Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальное воспитание и образование в России: становление, развитие.






План

 

1. Из теории и практики гармоничного воспитания человека в Древней Греции

 

2. Музыкальное воспитание в древней Руси

 

3. Детcкое музыкальное воспитание в России в XIX веке

 

4. Профессиональное музыкальное образование

 

5. Вклад в развитие музыкального воспитания в России ХХ в. Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского

 

1. Воспитание в Древней Греции. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания и соответствующую систему воспитания (пайдейя), построенную на принципах гармонии и всесторонности. (Политико-этические трактаты Платона и Аристотеля). Цели школьной системы образования в Афинах - гармоничное и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Центральная тема древнегреческого искусства - «канон» идеального тела, цельные могучие характеры, сочетающие высокий интеллект и нравственную чистоту, мужество, гуманность и непреклонную волю. Система школьного воспитания в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию (обучение грамоте, чтение поэтов, обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению). Лучшие люди «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке» (Аристофан «Отец комедии»). Музыкальный ритм и гармония, как полагали древние греки, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности. Платон требует жесткого контроля над музыкой (исключает лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности), тщательно контролирует поэтические произведения, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: «который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле».

 

Аристотель считает музыку основным средством воспитания, этического воздействия. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов.

 

2. Музыкальное воспитание и образование в древней Руси. Хоровое пение на Руси включалось в число учебных предметов (Былина о буйном молодце Васии Буслаеве). Первые занятия по хоровому пению проходили в монастырях и княжеских дворах. (При Андреевском монастыре в Киеве в XI в. обучали пению в специальной женской школе). С развитием частных школ и индивидуального обучения пение включалось в число основных предметов. Большое место обучение хоровому пению отводится в братских школах (религиозно-национальных организациях). Братские школы – это целая эпоха в истории русского просвещения (высокие образцы музыкального воспитания, хорового пения). (Статья 20 Устава Луцкой школы определяет основы обучения в школе: «Сперва научаются складывать буквы, потом обучаются грамматике; притом учатся церковному порядку, чтению, пению).

Значительное место певческому обучению отводится и в духовных училищах (Постановления Собора, собравшегося в 1551 г.): организовывать в домах священников и дьяков училища обучение грамоте и церковному пению.

 

Обучение хоровому пению происходило не только в плане общеобразовательном, но и специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт профессионального исполнительства и педагогики использовался в школьном обучении пению. С другой стороны, последнее питало профессиональное хоровое искусство. Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков (XV в.), на основе которого впоследствии создадут Петербургскую придворную певчую капеллу.

 

Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня, специальный цикл песен, связанных с детством (колыбельные, прибаутки, считалки и др.), запечатлевших мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, многие из них дошли до нас («А мы просо сеяли», «Ай во поле липонька», «Посеяли девки лен» и др.).

 

Пение без сопровождения и многоголосное пение составляют ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.