Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отчет по ноябрьскому спелепоходу в Сокские Штольни

Проведение заводским турклубом спелео(-сто)логического похода на ноябрьские праздники стало уже ежегодной традицией (спелестология — исследование искусственных подземных полостей). За несколько лет таких походов были посещены почти все значимые системы Подмосковья и Тульской области. В этом году на очереди была Самара. В Самаре находятся, хоть и небольшие, но настоящие и самые близкие к нам горы — Жигули, в обрывистых скальных склонах, которых находится не один десяток естественных пещер и вырытых в 30-60-ые годы ХХ века каменоломен. Каменоломни копали, как для добычи камня для строительства, так и возможного использования, выкопанных штолен в оборонительных целях во времена ВОВ; ведь в годы войны Самара, стала запасной столицей и в случае эвакуации правительства и других органов власти из Москвы, должна была заменить столичные функции. Благодаря этому в архитектуре Самары очень больше количество помпезных «сталинок» и площадей, немало здесь очень интересных и зачастую до сих пор плохо изученных подземных объектов — штолен, бункеров Сталина и Берии, подвалов под сталинскими санаториями на поляне Фрунзе, загадочного и до сих пор используемого и хранящего стратегические запасы продовольствия Холодильника в одной из подземных систем и др. Вместе с этим большинству чебоксарских туристов, особенно скалолазов, знакома только противоположная сторона Волги — напротив Самары — Самарская Лука с ее скалодромом Верблюд, Ширяевскими штольнями и другими известными достопримечательностями.

Ликвидировать досадный пробел и исследовать левый берег Волги у впадения в нее реки Сок решили в этом походе, для чего в период с 3 по 7 ноября 2015 года члены заводского турклуба выехали в Самару для посещения пещеры братьев Греве и Сокских штолен.

Из Чебоксар выехали 3 ноября вечером в 20.00 группой из 8 человек на рейсовом автобусе за 1056 рэ с человека. Билеты брали заранее о чем не пожалели, т.к. автобус был полным. При официальной цене багажа около 150 рэ за место, сэкономили и отдали лично водителю 500 за все рюкзаки. В Самару прибыли рано утром, в 6 часов 4 ноября. Время в Самаре отличается от нашего на плюс один час.

На улице было сыро и слякотно и мы приняли решение пещеру Братьев Греве не посещать — веревок и страховочного снаряжения для спуска мы с собой не брали, а спуск к ней довольно крутой, прямо над пещерой обрывом высится скалодром Барсук и тропы в обход также достаточно крутые, и преодолевать его по скользким от влаги камням, да с рюкзаками на плечах мы посчитали слишком опасным.

В Чебоксарах были приобретены все, быстро готовящиеся на газовых горелках продукты, включая тушенку. В Самаре покупались только хлеб, свежие овощи на салаты и 2 пятилитровые бутыли воды. В такую рань магазины еще не открылись и мы решили закупить продукты в круглосуточном «Перекрестке» в 7 минутах от автовокзала (Московское шоссе, 15Б). Но оказалось, что с октября этот «Перекресток» перестал быть круглосуточным, но нам подсказали, что еще в 10 минутах ходьбы от первого есть еще один «Перекресток», который работает круглосуточно (Московское шоссе, 28). Самое интересное, что во втором «Перекрестке», который действительно оказался круглосуточным, не работал овощной отдел. В итоге мы вернулись в первый «Перекресток», который к этому моменту уже открылся, там купили овощи и отправились ловить маршрутку для заброски в район Сокских Штолен.

Вообще Самара большой по российским меркам город-миллионник, постоянно спорящий за право быть первым по количеству жителей с Нижним Новогородом. Город протянулся широкой полосой вдоль левого берега Волги от реки Самарки до реки Сок на более чем 40 км. Внутри границы города в направлении от центра в строну реки Сок со стороны Волги расположены большие куски леса, где и находится на берегу Волги пещера Братьев Греве, путь до которой от ближайшей населенки — Управленческого городка около 40 минут пешком по лесу, а также еще через километров 10 через лес по Московскому шоссе в сторону аэропорта Курумоч, прямо перед рекой Сок и стелой, обозначающей въезд в Самару находятся Сокские штольни.

В городе есть метро состоящее из 10 станций, к сожалению пока не соединяющее новые районы, где проходит, с центром и вокзалами и огромное количество маршрутов наземного транспорта — троллейбусов, трамваев, автобусов и маршруток. Разобраться в местном транспорте без интернета практически невозможно — улицы и остановки города малоинформативны. В течении получаса мы поймали полупустую 392 маршрутку, которую забили полностью:).

Цена на маршрутки в Самаре зависит от расстояния — при внутригородской цене на все виды транспорта 23 рубля, выезд в отдаленные части города типа Управленческого городка, Красной Глинки или границы города у реки Сок обошелся нам по 50 рэ за человека и столько же за багаж. На ней доехали до поста ГАИ у Сокского кольца. Пользуясь вот такой схемы из интернета мы пошли искать вход в систему Сокские 1-3.

Схема расположения входов в штольни

На момент окончания разработки Сокских штолен и постановки подземных полостей на консервацию общая площадь выработки составляла 0, 5 км2 (50 га), протяженность галерей — 53, 7 км, а объем изъятой породы — около 1 млн. м3. Впоследствии месторождение разрабатывалось открытым способом. В процессе открытой разработки, часть подземной системы была «съедена» карьером, часть обрушилась. Искусственная пещера была разбита на несколько автономных подземных полостей. Самая крупная из них — «Сокская 1/3». В настоящее время она является четвертой по длине искусственной пещерой России. Ее протяженность около 37 км.

Вход в систему нашли быстро, но на карте обозначено 5 входов, и который из них мы обнаружили - непонятно. В итоге отправили несколько групп на разведку: осмотреть местность налево и направо от входа на предмет наличия других лазов, и внутрь системы — осмотреть прилегающие штреки изнутри, чтобы определить свое положение на карте системы.

Карта системы Сокские 1

В это время остальная часть группы готовилась к спуску под землю — переодевались, доставали и проверяли фонари. Однозначно определить свое местоположение нам не удалось, но представление о том в какой части системы находимся мы имели, поэтому решили спускаться и искать место под базовый лагерь.

В ходе поисков мы обнаружили под землей... подвесной мост через небольшую канаву, а в канале крокодила)). Вообще местные туристы очень креативны и благодаря тому, что живут рядом и у них есть возможность посещать систему часто, в ней полно интересных артефактов и творческих объектов в виде обустроенных лагерей, прибитых к потолку рельс, железной паутины в штреках, обилия разнообразных табличек и т.п.

Мост, крокодил и мы

Место под базовый лагерь мы нашли очень удачное: тупиковый штрек, отгороженный от остальной системы этакой перегородкой из деревянных крепей, уложенных горизонтально и скрепленных скобами. В ПБЛ (подземном базовом лагере) был высокий потолок - около 5 метров, стол с четырьмя скамьями, миникухня и 2 спальных места, которых хватило для размещения 8 человек.

Основная часть группы осталась обживать грот, одного человек отправили в разведку — определить где мы находимся, обговорив предварительно контрольное время его возвращения. Тут нам улыбнулась удача — около нашего ПБЛ обнаружились сразу 2 объекта, указанных на карте. Определив положение ПБЛ на карте мы устроили перекус, распаковали вещи и немного обустроили лагерь: застелили скатертью стол, застелили полиэтиленом спальные места (чтобы не испачкать пенки), подвесили еду (чтобы до нее не добрались мыши, если они тут водятся), расставили на уступах в стенах и подожгли свечи.

После перекуса мы отправились исследовать систему. Сами штольни это бывшие известняковые каменоломни, но они не засыпаны и завалены глиной: почти везде можно идти в полный рост. В системе много деревянных крепей, которые устанавливали для поддержания сводов: местами они беспорядочно свалены, местами стоят «воротами» не касаясь потолка, местами из них что-то соорудили предыдущие посетители штолен. В целом система имеет ярко выраженный вытянутый характер. Есть так называемая «централка» — дорога по которой в основном ходят туристы, она «натоптана», легко визуально определяется и по ней можно пройти из одного конца штолен в другой. Есть множество штреков параллельных централке, они в разной степени «натоптаны» и удобны для передвижения. Эти параллельные штреки соединены с централкой множеством ходов. Некоторая часть параллельных штреков завалена камнями или крепями, но их вполне можно обойти.

Высокие потолки

Деревянные крепи «воротами»

Завал из крепей

В штольнях мы нашли брошенные вагонетки, остатки узкоколейной железной дороги для вагонеток.

Вот такие вагонетки встречаются в системе.

Узкоколейная железка, для вагонеток.

Без труда мы нашли водокап, в котором на обратном пути набрали воды.

Водокап — место где со свода подземной полости просачивается вода, может быть оборудованно для удобства ее сбора. В пещерах нет водопровода, поэтому воду для приготовления пищи и других нужд носят с водокапов.

Чтобы было в чем носить воду, перед спуском в пещеру мы покупаем 2 пятилитровые бутыли с водой.

Так выглядит водокап в Сокских Штольнях

 

Даже есть чем черпать воду

В глубине левой части штреков находятся несколько интересных ПБЛов, с любовью обустроенных туристами. Они соорудили бревенчатую заставу из крепей, домик с бревенчатыми стенами и тентом вместо потолка - «АУ».

Бревенчатая застава

ПБЛ " АУ"

Вот почему ПБЛ " АУ" так назван

На этом мы решили прервать исследование штреков и пообедать.

Наш ПБЛ

Потом, решили продолжить исследование левой части штреков. В этот раз интересного было меньше — самые интересные объекты левой части мы уже осмотрели. В ходе исследований мы облазили несколько штреков, параллельных централке, и нашли еще несколько ПБЛов, разной степени благоустроенности. Надо заметить, что несмотря, на достаточно простую при первом взгляде на карту, топографию системы, реальное ориентирование не всегда однозначно: частенько приходится искать обходы, иногда считать количество ходов от найденного ориентира и т.д.

Затем вернулись в наш лагерь, приготовили и употребили ужин, вечер завершился игрой в «крокодила».

5 ноября после завтрака мы решили посетить систему Сокские 2, а по пути осмотреть заброшенный завод по переработке камня. Для этого мы вышли из системы Сокские 1-3 и начали подниматься по внешнему склону карьера.

Даже развалины завода впечатлили нас размахом.

Заброшенный завод

Поднявшись на этакий «перевал», обнаружили, что в карьере тренируются местные силовики, и нас вежливо попросили пару часов погулять и в карьер не лезть. Мы решили использовать это время с пользой и прогуляться до «магазина». Для этого мы перешли реку Сок, прошли еще пару километров и там в поселке Волжский нашли несколько ларьков, в которых мы закупились.

Далее вернулись ко входу в систему Сокские 1, припрятали около входа покупки и снова начали подъем со склону карьера. К этому времени силовики уже уехали и мы, предварительно сориентировавшись по карте, начали спуск. Не удержавшись, мы сходили на импровизированное стрельбище и осмотрели его. Обнаружили большое количество гильз разного калибра, набрали их на сувениры.

Вход в систему Сокские 2 оказался на этакой террасе на высоте метров 8 от дна карьера. Порадовало, что подъем уже «протоптан» туристами и мы без особого труда добрались до входа. Система Сокские 2 совсем небольшая, но в ней сохранилось много вагонеток и большой фрагмент узкоколейной дороги.

В системе Сокские 2 сохранилось много вагонеток

В интернете, на фото из штолен мы видели очень интересные ледяные сталагмиты. Исследовав первую и вторую систему Сокских штолен мы пришли к выводу, что в начале ноября еще слишком тепло, они летом растаяли, а замерзнуть еще не успели. В обеих системах мы обнаружили места, где с потолка капает вода — предположительно в этих местах и должны зимой нарастать ледяные сталагмиты.

На заднем фоне фотографии стена карьера, она отделяет нас от входа в систему Сокские 1

Возвращаясь первую систему, мы обнаружили бывший склад аммонала, которым взрывали породу. Вход в него был сильно завален и напоминал шкурник (узкий лаз в пещере, через который приходится протискиваться, «сдирая шкуру»), но уже метрах в 5 от входа можно было встать в полный рост.

 

На складе охранились вот такие помещения

Добравшись до лагеря мы взялись за приготовление позднего обеда. Остаток для потратили на исследование правой части системы: посетили лагерь МДМ и место гибели спасателей.

Как и любой подземный объект, каменоломни несут в себе некоторую опасность и не прощают пренебрежительного отношения к себе и безопасности. К сожалению есть печальные случаи и в этой системе. Один из них связан с блужданиями одинокого туриста с двумя банками тушенки, оставшегося в системе без света и заблудшего в темноте в обвальные ходы, где редко, кто бывает — его живого, но истощенного нашли через 2 недели; другой более трагичный произошел в 1999 году и связан с гибелью 3-х «туристов», которые по неопытности развели костер из рухнувших крепей и задохнулись в дыму, также погибли три спасавших их спасателя МЧС.

После ужина мы коротали время за песнями под гитару и игрой в «крокодила».

Утром 6 ноября мы позавтракали, свернули лагерь, выбрались из пещеры, вынесли за собой мусор, спустились к реке Сок и немного почистились и отмылись от глины и мела.

Берег реки Сок

Время у нас было, автобус до Чебоксар отправлялся в 18 часов по местному времени, решено было оставить рюкзаки в камере хранения на автовокзале и прогуляться по городу. Мы посетили знаменитое ДНО (до сих пор действующий дореволюционный пивзавод — родина Жигулевского пива), где продегустировали его продукцию, дошли до бункера Сталина (он к сожалению работает до 15.00 и оказался закрыт), прогулялись по Ленинградской улице (это пешеходная улица, что-то вроде нашего Арбата).

Мы нашли фигуру дяди Степы

и Буратино.

После мы перекусили в пиццерии (средний чек 150-200 рэ) и отправились на автовокзал забирать вещи и садиться на автобус до Чебоксар.

В Чебоксарах были в 3.30 утра уставшие, не выспавшиеся, но счастливые от хорошо, интересно и активно, проведенного времени в отличной компании; и того, что еще одним белым пятном на карте наших походов стало меньше.

Система Сокские 1 оказалась достаточно простой в плане ориентирования, имеет удобный спуск и штреки-ходы (почти везде можно идти в полный рост, можно не принимать мер для защиты одежды и снаряжения от глины и мела), ПБЛ просторные, с высокими потолками. Мы нашли только 2 минуса: маленькая система (в интернете мы нашли неполную карту системы и в неизвестную нам часть не лезли) и ледяные сталагмиты нарастают зимой (в ноябре их еще нет).

Ходите в походы и присоединяйтесь к нам!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | По профилю специальности/педагогической




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.