373/11, по делу N А27-13259/2010 от 29.07.2011 N ВАС-9371/11.

Достижение сторонами договора согласия по установлению претензионного порядка должно быть четко определено в договоре путем указания порядка и сроков направления и рассмотрения претензии.

Формулировка данного условия может быть примерно такой:

" Все споры и разногласия сторон в рамках и в связи с исполнением обязательств по настоящему договору разрешаются с соблюдением обязательного досудебного претензионного порядка. Претензия направляется по адресу стороны, указанному в реквизитах договора. Срок рассмотрения претензии и направления ответа составляет 30 дней с даты получения претензии".

Также сторонам в договоре следует обратить особое внимание на перечень вопросов, по которым они установили обязательный досудебный претензионный порядок. Это могут быть вопросы, касающиеся всех споров и разногласий, вытекающих из заключенного сторонами договора (или в связи с ним), а может быть и четко определенный список вопросов. Предпочтителен первый вариант (все споры и разногласия), поскольку во втором варианте любые иные вопросы, не включенные в список, не потребуют предъявления предварительной претензии (Постановление ФАС ВВО от 24.03.2011 по делу N А82-4894/2010, Определение ВАС РФ от 08.02.2010 N ВАС-984/10).

Случаи указания на необходимость соблюдения претензионного законодательства в федеральном законе:

- споры, вытекающие из грузоперевозок (ч. 1 ст. 797 ГК РФ);

- споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты (ч. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ);

- споры, вытекающие из ж/д перевозок груза (ст. 120 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ " Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации");

- споры, вытекающие из договора транспортной экспедиции (претензии экспедитору) (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ " О транспортно-экспедиционной деятельности");

- споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи (ч. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ " О связи"; ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ " О почтовой связи").

2. Когда федеральным законом предусмотрен предварительный административный порядок разрешения дела.

Например, решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган (ч.1 ст. 25.2 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

При этом абзацами 2 - 4 данного пункта установлено следующее:

- в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 ст. 140 данного Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке;

- акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке;

- акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Приведенные положения п. 2 ст. 138 НК РФ также содержат нововведения. До внесения Законом 2013 г. N 153-ФЗ изменений обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе устанавливалось в п. 5 ст. 101.2 данного Кодекса (в ред. Закона 2006 г. N 137-ФЗ) только в отношении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения: такое решение может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе; в случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. С учетом того, что речь идет о нововведениях, заключительными положениями ч. 3 ст. 3 Закона 2013 г. N 153-ФЗ устанавливалось, что положения абз. 1 и 2 п. 2 ст. 138 НК РФ в новой редакции до 1 января 2014 г. применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Согласно пункту 1 ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. При этом на налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, возлагается обязанность в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, досудебное урегулирование споров – это комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации (гражданским, налоговым, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан), осуществляемых в целях урегулирования спора (конфликта) до момента обращения в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Преимущества досудебного порядка урегулирования споров:

– сохранение деловой репутации, так как стороны конфликта заинтересован в его урегулировании, не доводя его до суда;

– дешевый способ урегулирования конфликта, экономия денежных средств, которые при рассмотрении спора арбитражным судом направляются на покрытие судебных расходов (оплата госпошлины, услуг юриста и т.д.);

– оперативность, так как время, потраченное на досудебное разбирательство гораздо меньше того времени, которое необходимо для рассмотрения дела в суде. Например, согласно требованиям НК РФ жалоба рассматривается в месячный срок, с учетом продления – срок увеличивается дополнительно на 15 рабочий дней. В судебных инстанциях срок рассмотрения дела более значителен, а обжалование во всех инстанциях (первая, апелляционная, кассационная) увеличивает срок разбирательства и принятия окончательного решения;

– в случае дальнейшего обращения в суд заинтересованное лицо может учесть позицию вышестоящего органа государственной власти и/или противоположной стороны и более качественно подготовиться к судебному разбирательству;

Кроме того, использование процедур досудебного урегулирования споров позволяет значительно экономить время арбитражного суда и снизить нагрузку на судей, о чем на VIII Всероссийском съезде судей говорил председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев[6].

В АПК РФ планируется установить, что обратиться в арбитражный суд за разрешением спора по общему правилу можно только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию спора. Соответствующие поправки ВС РФ внес на рассмотрение в Госдуму[7].

В ч. 5 ст. 4 АПК РФ указано, что соблюдение досудебного порядка урегулирования спора обязательно, если это предусмотрено федеральным законом или договором, например при необходимости изменить или расторгнуть договор в одностороннем порядке (п. 2 ст. 452 ГК РФ) или при возникновении претензий к грузоперевозчику (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Согласно законопроекту досудебный порядок по общему правилу может стать обязательным для всех арбитражных споров, за исключением дел:

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок;

- о несостоятельности (банкротстве);

- по корпоративным спорам;

- о защите прав и законных интересов группы лиц.

В отношении экономических споров, вытекающих из административных и других публичных правоотношений, необходимость соблюдения досудебного порядка предлагается устанавливать в федеральном законе.

Спор, как следует из законопроекта, можно передать на рассмотрение в арбитражный суд после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования). Законом или договором может быть установлен иной срок и (или) порядок. Если претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не будет соблюден, исковое заявление может быть возвращено.

 

Подсудность дел арбитражным судам

Подсудность дел арбитражным судам – это институт арбитражного процессуального права, устанавливающий правила разграничения подведомственных арбитражным судам дел между различными звеньями системы арбитражных судов.

Родовая подсудность – это определение уровня суда в рамках системы арбитражных судов, которому надлежит рассматривать данное дело в качестве суда первой инстанции.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов (ч. 1 ст. 34 АПК РФ).

В положениях ч. 4 и 5 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации" определен перечень дел, которые ВС России рассматривает в качестве суда первой инстанции, в т.ч. в части 4 статьи - административные дела и в части 5 статьи - дела об экономических спорах. Иначе говоря, данными положениями определена подсудность дел ВС России.

В части 4 и 5 данной статьи вошли положения ст. 27 ГПК РФ, определявшие подсудность дел прежнему ВС России, и ч. 2 ст. 34 АПК РФ, определявшие подсудность дел ВАС РФ.

Так, Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела (ранее компетенция ВАС РФ):

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Единственная категория дел, которые ФАС округа рассматривает как суд первой инстанции, - по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК РФ).

Данное положение вытекает из ст. 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ " О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Дела о присуждении компенсации подведомственны арбитражным судам в случае, если требование о присуждении компенсации вызвано длительным сроком судопроизводства по делу в арбитражном суде или длительным неисполнением судебного акта арбитражного суда.

Из анализа ч. 3 ст. 34 АПК можно сделать вывод о том, что компетентным судом при рассмотрении указанной категории дел будет тот федеральный арбитражный суд округа, на юрисдикционной территории которого находится арбитражный суд, который рассматривал соответствующее дело, или орган, организация, должностное лицо, на которые возложена обязанность по исполнению соответствующего судебного акта.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 34 АПК РФ.

Определив родовую подсудность спора, следует определить территориальную подсудность.

Территориальная подсудность – это определение суда первой инстанции, где должно рассматриваться данное дело, в зависимости от территориального расположения сторон данного дела либо предмета спора.

Различают следующие виды территориальной подсудности:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.